Дело № 2-42(1)/2021
64RS0030-01-2020-001709-91
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 января 2021 года город Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ястребовой О.В.,
при секретаре Кашиной Н.В.,
с участием истца Мягченковой И.А.,
представителя истца Мягченковой И.А. – Аистова А.И.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) Серебрякова Е.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мягченковой Ирины Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) о признании решения ГУ - УПФ РФ в <адрес> (межрайонное) незаконным в части, о включении периодов работы в специальный стаж для досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Мягченкова И.А. обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в Ртищевском районе (межрайонное)) о признании решения ГУ - УПФ РФ в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) незаконным в части, о включении периодов работы в специальный стаж для досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленного требования истец указала, что решением ГУ – УПФ РФ в Ртищевском районе Саратовской области от 31.08.2020 года №200000029360/44007920/2216 ей было отказано в зачислении в её пенсионный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости следующих периодов: - нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года, так как включение в этот стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком после 06.10.1992 года не предусмотрен КЗоТ; - нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком с 15.03.1999 года по 23.07.2001 года, так как включение в этот стаж периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком после 06.10.1992 года не предусмотрен КЗоТ; - нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением заработной платы с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года, с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года, с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года и с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года. Считает данное решение в части не включения в её пенсионный стаж данного периода незаконным по следующим основаниям.
В периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы за ней сохранялась заработная плата, с которой работодатель уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что соответствует требованиям ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и эти периоды подлежат включению в её страховой стаж при оформлении досрочной страховой пенсии по старости, составляя суммарно 128 календарных дней (32 дня (с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года) + 31 день (с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года) + 32 дня (с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года) + 33 дня (с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года) или 4 месяца 8 дней.
Она является матерью двоих детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дважды в период своей трудовой деятельности воспользовалась правом на отпуск по уходу за ребёнком: - с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года по уходу за ФИО7 до достижения им возраста одного года и четырёх месяцев; - с 15.03.1999 года по 23.07.2001 года по уходу за ФИО7 до достижения ей возраста двух лет шести месяцев.
В соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ от 25.09.1992 года №3543-1, действовавшей в период её нахождения в отпуске с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года по уходу за ФИО7, она являлась медсестрой Салтыковской амбулатории и обеспечивалась государственной социальной защитой за счёт средств государственного социального страхования - в связи с чем весь период её нахождения в этом отпуске, составивший 1 год 0 месяцев 27 дней, должен засчитываться в её страховой стаж.
Данная гарантия сохранилась и существовала при изложении ст.238 КЗоТ РФ в новой редакции Федеральным законом №84-ФЗ от 30.04.1999 года, в период её ухода с 15.03.1999 года в отпуск по уходу за ФИО7 до достижения ей возраста двух лет шести месяцев, в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, действовавшей в редакции Федерального закона №152-ФЗ от 24.08.1995 года и предоставлявшей женщине право на отпуск по уходу за ребёнком до достижении им возраста трёх лет, но в её социальный стаж, в данном случае, должен засчитаться период до достижения её дочери полутора лет, то есть до 27.06.2000 года включительно, и весь период её страхового стажа в этом отпуске составляет с 15.03.1999 года до 27.06.2000 года срок 1 год 3 месяца 12 дней.
Отказ административного ответчика о включении и начислении в её страховой стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми: - с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года по уходу за ФИО7 до достижения им возраста одного года и четырёх месяцев сроком 1 год 0 месяцев 27 дней; - с 15.03.1999 года по 23.07.2001 года по уходу за ФИО7 до достижения ей возраста двух лет шести месяцев, но зачислением периода до достижения ей полутора лет с 15.03.1999 года до
27.06.2000года, сроком 1 год 3 месяца 12 дней; всего сроком 2 года 04 месяца 09 дней (1 год 0 месяцев 27 дней + 1 год 3 месяца 129 дней), является незаконным.
Просит суд признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) от 31.08.2020 года №200000029360/44007920/2216 в части не включения в её страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года и с 15.03.1999 года по 27.06.2000 года, нахождения её на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением заработной платы с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года, с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года, с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года и с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года, и обязать его, согласно приведённого выше расчёта, включить в её страховой стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости срок 2 года 8 месяцев 8 дней (4 месяца 8 дней + 2 года 4 месяца 9 дней).
