Дело №2-1307/23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Самойловой В.К.,
с участием представителя истца ЧВН СЕВ, действующей на основании доверенности 75 А А 1200206 от 13.07.2023, сроком на пять лет,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЧВН к администрации сельского поселения «Мирсановское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, восстановлении срока на подачу документов, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец, в лице своего представителя, обратился в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что он фактически проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Кибасово, ул.Заречная, д.8, иного жилья в собственности не имеет. Вышеуказанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года, в результате наводнения дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию сельского поселения «Мирсановское» о включении истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по сельскому поселению «Мирсановское», ему отказано. С данным решением истец не согласен, так как фактически он проживал в жилом доме по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Кибасово, ул.Заречная, д.8 на момент чрезвычайной ситуации в июле 2021 года и является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. С учетом уточнения исковых требований, просит суд восстановить срок на подачу документов, признать за истцом право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать администрацию сельского поселения «Мирсановское», муниципального района «Шилкинский район» включить истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, в период 2021 года по муниципальному району «Шилкинский район». Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести истцу выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
Истец ЧВН, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель истца ЧВН СЕВ в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме, дополнений не имела. Пояснила, что наводнение произошло в июле 2021 года, однако ее супруг в администрацию с заявлением о включении его в Список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, в период 2021 года по муниципальному району «Шилкинский район», не обращался в связи с нахождением на работе в г.Шилке, при этом ее супруг ЧВН не работал вахтовым методом за пределами Забайкальского края. Уважительных причин для восстановления срока на подачу документов, нет и каких-либо препятствий для обращения с заявлением в администрацию, не было. В 2021 году, после произошедшей чрезвычайной ситуации, ЧВН получил социальные выплаты за утрату имущества, то есть ему было известно о возможности обратиться с заявлением в администрацию о включении в Список для получения выплат взамен утраченного жилого помещения в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, однако почему супруг не обратился, пояснить не может. ЧВН был мобилизован 22.09.2022. Летом 2023 года ЧВН приезжал в отпуск и решил провести независимую экспертизу о техническом состоянии дома, после чего обратился с заявлением в администрацию о включении его в Список для получения выплат взамен утраченного жилого помещения в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, в чем ему было отказано из-за пропуска срока обращения с заявлением. В период 2021 года у нее тоже не было уважительных причин, препятствующих обратиться с заявлением в администрацию от имени супруга.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Шилкинский район», извещений надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, при этом представил отзыв на иск, согласно которому исковые требования оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Мирсановское», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при этом представил возражения на исковое заявление, согласно которому в иске просит отказать в связи с истечением срока предоставления документов, который истек 27.12.2021, уважительность причин пропуск срока подачи документов, их обоснованность, достоверными фактами не подтверждены, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п.1 ст.11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.1);
- граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.2);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 п.4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
К членам семей граждан, указанных в подп. 1 п. 4 Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 5).
Порядок формирования списков определен Главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Как следует из п.19 Правил, для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию документы.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения Губернатором Забайкальского края соответствующих Списков по Забайкальскому краю, Министерство направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 федеральных Правил (п. 34-36 Правил).
Согласно п.28 Правил размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 22.07.2021 №292 на территории муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы муниципального района «Шилкинский район» от 25.07.2021 №293, «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Шилкинский район» от 22.07.2021 №293 «О введении на территории муниципального района «Шилкинский район» режима чрезвычайной ситуации, определены границы зоны действия режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории поселений муниципального района «Шилкинский район», куда вошли жилые дома, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Кибасово, ул.Заречная, д.8.
Как следует из материалов дела, в жилом помещении по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с.Кибасово, ул.Заречная, д.8 зарегистрирован по месту жительства истец ЧВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.01.1992.
Жилое помещение по адресу: <адрес> оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.10.2023 №КУВИ-001/2023-245023787, правообладателю ЧВН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на 22.07.2021, принадлежало жилое помещение п адресу: <адрес>, вид права – собственность, дата государственной регистрации – 24.03.2016.
Заключением межведомственной комиссии №1 от 19.07.2023, составленного на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано аварийным (жилой дом непригоден для дальнейшей эксплуатации) в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46, вследствие затопления жилых домов на территории сельского поселения «Мирсановское» в период с 22.07.2021.
Чупров В.Н. обратился с заявлением на имя главы сельского поселения «Мирсановское» о включении его в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края.
Постановлением главы сельского поселения «Мирсановское» от 27.07.2023 № ЧВН во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по сельскому поселению «Мирсановское» на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края, отказано на основании подп.5, п.23 Правил (подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с п.19 Правил).
В уведомлении от 24.07.2023 №278, выданного администрацией сельского поселения «Мирсановское» об отказе во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, указано, что основанием отказа является 6(1) Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, в связи с подачей заявления и документов после срока, установленного в соответствии с п. 6(1) настоящих Правил.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности истцу ЧВН Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Указанное жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в 2021 году, в связи паводковыми явлениями, возникшими на территории Забайкальского края.
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с заявлением об оказании мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации истец ЧВН обратился 26.07.2023, то есть по истечении срока, установленного для оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, то есть после 31 декабря 2022 года.
Согласно п. 6(1) Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями" предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, - не позднее 31 декабря года, следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом заявление и документы для получения мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, были поданы по истечении срока установленного в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края для оказания мер социальной поддержки (до 31 декабря 2022 года).
Из пояснений в судебном заседании представителя истца ЧВН СЕВ судом установлено, что последнему было известно о произошедшей в 2021 году чрезвычайной ситуации, их, как жителей с.Кибасово, собирала администрация сельского поселения «Мирсановское» в клубе, где они писали заявления о получении социальных выплат в результате произошедшей чрезвычайной ситуации на территории Шилкинского района Забайкальского края в 2021 году.
Кроме того, как пояснила суду представитель истца ЧЕВ СЕВ в 2021 году, после произошедшей чрезвычайной ситуации, ЧВН получил социальные выплаты за утрату имущества, то есть ему было известно о возможности обратиться с заявлением в администрацию о включении в Список для получения выплат взамен утраченного жилого помещения в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, однако почему супруг не обратился с указанным заявлением, пояснить не может.
Как пояснила в судебном заседании сама представитель истца ЧВН СЕВ, уважительных причин, а также каки-либо препятствий для своевременного обращения в администрацию сельского поселения «Мирсановское» с заявлением на получение мер социальной поддержки, у ЧВН не имеется, не было и у нее таковых, как у супруги ЧВН
Тот факт, что ЧВН не обратился с вышеуказанным заявлением в установленный законом срок в связи с занятостью на работе, не может являться уважительной причиной, при этом место работы последнего не находилось за пределами Забайкальского края.
Кроме этого, ЧВН был мобилизован 22.09.2022, то есть спустя более года после чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в 2021 году, в связи паводковыми явлениями, возникшими на территории Забайкальского края.
Таким образом, каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения с заявлением на оказание мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, истцом не представлено.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности вынесенного администрацией сельского поселения «Мирсановское» постановления об отказе истцу ЧВН во включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, истцом не представлено и судом не добыто.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ЧВН к администрации сельского поселения «Мирсановское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, восстановлении срока на подачу документов, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения, у суда не имеется.
Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ЧВН к администрации сельского поселения «Мирсановское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, восстановлении срока на подачу документов, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение суда составлено 30.11.2023.
Судья С.Ю. Цукерман