14RS0035-01-2023-003679-64
Дело №5-567/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 28 марта 2023 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Захарова Е.В., с участием прокурора Машковой И.Г., представителей лица, привлекаемого к ответственности, Сивцевой Е.Д., Кирсанова А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ВП
установил:
Постановлением заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) старшего советника юстиции Трухина А.С. от ____ года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ВП. На основании абзаца 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное постановление с материалами возбужденного дела об административном правонарушении передано для рассмотрения в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом был постановлен на обсуждение участников производства по делу вопрос о передаче дела по подведомственности органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В судебном заседании прокурор Машкова И.Г. возражала против передачи дела по подведомственности органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, настаивая на том, что подсудность дела районному суду определена прокурором верно.
Представители лица, привлекаемого к ответственности, Сивцева Е.Д., Кирсанов А.Е. были согласны с передачей дела по подведомственности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
Также согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со статьей 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
Согласно части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В подпункте «в» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
По смыслу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность отнесения к компетенции судьи (мирового, районного) рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Положения абзаца 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Таким образом, рассмотрение перечисленных в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дел судьями, в том числе районных судов, в соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно только при наличии решения органа (должностного лица), к подведомственности которого положениями главы 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение судье для целей назначения наказания, которое может быть назначено только судом.
К таким наказаниям относится и дисквалификация, возможность назначения которой для лица, замещающего должность муниципальной службы, предусмотрена санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение о передаче дела судье должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, принимается в порядке пункта 1 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем такого решения по данному делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Емельянова Вячеслава Павловича по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не было принято.
В случае принятия решения о передаче данного дела судье определение подсудности осуществляется в соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом того, проводилось ли по делу административное расследование и является ли министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Емельянов В.П. государственным гражданским служащим, которому может быть назначено наказание в виде дисквалификации, будет определяться подсудность данного дела.
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от ____ года № (ред. от 16 июня 2021 года) «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года З N 784-III) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01 июля 2021 года) министр Республики Саха (Якутия), руководитель органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) входит в перечень должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), следовательно, к нему может быть применено наказание в виде дисквалификации.
Решение, принятое с нарушением правил подведомственности и подсудности, не может быть признано правильным, поскольку в нарушение части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим суть правосудия.
Руководствуясь статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) ВП направить по подведомственности в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для рассмотрения по существу.
Судья Е.В. Захарова
Изготовлено 28 марта 2023 года.