Дело № 2-109/2024
УИД 70RS0015-01-2024-000121-35
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 мая 2024 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
с участием представителей процессуального истца - старшего помощника Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначеевой Е.Н., помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Попова Е.В,
представителей ответчика - главы администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области Прокопенко С.Н., главного специалиста-юриста отдела правовой и кадровой работы администрации Кожевниковского района Масловой Е.А.,
при секретаре Артюковой И.Н.,
помощнике судьи Есенове Р.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области к администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о взыскании ущерба, причиненного в результате тушения лесного пожара,
У С Т А Н О В И Л:
Томский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, в котором просит взыскать с ответчика расходы на тушение лесного пожара, обнаруженного в 10.20 часов 28 мая 2023 года в <данные изъяты> в размере 159957,88 рублей, с зачислением денежных средств на счет ОГАУ «Томсклесхоз».
В обоснование требований указано, что 28 мая 2023 года в 10.20 часов обнаружено распространение огня с земельного участка с кадастровым номером № (очаг возгорания: географические координаты №”), впоследствии перешедшее на земли лесного фонда (<данные изъяты>). Тушение лесного пожара производилось специалистами Кожевниковской ЛПС-1 типа ОГАУ «Томское лесохозяйственное производственное объединение» (далее - ОГАУ «Томсклесхоз»). Актом о лесном пожаре № от 29 мая 2023 года зафиксировано следующее: дата обнаружения пожара – 28 мая 2023 года в 10.20 часов; площадь обнаружения - 5,0 га; дата ликвидации – 28 мая 2023 года в 15.00 часов; площадь ликвидации - 6,8 га. Очаг возгорания возник на земельном участке с кадастровым номером №, который в соответствии с данными ЕГРН находится в постоянном (бессрочном) пользовании у администрации Вороновского сельского поселения. Согласно справке о затратах на тушение вышеуказанного лесного пожара затраты, включаемые в расходы на его тушение составили 159957,88 рублей. В соответствии с п.20 приказа Рослесхоза от 03 апреля 1998 года № 53 «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» расходы на тушение лесного пожара включают в себя: заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения; стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара; расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара. Представленные Департаментом и ОГАУ «Томсклесхоз» документы в обоснование расходов, произведенных исполнителем работ по тушению лесного пожара, подтверждают экономически оправданные затраты организации, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров. Затраты на тушение лесного пожара, указанные в справке о затратах на тушение лесного пожара, соотносятся со сведениями о ходе его возникновения и тушения, количестве единиц использованной техники и личного состава, принимавшего участие в ликвидации возгорания, хронологии распространения. В силу пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила), правообладатели земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и на территории вне границ населенных пунктов, обязаны проводить своевременную уборку мусора, сухой растительности, покос травы. Пунктом 70 Правил и пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614, предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Причина возникновения лесного пожара - переход огня с земель иного назначения, на которых на момент пожара минерализованная полоса отсутствовала.
Определением Кожевниковского районного суда Томской области от 23 апреля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Кожевниковское лесничество филиал ОГКУ «Томсклес».
Представитель процессуального истца - старший помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Казначеева Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что 28 мая 2023 года лесной пожар возник на территории лесного фонда в результате перехода огня с земельного участка с кадастровым номером №, собственником которого является ответчик, вина которого выразилась в том, что последними не приняты все зависящие меры для предотвращения перехода пожара на земли лесного фонда. Положениями Правил противопожарного режима, утвержденного Постановлением Правительства от 16 сентября 2020 года №1479 предусмотрено, что лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. То есть законодатель устанавливает достаточно широкий перечень мероприятий, которые должно провести лицо, использующее участки, прилегающие к лесу, выполнить определенные требования противопожарной безопасности, для исключения распространения огня в случае его возникновения на его участке, на территорию лесного фонда. Вместе с тем, исходя из совокупности представленных доказательств, указанные действия ответчиком приняты не были. Указала также, что по поручению прокуратуры представителями надзорных ведомств Департамента Лесного хозяйства, филиала ОГКАУ «Томсклес», ГУ МЧС, ОГАУ «Томсклесхоз», с участием специалиста Росреестра, было проведено выездное мероприятие на место пожара в целях уточнения очага возгорания, границ пожара, места его перехода на земли лесного фонда. Указанное мероприятие было проведено с целью уточнения на местности, с каких земель произошел пожар, был ли факт перехода с земель сельскохозяйственного назначения на земли лесного фонда и определения границ пожара. В ходе проведения настоящего осмотра установлено, что указанный земельный участок с кадастровым номером №, используется под свалку ТБО, на нем на постоянной основе происходит поджигание мусора. В месте перехода лесного пожара на земли лесного фонда минерализованная полоса отсутствует.
Представитель процессуального истца помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Попов Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, поскольку представленные и исследованные в ходе судебного заседаниями доказательства подтверждают факт, что между бездействием администрации Вороновского сельского поселения и понесенными затратами на тушение лесного пожара имеется прямая причинно-следственная связь.
Материальный истец Департамент лесного хозяйства Томской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, о причинах не явки не уведомил, ходатайств об отложении не заявлял. Исковые требования поддержал, в отзыве на исковое заявление указал, что Департамент лесного хозяйства Томской области входит в структуру исполнительных органов власти региона (пункт 1 положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18 октября 2012 года №128 (далее - Положение)). Согласно абзацу «е» подпункта 8 пункта 9 Положения государственный орган реализует на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений, в том числе тушение лесных пожаров. В силу подпункта 13 пункта 9 Положения Департамент лесного хозяйства Томской области реализует полномочия в отношении подведомственных ему учреждений. С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Томской области Департаментом лесного хозяйства Томской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Томское лесохозяйственное производственное объединение» (сокращенное наименование ОГАУ «Томсклесхоз»). Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Томской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств, представляемых учреждению в форме субсидий. Согласно п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В соответствии ч.3, 5 ст.83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ). Средства субвенции были израсходованы на тушение лесного пожара, возникшего по вине ответчика, который в своей деятельности был обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации: п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 и п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614, которыми предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. Представленными истцом документами подтверждается, что установленные нормативными правовыми актами противопожарные мероприятия ответчик не выполнил, в этой связи на лицо его противоправное бездействие. Между противоправным бездействием ответчика и наступившими негативными последствиями имеется прямая причинная связь, поскольку распространению огня не препятствовали никакие меры по противопожарному обустройству.
Материальный истец ОГАУ «Томское лесохозяйственное производственное объединение», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, заявленные Томским межрайонным природоохранным прокурором требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представители ответчика глава администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области Прокопенко С.Н., главный специалист-юрист отдела правовой и кадровой работы администрации Кожевниковского района Масловой Е.А., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, не отрицая факт отсутствия противопожарной минерализованной полосы, пояснили, что там имеется дорога, при наличии которой отсутствует необходимость в данной полосе. Считают, что не установлено точное место очага возгорания, возможно пожар возник на другом земельном участке, не принадлежащем ответчику, координаты указанные в акте о лесном пожаре не соответствуют действительности.
Определив на основании ст. 167 ГПК РФ о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4) ликвидацию лесного пожара;
4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;
4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара;
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Привала), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Пунктом 70 Правил и пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 предусмотрено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1).
На основании ст. 1082 Гражданского кодекса РФ способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре или возмещение причинных убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 июня 2002 года №14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в ст. 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в гражданско-правовых отношениях установлена презумпция вины в причинении вреда, в том числе, когда таковая заключается в необеспечении мер пожарной безопасности при содержании своего имущества лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.
В судебном заседании установлено, что выделы <данные изъяты> относятся к землям лесного фонда и находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно акту о лесном пожаре № от 29 мая 2023 года, 28 мая 2023 года в 10.20 часов был обнаружен лесной пожар в <данные изъяты>, координаты №. Площадь пожара в момент обнаружения составила 5 га. На площади, пройденной пожаром, следов кострищ не обнаружено, на прилегающей к территории лесного фонда отсутствовала минерализованная полоса. Причиной возникновения пожара послужил переход огня с земель иных категорий. Тушение пожара начато 28 мая 2023 года в 10.20 часов, лесной пожар ликвидирован 28 мая 2023 года в 15.00 часов командой Кожевниковской ЛПС первого типа (8 сотрудников). Применявшиеся способы и средства по тушению пожара - заливание водой из РЛО.
Из пояснительной записки к акту о лесном пожаре № от 29 мая 2023 года, составленной инженером по охране и защите леса Кожевниковского лесничества П. следует, что в ходе патрулирования лесов было обнаружено распространение огня со стороны свалки, находящейся недалеко от населенного пункта с.Вороново, по сухой прошлогодней травянистой растительности и бытовым отходам на прилегающие лесные насаждения в <данные изъяты>, не входящие в лесной фонд. Указано, что в месте перехода огня с земель иных категорий на земли лесного фонда минерализованная полоса отсутствует. Работы по тушению лесного пожара проводились Кожевниковской ЛПС – 1 типа. Площадь пройденная огнем составляет 7 га, площадь пожара лесного фонда составляет 6,8 га.
Указанные обстоятельства подтверждаются также фототаблицей к акту о лесном пожаре №; схемой лесного пожара; справкой к акту о лесном пожаре; актом сдачи-приемки работ по тушению лесного пожара № от 28 мая 2023 года.
Из пояснительной записке по пожару № составленной 28 мая 2023 года начальником Кожевниковской ЛПС-1 У. следует, что в состав группы для тушения пожара входило 8 человек с привлечением пожарного автомобиля ГАЗ-33081, автомобиля УАЗ-390945.
Очаг возгорания возник на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Вороновского сельского поселения (выписка из ЕГРН).
В месте перехода огня на лесной фонд минерализованная полоса отсутствовала, что не оспаривалось ответчиком.
Свидетель Х. в судебном заседании показал, что по поручению прокуратуры им совместно с другими специалистами проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, граничащего с лесным фондом. На месте они ориентировались при помощи навигаторов, координаты с которого накладывали на план лесных насаждений. Было установлено, что в месте перехода огня на земли лесного фонда минерализованная полоса отсутствовала. Полевая дорога, на которую ссылается ответчик, находится на другой стороне. На данном земельном участке находится свалка ТБО, на которой имелись свежие очаги возгорания.
Свидетель Д. в судебном заседании показал, что по поручению прокуратуры им совместно с другими специалистами проведено обследование места пожара. Очаг возгорания на месте определить было невозможно, из-за зарастания ландшафта. При изучении поступившего материала по факту лесного пожара, совокупности объяснений руководителя тушения пожара, очаг возгорания находился не на территории земель лесного фонда.
Свидетель П. в судебном заседании показал, что им, на основании информации, переданной начальником Кожевниковской ЛПС, составлялись документы после лесного пожара, произошедшего 28 мая 2023 года. При обнаружении пожара была видна прогоревшая свалка, с которой огонь перешел на земли лесного фонда.
Свидетель У. в судебном заседании пояснил, что от главного лесничего им была получена информации о пожаре. Прибыв на место, он обнаружил дымящуюся свалку, от которой огонь шел по направлению ветра в сторону земель лесного фонда. Было установлено, что опашка земельного участка не была произведена. Минерализованной полосы на момент пожара не обнаружено. Также она отсутствовала на момент осмотра 22 апреля 2024 года. Полевая дорога, на которую ссылается ответчик, находится на другой стороне. На месте они ориентировались при помощи навигаторов, с помощью которого определили координаты.
Свидетель С. в судебном заседании пояснил, что 28 мая 2023 года им в ходе патрулирования было обнаружено задымление напротив с.Вороново. Прибыв на место, он увидел лесной пожар, после чего сообщил о нем начальнику Кожевниковского ЛПС У. Также на месте было установлено, что возгорание произошло непосредственно от свалки, которая примыкала к землям лесного фонда и не была опахана.
Таким образом, в судебном заседании установлено, подтверждено документами и свидетельским показаниями, что 28 мая 2023 года в близи с. Вороново произошел пожар, который был ликвидирован сотрудниками Кожевниковской ЛПС 1 типа.
По поручению прокуратуры, специалистами надзорных ведомств в составе: заместителя председателя комитета лесного контроля Департамента лесного хозяйства Томской области Х., начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Кожевниковскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области Д., государственного инспектора г.Томска и Томского района Томской области по охране и использованию земель, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области К., начальника Кожевниковской ЛПС 1 типа ОГАУ «Томсклесхоз» У., инженера по охране и защите леса Кожевниковского лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес» П. проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, граничащего с лесным фондом: <данные изъяты>, на территории которой 28 мая 2023 года произошел лесной пожар № в ходе перехода с земель иных категорий. Согласно акту от 22 апреля 2024 года, в ходе проведения настоящего осмотра установлено, что указанный земельный участок с кадастровым номером №, используется под свалку ТБО, на нем на постоянной основе происходит поджигание мусора. В месте перехода лесного пожара на земли лесного фонда минерализованная полоса отсутствует. Из пояснений У. следует, что на момент обнаружения пожара 28 мая 2023 года, горела свалка ТБО, пожар переходил на территорию лесного фонда. Данная свалка опахана не была и не отделена минерализованной полосой.
Таким образом, представленными доказательствами, а также свидетельским показаниями, нашли свое подтверждение обстоятельства отсутствия минерализованной полосы в месте перехода огня на лесной фонд. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие проведение им весной 2023 года противопожарных работ и мероприятий на принадлежащем ему земельном участке.
Установленное место распространения огня по сухой траве относится к земельному участку с кадастровым номером №, именно на данном участке выявлены нарушения в виде несвоевременной уборки сухой растительности, ТБО, наличие которых способствовало пожару, а также отсутствие минерализованной полосы в месте перехода огня на лесной фонд. Доказательств, указывающих, что ответчиком предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, закрепленных в нормативных актах, в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика о возникновении очага пожара в лесном массиве или на другом земельном участке суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются как письменными доказательствами, в которых причиной пожара указан переход огня с иных категорий земель, а именно с земельного участка с кадастровым номером №, так и показаниями свидетелей С., У., утверждавших, что пожар 28.05.2023 был ими обнаружен именно на вышеуказанном земельном участке, где имелось возгорание сухой растительности и мусора.
Ссылка ответчика на то, что ему не сообщили о данном пожаре, не исключает его ответственности за бездействие, выразившееся в не принятии необходимых мер пожарной безопасности.
Департамент лесного хозяйства Томской области входит в структуру исполнительных органов власти региона (пункт 1 положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от /дата/ N (далее - Положение)).
Согласно абзацу "е" подпункта 8 пункта 9 Положения государственный орган реализует на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений, в том числе тушение лесных пожаров.
В силу подпункта 13 пункта 9 Положения Департамент лесного хозяйства Томской области реализует полномочия в отношении подведомственных ему учреждений.
С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Томской области Департаментом лесного хозяйства Томской области учреждено областное государственное автономное учреждение "Томское лесохозяйственное производственное объединение" (сокращенное наименование ОГАУ "Томсклесхоз").
Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Томской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств, представляемых учреждению в форме субсидий.
Согласно п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В соответствии ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ).
Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, указан в разделе III Письма Минсельхоза РФ от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений" (вместе с Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений) и состоит из: оплаты труда работников, участвующих в тушении лесных пожаров, налогов и обязательных платежей, начисляемых на фонд оплаты труда, транспортных расходов, расходов на горюче-смазочные материалы, расходов на материальные запасы, расходов на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, прочих текущих расходов (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров).
Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара ОГАУ «Томское лесохозяйственное производственное объединение», стоимость затрат на тушение лесного пожара, указанного в акте № от 28 мая 2023 года составила 159957,88 рублей, из которых: 95590,14 рублей - оплата труда, 29537,36 рублей - налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, 2838,80 рублей - материальные расходы, в том числе горюче-смазочные материалы – 1755,78 рублей, продукты питания – 1083,02 рублей, 31991,58 рублей - накладные расходы (25% от суммы прямых расходов).
Суд соглашается с представленным расчетом, полагая его арифметически верным, каких-либо обоснованных возражений на данный расчет ответчиком не представлено.
Анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, учитывая, что бездействие ответчика по соблюдению требований пожарной безопасности привело к распространению огня на земли лесного фонда, и, как следствие, к расходованию средств федерального бюджета, затраченных на тушение лесного пожара, в результате чего пострадали интересы Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства Томской области, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по возмещению затрат, понесенных при тушении лесного пожара, произошедшего 28 мая 2023 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с МО "Вороновское сельское поселение" в лице администрации Вороновского сельского поселения расходов на тушение лесного пожара в размере 159957,88 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Томской области в лице Департамента лесного хозяйства Томской области, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Вороновское сельское поселение» в лице администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о возмещении ущерба, причиненного в результате тушения лесного пожара, удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования «Вороновское сельское поселение» в лице администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области расходы на тушение лесного пожара, обнаруженного 28 мая 2023 года в 10.20 часов в <данные изъяты> в размере 159957,88 рублей.
Взысканные средства перечислять по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Иванникова