Определением Ртищевского районного суда Саратовской области от 01 декабря 2020 года административное исковое заявление Мягченковой И.А. принято в порядке гражданского судопроизводства.
Истец Мягченкова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала,
настаивала на их удовлетворении, уточнила требования в части и просила включить в её страховой стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости срок 2 года 8 месяцев 17 дней.
Представитель истца Мягченковой И.А. – Аистов А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное)) Серебряков Е.С. при рассмотрении дела просил в удовлетворении исковых требований отказать, дал объяснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданское судопроизводство носит состязательный характер, каждая сторона должна представить суду доказательства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.
Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
С учетом переходных положений статьи 35 данного Федерального закона, предусматривающих постепенное увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов в 2020 году составляет – 18,6, и не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.
Согласно положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
С учетом анализа действующего пенсионного законодательства, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", к таковым не относится.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подп. "н" п. 1 названного Постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"- к периодам работы с 01 января 2002 года;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 14 августа 2020 года Мягченкова И.А. обратилась в ГУ - УПФР в Ртищевском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ГУ - УПФР в Ртищевском районе Саратовской области №20000029360/44007920/2216 от 31 августа 2020 года истцу Мягченковой И.А. было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением определено, что Мягченкова И.А. на дату обращения имеет стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» 23 года 09 месяцев 25 дней, исчисленной по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, 25 лет 02 месяца 15 дней стажа работ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, исчисленной с учетом пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», 25 лет 02 месяца 15 дней, в соответствии с учетом Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П.
Согласно указанному решению ответчика в стаж лечебной деятельности истца не были засчитаны: - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года, - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 15.03.1999 года по 23.07.2001 года; - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением заработной платы с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года, с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года, с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года и с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года.
В судебном заседании установлено, что с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года, с 15.03.1999 года по 23.07.2001 года истец Мягченкова И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, в связи с рождением детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года
№ 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных основаниях (статья 167 КЗоТ РСФСР). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года. На указанные периоды распространяются правила о кратном исчислении периодов специального стажа до 01 ноября 1999 года.
При этом, для назначения пенсии истцу на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для истца, который у Мягченковой И.А. отсутствует.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что периоды отпуска по уходу за ребенком в заявленном истцом периоде с 16.02.1994 года по 15.03.1995 года, с 15.03.1999 года по 23.07.2001 года, не подлежат включению в специальный трудовой стаж истца. В соответствии с разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года №5 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение после 06 октября 1992 года.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что истец Мягченкова И.А. с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года (1 месяц 04 дня), с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года (1 месяц 03 дня), с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года (1 месяц 04 дня), с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года (1 месяц 05 дней), находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с сохранением заработной платы.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее также Правила исчисления № 516), периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При направлении работника работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка (статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации, далее также ТК РФ), так как действующим трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, в период нахождения Мягченковой И.А. на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, средний заработок, при этом истец находилась на курсах повышения квалификации в период ее работы в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Доказательств обратного суду не представлено.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Правила исчисления № 516 не содержат каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном порядке.
В связи с чем, заявленные требования истца о признании незаконным решение ГУ – УПФ РФ в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) от 31.08.2020 года №200000029360/44007920/2216 в части не включения в страховой стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года, с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года, с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года и с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года, и возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды в её страховой стаж для начисления досрочной страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мягченковой Ирины Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) о признании решения ГУ - УПФ РФ в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) незаконным в части, о включении периодов работы в специальный стаж для досрочной страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) от 31.08.2020 года №200000029360/44007920/2216 незаконным в части отказа во включении в специальный стаж Мягченковой Ирины Александровны периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года, с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года, с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года и с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда России в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 года по 06.03.2003 года, с 26.02.2008 года по 28.03.2008 года, с 26.02.2013 года по 29.03.2013 года, с 26.02.2018 года по 30.03.2018 года, в специальный стаж Мягченковой Ирины Александровны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Мягченковой Ирины Александровны отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись