Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13а-52/2023 от 07.09.2023

Материал № 13а-52/2023

(Дело №2а-208/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Городовиковск    19 сентября 2023 г.

Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего:    Хокшановой Т.А.,

при секретаре:     Урусовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия об отсрочке исполнения решения Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 14 октября 2021 г. по административному делу № 2а-208/2021 по административному исковому заявлению прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия к Администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Должник Администрация Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Администрация ГРМО РК, Администрация) обратилась с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, ссылаясь на следующее.

Решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 14 октября 2021 г. по делу № 2а-208/2021 по иску прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия признано незаконным бездействие Администрации ГРМО РК, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на земельном участке с кадастровым номером 08:01:250101:26, расположенным примерно в 4,625 км по направлению на юго-запад от п.Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия. На Администрацию ГРМО РК возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Продолжительное время на земельный участок с кадастровым номером 08:01:250101:26 свозились твердые бытовые отходы. Для устранения несанкционированного своза отходов Администрация передала земельный участок Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированное автомобильное хозяйство», являющемуся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ООО «СпецАвтоХозяйство») с целью утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. После передачи объекта недвижимости ООО «СпецАвтоХозяйство» разместил на данном участке площадку временного накопления твердых бытовых отходов общей площадью 977 кв.м., которые в установленный срок не вывозит, в связи с чем образовалась несанкционированная свалка, расположенная на участке с кадастровым номером 08:01:250101:26. В адрес ООО «СпецАвтоХозяйство» должник направлял соответствующие претензии, проводил разъяснительные беседы. Последняя претензия была направлена 11 августа 2023 г., в которой Администрация просила в двадцатидневный срок очистить прилегающую территорию к арендованному земельному участку от твердых коммунальных отходов. В своем ответе от 22 августа 2023 г. ООО «СпецАвтоХозйство» просит продлить срок для реализации мероприятий по очистке прилегающей территории от твердых коммунальных отходов.

Постановлением Администрации «О закрытии несанкцинированной свалки» № 161 от 05 мая 2023 г. было предусмотренно закрытие места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и запрет вывоза и складирования твердых бытовых отходов на территории Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия.

В установленный срок исполнить решение суда не представилось возможным ввиду отсутствия финансовых средств для выполнения в полном объеме всего комплекса работ по ликвидации несанкционированной свалки, в бюджете районного муниципального образования на 2022 г. они не были предусмотрены ввиду ограниченности финансовых ресурсов местного бюджета. Решением Собрания депутатов Городовиковского РМО № 150 от 23 декабря 2022 г. «О бюджете Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия на 2023 год и плановый период 2024-2025 г.г.» на мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов заложены денежные средства в размере 1 000 000 руб. Для реализации указанных денежных средств Администрацией была организована закупка по разработке проектно-сметной документации по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде с использованием электронной площадки «РТС-тендер». Начальная цена контракта – 1 000 000 руб. На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 19 июня 2023 г. не подано ни одной заявки, что является основанием для признания аукциона несостоявшимся.

Администрация ГРМО направляла ряд обращений в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК (далее – Минприроды РК) об оказании содействия в проведении обследования и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде и о включении несанкционированной свалки в федеральный проект «Генеральная уборка». В своем ответе Минприроды РК указало, что данные обследования проводятся Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Стоимость проектно-сметной документации объектов, вошедших в федеральный проект «Чистая страна» национального проекта «Экология», проведения проектно-сметных работ на рекультивацию свалок оценивается от 6,2 до 9,3 млн.руб., при этом сроки разработки проектно-сметной документации занимают до 12 месяцев.

Во исполнение решения суда Администрацией ГРМО проводились мероприятия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления отходов; с собственниками отходов, в том числе с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (КФХ), ответственными за территории, на которых образовались несанкционированные свалки, проведена разъяснительная работа; совместно с ООО «Чистый город», ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» ведется постепенная работа по ликвидации несанкционированной свалки; в настоящее время свалка закрыта, отходы на неё не поступают. На этом основании должник просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 14 ноября 2025 г.

В судебном заседании представитель должника Администрации ГГМО РК Бездольная Е.А., действующая по доверенности, поддержав заявленные требования, пояснила, что в настоящее время Постановлением Администрации ГГМО РК от 05 мая 2023 г. свалка закрыта, ввоз и складирование твердых бытовых отходов на территорию свалки запрещен, накопленные твердые бытовые отходы постепенно вывозятся. Полагала, что возложенные решением Городовиковского районного суда РК обязанности по ликвидации свалки не исполнены Администрацией ГГМО РК в связи с ненадлежащим выполнением региональным оператором ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» своих договорных обязательств по вывозу твердых бытовых отходов на специальный полигон в г.Элиста, о чем последним неоднократно направлялись обращения и претензии.

Свалка существует более 10 лет, для её устранения требуется более длительное время, а также определенные финансовые затраты, в связи с чем Администрация ГГМО РК обращалась в Минприроды РК с просьбой оказать содействие в проведении обследования и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде и о включении несанкционированной свалки в федеральный проект «Генеральная уборка».

Представитель взыскателя ст. помощник прокурора Городовиковского района РК Куцаев Д.М., возражая против удовлетворения заявления Администрации Городовиковского РМО, указал, что решение Городовиковского районного суда РК не исполняется длительное время, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому здоровью населения, периодически возникают возгорания мусора, люди и животные, живущие, соответственно, и обитающие в близлежащих населенных пунктах страдают от дыма и гари. В ходе выездной проверки старшего помощника прокурора Шорваева Д.Б. установлено, что несанкционированная свалка в настоящее время не ликвидирована, твердые коммунальные отходы не вывозятся с территории земельного участка с кадастровым номером 08:01:250101:26, расположенным примерно в 4,625 км по направлению на юго-запад от п.Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия. Доводы заявителя о том, что Администрация ГГМО РК обращалась в Минприроды РК в оказании содействия по ликвидации свалки не свидетельствуют о том, что были предприняты всевозможные меры, направленные на исполнение решения суда, в связи с тем, что Минприроды РК не привлекались соответчиками по административному делу, обязанности по ликвидации свалки возложены на Администрацию ГГМО РК. Также пояснил, что федеральный проект «Генеральная уборка» рассчитан на утилизацию в первую очередь мусора 1 и 2 класса опасности, тогда как мусор, находящийся на территории Городовиковского района РК относится к 4 и 5 классу опасности, в связи с чем нет убедительных оснований полагать, что несанкционированная свалка, расположенная на территории Городовиковского района РК, может попасть в федеральный проект «Генеральная уборка». На этом основании просил отказать в удовлетворении заявления Администрации об отсрочке.

Старший судебный пристав-исполнитель ОСП по Городовиковскому и Яшалтинскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Песестов А.Ю. в судебное заседание не явился, передав телефонограмму, просил рассмотреть заявление в его отсутствие, вопрос об удовлетворении заявления оставил на усмотрение суда.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя заинтересованного лица, не признавая его явку обязательной.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, а также исполнительное производство, возбужденное в отношении Администрации Городовиковского РМО, суд полагает заявление должника об отсрочке исполнения судебного решения не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Гарантированное ст.46 Конституции РФ право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент – обязательность исполнения судебных решений.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. ч. 1 и 2 ст. 6).

    В силу ч.1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    Согласно ч.1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

    Частью 1 ст. 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

    Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.

    Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

    Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 г. № 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Согласно материалам административного дела № 2а-208/2021 установлено, что решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 14 октября 2021 г. по иску прокурора Городовиковского района РК бездействие Администрации ГРМО РК, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на земельном участке с кадастровым номером 08:01:250101:26, расположенным примерно в 4,625 км по направлению на юго-запад от п.Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия, признано незаконным. На Администрацию Городовиковского РМО возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Решение вступило в законную силу 22 ноября 2021 г. и до настоящего момента не исполнено.

23 мая 2022 г. по указанному судебному решению взыскателю – прокуратуре Городовиковского района Республики Калмыкия выдан исполнительный лист, на основании которого 27 мая 2022 г. судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Городовиковскому и Яшалтинскому районам УФССП России по РК в отношении должника возбуждено исполнительное производство №19002/22/08002-ИП.

16 августа 2022 г. в связи с неисполнением Администрацией ГРМО РК исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.

Платежным поручением №134671 от 30 августа 2022 г. Администрацией ГРМО РК исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установленный постановлением Отдела судебных приставов по Городовиковскому и Яшалтинскому районам УФССП России по РК от 16 августа 2022 г., оплачен.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 24 января 2023 г. следует, что в отношении Администрации Городовиковского РМО РК в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, начальником ОСП по Городовиковскому и Яшалтинскому районам УФССП России по Республике Калмыкия Песестовым А.Ю. за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, наложен штраф в размере 30 000 руб.

Из исполнительного производства следует, что заместитель Главы Городовиковского РМО Колыбин Р.П. неоднократно предупреждался по ст.315 УК РФ об уголовной ответственности за неисполнение решения суда.

Из представленных должником материалов также следует, что Администрация ГРМО РК направляла письма на имя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия Джамбинова О.В. (исх.№102/РК-01/1-05-347 от 12 апреля 2023 г.; исх.№ 102/РК-01/1-05-675) с просьбой об оказании содействия в проведении обследования и оценке объекта накопленного вреда окружающей среды и направить предложение о включении вышеуказанного объекта в реестр несанкционированных свалок, включенных в федеральный проект «Генеральная уборка», а также предоставить информацию о реестре несанкционированных свалок, включенных в федеральный проект «Генеральная уборка», периодах реализации данного проекта, стоимости по разработке проектно-сметной документации с проведением необходимых инженерных изысканий, определения и оценки степени негативного воздействия несанкционированной свалки на окружающую среду.

В своих ответах на вышеуказанные обращения Администрации ГРМО РК Минприроды РК сообщило, что ими направлялись предложения для включения 110 несанкционированных свалок во всех сельских поселениях на территории Республики Калмыкия в формируемый Минприроды России федеральный проект «Генеральная уборка», в их число также вошли свалки на территории Городовиковского РМО РК. Ответственным исполнителем по мероприятиям, направленным на достижение результата по проведению обследования и оценке объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В 2022 г. указанные обследования на территории Городовиковского района Республики Калмыкия проводились в отношении свалки в г.Городовиковск. Минприроды РК планирует в дальнейшем направлять предложения для включения объектов накопленного вреда для включения в федеральный проект «Генеральная уборка».

Из писем Администрации ГРМО РК генеральному директору ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» Зубко Д.Н. (исх.№01/1-12-0478 от 07 июня 2023 г., исх.№91/1-12-0625 от 14 июля 2023 г.) следует, что Администрация ГРМО РК просила рассмотреть вопрос по вывозу твердых бытовых отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 08:01:250101:26 на специализированный полигон; направить коммерческое предложение на вывоз 1 м3 твердых бытовых отходов, размещенных на указанном земельном участке.

Исходя из ответа исполнительного директора ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» Очирова С.П. следует, что необходимо направить информацию о планируемых к размещению на полигоне отходов по Федеральному классификационному каталогу отходов с приложением подтверждающих документов и указанием массы (объема) в кубических метрах каждого отхода.

Согласно договору аренды земельного участка от 15 июля 2021 г. Комитет по земельным и имущественным отношениям Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, именуемый «Арендодатель», и ООО «Специализированное автомобильное хозяйство», именуемое «Арендатор», заключили договор аренды земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 08:01:250101:149, площадью 977 кв.м., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Городовиковский район, примерно в 4,530 км по направлению на юго-запад от ориентира п.Лазаревский, для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Договор заключен сроком на 5 лет, т.е. по 15 июля 2026 г.

Из претензии, направленной 11 августа 2023 г. исполнительному директору ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» Очирову С.П., следует, что Комитет по земельным и имущественным отношениям Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия в лице Врио Председателя Бездольной Е.А. просит ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» в двадцатидневный срок очистить прилегающую территорию к земельному участку с кадастровым номером 08:01:250101:149 от твердых коммунальных отходов.

В своем ответе от 29 августа 2023 г. на претензию исполнительный директор ООО «Специализированное автомобильное хозяйство» Очиров С.П. пояснил, что для проведения мероприятий по очистке арендованного земельного участка с кадастровым номером 08:01:250101:149 от твердых коммунальных отходов требуется более длительный срок в связи с отсутствием свободного проезда специализированного транспорта по периметру арендованного земельного участка, необходимости задействования механизированного способа сбора отходов в целях исключения травматизма работников при проведении работ по очистке.

Из утвержденного Врио Главы Городовиковского РМО Колыбина Р.П. 20 февраля 2023 г. Плана мероприятий на 1 квартал 2023 г. по расходованию денежных средств для ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 08:01:250101:26, расположенном примерно в 4,625 км по направлению на юго-запад от п.Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия, следует, что на февраль 2023 г. запланировано мероприятие по актуализации перечня данных объектов накопленного вреда окружающей среды (далее – ОНВОС) на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан, направление письма об уточнении объектов ОНВОС в адрес Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Калмыкия, на 1 квартал запланировано проведение закупки на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ликвидацию объекта ОНВОС, на указанные мероприятия предусмотрены бюджетные обязательства в размере 1 000 000 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0105300004423000008 от 19 июня 2023 г. на разработку проектно-сметной документации на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде следует, что на момент окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.

Согласно Соглашению «О взаимодействии при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов на территории Городовиковского района Республики Калмыкия» от 23 июня 2023 г. следует, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и Администрация Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия заключили настоящее Соглашение, предметом которого является взаимодействие и сотрудничество сторон соглашения при проведении мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей среды, комфортной и безопасной среды на территории Городовиковского района Республики Калмыкия, к которым относятся выявление, оценка и учет (включение в государственный реестр), а также организация работ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением Администрации ГРМО РК «О закрытии несанкционированной свадки» от 05 мая 2023 г. запрещен вывоз и складирование твердых бытовых отходов на территории Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия и закрыто место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 08:01:250101:26, находящееся примерно в 4,625 км по направлению на юго-запад от п.Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия.

Как следует из акта осмотра и фототаблица, составленных старшим помощником прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия Шорваевым Д.Б. от 18 сентября 2023 г., в ходе проведения обследования территории земельного участка с кадастровым номером 08:01:250101:26, расположенного примерно в 4,625 км по направлению на юго-запад от п.Лазаревский Городовиковского района Республики Калмыкия, установлено, что на площади указанного земельного участка отходы производства и потребления размещены непосредственно на почве.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к мнению, что решением Городовиковского районного суда от 19 октября 2021 г., вступившим в законную силу 22 ноября 2021 г., на Администрацию была возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу ликвидировать несанкционированную свалку, что должником добровольно выполнено не было, в связи с чем спустя 6 месяцев, в частности, 23 мая 2022 г. прокурору был выдан исполнительный лист на принудительное исполнение судебного акта. На основании исполнительного листа 27 мая 2022 г. в отношении Администрации ГРМО было возбуждено исполнительное производство, при этом должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда, которое также не было исполнено. 16 августа 2022 г. судебным приставом-исполнителем Шепелевым Р.Ю. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб., одновременно должнику был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 02 сентября 2022 г., в указанный срок судебное решение тоже не было исполнено. 08 сентября 2022 г. судебным приставом-исполнителем Шепелевым Р.Ю. в адрес Администрации вынесено требование в 7-дневный срок представить документы, подтверждающие принятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, должник также был предупрежден об административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ. 12 января 2023 г. судебный пристав-исполнитель Шепелев Р.Ю. второй раз направил в адрес Администрации требование о предоставлении в 3-дневный срок документов по ликвидации несанкционированной свалки и снова предупредил о возможной административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В связи с тем, что Администрация не исполнила требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный срок после взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., 24 января 2023 г. старшим судебным приставом Песестовым А.Ю. она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Исходя из этого, суд считает, что длительным неисполнением вступившего в законную силу решения суда нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых в суд обращался прокурор Городовиковского района и по иску которого был вынесен данный судебный акт. Со дня вступления решения суда в законную силу 22 ноября 2021 г. прошли 1 год 9 месяцев. В течение 6 месяцев, предоставленных судом для добровольного исполнения вынесенного решения, оно так и не было исполнено. В связи с чем впоследствии было возбуждено исполнительное производство для принудительного исполнения решения суда, в ходе которого исполнить судебный акт Отделению судебных приставов по Городовиковскому району не представилось возможным, поскольку должник, ссылаясь на определенные причины, которые не являются уважительными, также отсутствие в районном бюджете расходных обязательств на ликвидацию несанкционированной свалки, добровольно не исполнил решение суда. На этом основании было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и после этого должнику дважды устанавливался срок для самостоятельного исполнения, однако решение до настоящего времени так и не было исполнено.

Кроме того суд принимает во внимание, что Администрации ГРМО РК определением от 28 февраля 2023 г. предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. При повторном удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда, будут нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, которые имеют право на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений ст.37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

В настоящее время доказательств того, что решение суда будет исполнено в срок до 14 ноября 2025 г., равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленные сроки, заявителем не представлено.

Иных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, должником не представлено и судом не установлено.

Принципы исполнительного производства включают преимущественную защиту интересов кредитора (взыскателя), поскольку в отличие от судебного процесса, в исполнительном производстве не действует принцип состязательности, а соблюдение принципа равенства участников исполнительного производства понимается с учетом необходимости ограничения имущественных прав должника, - в противном случае не исключается злоупотребление правом со стороны недобросовестных должников.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что суд вправе решить вопрос об отсрочке исполнения решения при наличии установленных законом оснований и исходя из совокупности представленных доказательств с учетом принципов равноправия и состязательности сторон, а также принципа справедливости судебного разбирательства.

Кроме того, суд отмечает, что решение суда направлено на соблюдение мер по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий от несанкционированного размещения отходов, в связи с чем необоснованное затягивание исполнения решения суда является недопустимым.

Отсутствие должного финансирования, невозможность надлежащего исполнения государственных контрактов по указанной причине не могут быть признаны судом в качестве уважительной причины неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и основанием для предоставления отсрочки, поскольку исполнение решения суда не может ставиться в зависимость от подобных обстоятельств.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Также судом учитывается ранее принятое определение суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 28 февраля 2023 г., и то, что повторное предоставление отсрочки исполнения решения суда существенно нарушит права истца на исполнение решения суда в разумные сроки и приведет к обесцениванию значимости судебного постановления, что является недопустимым.

Принимая во внимание не только интересы должника, но и взыскателя, суд считает, что отсрочка исполнения решения, о которой просит Администрация, не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и затрагивает не только права взыскателя, но и права неограниченного числа лиц на благоприятную окружающую среду и соблюдение органами власти требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

С учетом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 189, 358 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л :

В удовлетворении заявления Администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия об отсрочке исполнения решения Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 14 октября 2021 г. по административному делу № 2а-208/2021 по административному исковому заявлению прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия к Администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку – отказать.

На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение 15 (пятнадцати) дней со дня его вынесения.

Председательствующий:                        Т.А. Хокшанова

13а-52/2023

Категория:
Другие
Статус:
Отказано
Истцы
Администрация Городовиковского РМО РК
Суд
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Хокшанова Т.А.
Дело на сайте суда
gorodovikovsky--kalm.sudrf.ru
07.09.2023Материалы переданы в производство судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Материал оформлен
31.10.2023Материал передан в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее