Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1369/2024 ~ М-994/2024 от 31.05.2024

Дело № 2-1369/2024

25RS0039-01-2024-001464-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июля 2024 года                           с. В.-Надеждинское Приморского края

Надеждинский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Кисляковой Т.С.,

при секретаре Шашкун Л.В.,

с участием помощника прокурора Надеждинского района Федоровой И.А.,

представителя ответчика Кустовой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Надеждинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по выполнению работ, третье лицо – ООО «Стройка Плюс»,

у с т а н о в и л :

Прокурор Надеждинского района обратился в суд с названным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно полномочий по ремонту и замене коммунальных сетей водоснабжения на территории Надеждинского муниципального района.

В ходе проверки установлено, что водоснабжение и водоотведение в <адрес> осуществляется гарантирующей организацией ООО «Стройка Плюс». Сети водоотведения, расположенные в <адрес> муниципального района, с использованием которых предоставляется услуга водоотведения, находятся в муниципальной собственности администрации <адрес>, при этом отдельные участки сетей водоотведения находятся в аварийном состоянии и требуют замены по следующим адресам в <адрес>: между домами 5 и 7 по <адрес> протяженностью 25 м., в районе <адрес> протяженностью 60 м.

<адрес> технические задания на разработку инвестиционных программ не утверждались. Сети водоотведения ресурсоснабжающей организации ООО «Стройка Плюс», которой осуществляется водоотведение по договору аренды или концессионному соглашению для эксплуатации не переданы, что подтверждаются информацией ООО «Стройка Плюс».

Из информации, представленной администрацией Надеждинского муниципального района, следует, что вышеуказанные сети в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства Надеждинского муниципального района на 2021-2025 гг.» для ремонта не включены.

Таким образом, необходимые мероприятия по содержанию сетей водоотведения администрацией Надеждинского муниципального района не проводятся, своевременные и надлежащие меры к ремонту, замене ветхих сетей не принимаются.

Вместе с тем установлено, что указанные участки сетей водоотведения задействованы в предоставлении коммунальной услуги в <адрес> муниципального района, где расположены многоквартирные жилые дома.

Непроведение работ по замене участков сетей водоотведения создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – жителей <адрес> муниципального района, проживающих в жилых домах, а также находящихся в административных зданиях. Нахождение в аварийном состоянии участков водопроводных сетей <адрес> ставит под угрозу прохождение отопительного сезона 2024-2025 гг., возможность получения качественных услуг населением, а также является предпосылкой создания чрезвычайной ситуации в связи с авариями и порывами на данных участках сетей.

Непринятие своевременных мер к замене участков водопроводных сетей ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес> муниципального района.

Прокурор Надеждинского района просит суд обязать ответчика провести замену сетей водоотведения расположенных на вышеуказанных участках, решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку промедление может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес> Надеждинского муниципального района на бесперебойное водоснабжение.

В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района заявленные требования поддержал(а), просил(а) их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Надеждинского муниципального района по доверенности Кустова А.Э. в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что доказательств, подтверждающих аварийное состояние сетей водоотведения в районе <адрес> в материалах дела не содержится и прокурором района не представлено, относительно ремонта сетей водоотведения между домами 5 и 7 по <адрес> указала, что для осуществления ремонта необходимо заключить контракт с подрядчиком, на что просила предоставить время – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу. Просила обратить внимание на то, что бюджет Надеждинского муниципального района является дефицитным. Аналогичная позиция изложена ответчиком в письменном отзыве.

Представитель третьего лица ООО «Стройка Плюс» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижим вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из содержания п. 1 ст. 130 ГК РФ и разъяснений п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Таким образом, сети водоотведения являются недвижимым имуществом.

Статьей 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления муниципального района разрешение вопросов местного значения по организации водоснабжения населения на территории сельских поселений, расположенных в границах муниципального района.

В силу ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно вышеуказанным требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация Надеждинского муниципального района, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ей имущества, в связи с чем, обязанность по надлежащему содержанию указанных участков водопроводных сетей должна быть возложена на администрацию Надеждинского муниципального района.

Статьями 2, 45 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Их соблюдение и защита являются обязанностью, гарантированной государством. Никто не может быть ограничен в праве на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Надеждинского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно полномочий по ремонту и замене коммунальных сетей водоснабжения на территории Надеждинского муниципального района.

Так, в ходе проверки выявлено, что отдельные участки сетей водоотведения, расположенные между домами 5 и 7 по <адрес> протяженностью 25 метров, в районе <адрес> протяженностью 60 метров, находятся в аварийном состоянии и требуют замены.

Сети водоотведения, расположенные в <адрес> муниципального района, с использованием которых предоставляется услуга водоотведения, находятся в муниципальной собственности администрации <адрес>. Водоснабжение и водоотведение в <адрес> осуществляется гарантирующей организацией ООО «Стройка Плюс».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации Надеждинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Согласно ответу администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, направленного прокурору района по результатам рассмотрения представления, мероприятия по замене сетей между домами 5 и 7 по <адрес> и замена выпускного канализационного коллектора в районе <адрес> в <адрес> в 2024 году не запланированы и в муниципальную программу «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства Надеждинского муниципального района на 2021-2025 гг.» для ремонта не включены.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила и представила в подтверждение копию соответствующего документа, согласно которому на выполнение ремонтных работ сетей водоотведения, расположенных в <адрес>: между домами по <адрес>, администрацией Надеждинского района с ООО «Стройка Плюс» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор, срок выполнения работ по которому – 20 календарных дней с момента его заключения, договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. При этом доказательств тому, что на момент вынесения настоящего решения произведен ремонт и замена сетей водоотведения, расположенных в <адрес>: между домами по <адрес>, суду не представлено.

Таким образом, прокуратурой Надеждинского района выявлено, что необходимые мероприятия по содержанию сетей водоотведения администрацией Надеждинского муниципального района не проводятся, своевременные и надлежащие меры к ремонту, замене ветхих сетей не принимаются, что может повлечь необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес> муниципального района на благоприятные условия проживания и получение некачественной услуги водоснабжения и водоотведения.

Поскольку на день рассмотрения настоящего дела обязанность по ремонту и замене коммунальных сетей водоснабжения ответчиком не исполнена, исковые требования прокурора Надеждинского района о возложении на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности провести указанные работы подлежат удовлетворению.

В резолютивной части решения судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).

В тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению или суд придет к выводу о необходимости этого (статьи 210 - 212 ГПК РФ), в решении необходимо сделать соответствующее указание.

Решения, перечисленные в статье 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.

По смыслу закона, изложенному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Обращая по просьбе истца решение к немедленному исполнению, суд вправе в необходимых случаях требовать от истца обеспечения поворота исполнения решения на случай его отмены.

Истцом по настоящему делу не представлено достаточных и достоверных доказательств той степени аварийности сетей водоотведения, которая требует незамедлительного проведения ремонтных работ. При этом исходя из положений бюджетного законодательства и положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд незамедлительное проведение работ по замене сетей водоотведения не представляется возможным.

С учетом изложенного, разрешая вопрос в порядке ст. 206 ГПК РФ о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая объем работ, а также цели возложения на ответчика заявленной в иске обязанности, степень их значимости для благополучия населения, суд полагает необходимым в целях обеспечения исполнимости судебного акта и достижения баланса интересов, в том числе экономических, каждой стороны правоотношений, установить срок для исполнения обязанности ответчиком продолжительностью 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

исковое заявление прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на администрацию Надеждинского муниципального района обязанность провести замену сетей водоотведения, расположенных в <адрес>: между домами по <адрес>, протяженностью 25 метров, а также в районе <адрес> протяженностью 60 метров, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Надеждинский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 23.07.2024.

Судья                                                                                       Т.С. Кислякова

2-1369/2024 ~ М-994/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Надеждинского района
Ответчики
Администрация Надеждинского муниципального района
Другие
ООО "Стройка Плюс"
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Кислякова Т.С.
Дело на странице суда
nadezhdinsky--prm.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Подготовка дела (собеседование)
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее