Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2020 ~ М-15/2020 от 16.01.2020

Дело № 2-69/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 мая 2020 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пинежского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Павлова В.Н. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании незаконным постановления от 6 ноября 2019 года №*** «Об исключении Павлова В.Н. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории <адрес>, МО «...» и восстановлении в очереди на получение жилья,

у с т а н о в и л:

Павлов В.Н. обратился в суд с указанным иском, указав в обосновании, что он является участником боевых действий в Афганистане, с ДД.ММ.ГГГГ. состоял в очереди на получение жилья. Снят с учета на основании ч.1 ст.56 ЖК РФ. Считает, что не один пункт данной статьи к нему не относится, он не утратил оснований для получения жилья. Постоянно проживает в <адрес>, субсидий никаких не получал, иное жилье не предоставлялось.

В ходе судебного заседания истец свои требования поддержал по изложенным выше основаниям. В обоснование дополнил, что он состоял в очереди на получение жилья как ветеран боевых действий, поэтому ответчик не вправе был снимать его с указанной очереди на получение жилья. Пояснил, что после смерти мамы он вступил в наследство, является собственником 2/3 доли квартиры в общей долевой собственности, в которой проживает. Собственником 1/3 доли является его брат. Полагает, что в настоящее время он имеет право на получение субсидии для ремонта данной квартиры.

Ответчик - администрация МО «Пинежский район», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя на судебное заседание не направил. Ранее, представитель ответчика Зубова Н.В., действующая на основании доверенности, направила в суд письменный отзыв, в котором выразила несогласие с иском. В обоснование возражений указала, что Павлов В.Н. состоял на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении с 2002 года. В целях подтверждения нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст.15 закона Архангельской области от 01.07.2016 №441-27-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», уполномоченные органы местного самоуправления осуществляют проверку учетных данных граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, и граждан отдельных категорий, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При проверке учетных данных истца выяснилось, что состав его семьи изменился, так как его мать ФИО1 умерла. Общая площадь занимаемого истцом жилого помещения по данным Росреестра составляет 40,3 кв. метра, состав семьи 3 человека, истец и два брата. Таким образом, на каждого члена семьи истца имеется по 13,43 кв. метра, при норме 12 кв. метров на одного человека. В силу Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г., ст.ст.14,49 ЖК РФ органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями только малоимущих граждан. Администрация МО «Пинежский район» не наделена государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участникам боевых действий.

Привлеченное судом в качестве третьего лица Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя на судебное заседание не направило. Представитель третьего лица Крапивина Н.И., действующая на основании доверенности, направила письменный отзыв, в котором выразила несогласие с иском. В обоснование возражений указала, что Министерство осуществляет полномочие Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем, предусмотренные ст.23.2 Федерального закона №5. Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечением жильем ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, определены Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 2 апреля 2007 года №58-па (далее Порядок).

Формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Архангельской области, является предоставление указанным категориям граждан социальной выплаты в виде субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части (п.2 Порядка). Нуждающимися в улучшении жилищных условий применительно к Порядку в соответствии со ст.51 ЖК РФ признаются, в том числе граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (подп.2 п.4 Порядка).

В соответствии с п.12.8 Порядка министерство формирует областной регистр граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года. Павлов В.Н. был включен в областной регистр на основании сведений, предоставленных органом местного самоуправления в 2006 году.

Мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий (подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона №5-ФЗ).

В связи с исключением администрацией МО «Пинежский район» Павлова В.Н. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях он утратил право на обеспечение его жилым помещением и был исключен министерством из областного регистра.

В соответствии с ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из этого Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пп. 6 п. 1, п. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2016 года полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов.

В силу ст.43 Федерального закона №131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения.

Судом установлено, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>.

По указанному адресу также была зарегистрирована его мать ФИО1, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ г., в настоящее время зарегистрированы братья ФИО2, ГГГГ года рождения и ФИО3, ГГГГ года рождения (л.д.28).

Павлов В.Н. является участником боевых действий, что подтверждается соответствующим свидетельством и справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ. Пинежским районным военным Комиссариатом (л.д.64).

С ДД.ММ.ГГГГ года Павлов В.Н. состоял на учете в Списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий МО «Пинежский район» (Список №1, общая очередь (л.д.65-67, 68-74).

Также установлено, что истец и его брат ФИО3 после смерти матери вступили в наследство. Истец стал собственником 2/3 доли в общей долевой собственности квартиры №*** дома №*** по <адрес>, Пинежского района Архангельской области, его брат ФИО3 стал собственником 1/3 доли названного жилого помещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости площадь указанной квартиры составляет 40,3 кв. метра. При этом 2/3 доли составляют 26,86 кв. метров.

01.11.2019 комиссией по жилищным вопросам администрации МО «Пинежский район» было рекомендовано главе администрации снять Павлова В.Н. с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения (л.д.76-79).

Постановлением главы администрации МО «Пинежский район» от 06.11.2019 на основании ч.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, Павлов В.Н. был исключен с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма (л.д.8).

Истец не согласился с указанным решением главы администрации МО «Пинежский район» ссылаясь на его незаконность, полагает, что он не утратил права состоять на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, поскольку является ветераном боевых действий.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005 года, установлены частью 2 статьи 6 названного закона.

В соответствии с указанной нормой граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года № 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.

В силу пункта 1 статьи 29 и пункта 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня.

Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом министров РСФСР.

Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что норма жилой площади установлена в размере 12 кв. метров на одного человека.

В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений утверждались в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Пунктом 42 Примерных правил предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

На основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: 1) ветераны Великой Отечественной войны, 2) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), 3) ветераны военной службы, 4) ветераны государственной службы, 5) ветераны труда.

Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий предусмотрены положениями статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона ветераны боевых действий, вставшие на учет до 01.01.2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (по договору социального найма).

Положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно решению от 08.07.2005 г. №*** Собрания депутатов МО «Пинежский район» учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.24).

Таким образом, судом установлено, что в 2002 году истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по тому основанию, что обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была ниже установленного уровня (40,3 кв. м. : 4 =10,07 кв. метра).

С момента постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий учетная норма жилого помещения законодательно не изменялась, так и осталась норма 12 кв. метров.

Вместе с тем с момента принятия наследства истец, который холост, детей на иждивении и иных членов семьи не имеющий, стал собственником 2/3 доли занимаемого им жилого помещения, что составляет 26,86 кв.метров.

Следовательно, истец достиг уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали Павлову В.Н. право на получение жилых помещений по договорам социального найма, на момент принятия оспариваемого им постановления главы администрации МО «Пинежский район», утрачены, в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Довод истца о том, что за ним сохранилось право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, со ссылкой на Закон РФ «О ветеранах» является несостоятельным, поскольку названный закон такого права не предусматривает. В силу названного закона обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат ветераны боевых действий, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. А как установлено, истец, начиная с 2017 года, не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Отсутствие в оспариваемом постановлении ссылки на пункт части 1 ст.56 ЖК РФ не свидетельствует о незаконности данного решения, поскольку, как было установлено выше, истцом утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма и об этом в постановлении указано.

Таким образом, заявленные истцом требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2019 ░░░░ №*** «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ «...» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 12 ░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                  ░.░. ░░░░░░

2-69/2020 ~ М-15/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павлов Владимир Николаевич
Ответчики
администрация МО "Пинежский район"
Другие
Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
адвокат Сверлов Геннадий Васильвеич
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Судья
Галкин Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
pinegasud--arh.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2020Передача материалов судье
17.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2020Подготовка дела (собеседование)
11.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2022Дело оформлено
07.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее