Дело №2-1100/2019
11RS0002-01-2019-001599-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 04 июля 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шнейдер Н.А. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья с датой постановки на учет с 12.01.2016 по категории «инвалиды», признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата 2019 года, возложении обязанности восстановить в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с даты постановки на учет 12.01.2016 по категории «инвалиды», возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат в порядке очередности,
установил:
истец обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрации МО ГО «Воркута») и Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Минстрой Республики Коми) о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с момента постановки на учет в рамках реализации основанного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ на 2019 год по Республике Коми; о признании незаконным отказа Минстроя Республики Коми в предоставлении жилищного сертификата 2019 год; о возложении обязанности на МО ГО «Воркута» восстановить в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с даты постановки на учет 12.01.2016 по категории «инвалиды» с составом семьи один человек; возложении обязанности на Минстрой Республики Коми через администрацию МО ГО «Воркута» предоставить в порядке очередности государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В обоснование требований указано, что состояла в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с даты постановки на учет 12.01.2016 по категории «инвалиды» с составом семьи один человек. Минстрой Республики Коми отказал в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, не засчитав в стаж время службы в Вооруженных силах и время нахождения на пенсии по выслуге лет.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. До судебного заседания представил отзыв, суть которого сводится к тому, что права и законные и интересы истца не нарушали. Со своей стороны не отказывали истцу в праве на постановку в очередь на получение государственного жилищного сертификата, направив соответствующий пакет документов в Минстрой Республики Коми. Администрация МО ГО «Воркута» не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель соответчика Минстроя Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Представил отзыв, в котором просили в удовлетворении оказать. Суду пояснил, что на основании заявления Шнейдер Н.А. от 19.04.2016 она была переведена из категории «пенсионеры» (дата постановки на учет 08.04.2014) в категорию «инвалиды» с датой постановки на учет 12.01.2016 (дата установления инвалидности 2 группы). Исходя из заявительного характера постановки на учет и определения очередность предоставления социальных выплат датой постановки на учет при переводе гражданина из одной категории в другую является дата написания соответствующего заявления. Такое заявление Шнейдер Н.А. было написано 19.04.2016, а не 12.01.2016. В связи с этим право Шнейдер Н.А. состоять в очереди на получение социальной выплаты по категории «инвалиды» возникло с 19.04.2016. В связи с этим Минстрой Республики Коми отказал Шнейдер Н.А в предоставлении социальной выплаты в рамках Федеральною закона по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 12.01.2016. Кроме того, время прохождения службы Шнейдер Н.А с 21.03.1994 по 31.12.2001 и с 01.01.2002 по 18.05.2006 (12 лет 2 месяца 1день) не может быть включено в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
Истец в судебное заседание не явился, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия сторон.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
08.04.2014 Шнейдер Н.А. оформила заявление на имя Минархстрой Республики Коми, в котором просила включить её в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Этого же числа Шнейдер Н.А. на имя Главы МО ГО «Воркута» оформила заявление, в котором она просила включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» с составом семьи один человек.
Заявлением от 19.04.2016 Шнейдер Н.А. просила перевести ее из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды», поскольку 12.01.2016 ей установлена инвалидность. К заявлению приложила справку МСЭ.
Согласно протоколу № 15 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 22.04.2016, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» № 811 от 04.05.2016 заявление Шнейдер Н.А. о переводе очереди из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» удовлетворено с момента возникновения права, с даты назначения инвалидности 2 группы – 12.01.2016.
30.04.2019 Минстрой Республики Коми отказал истцу в выдаче социальной выплаты (государственного жилищного сертификата) в связи с отсутствием необходимого стажа на дату постановки 12.01.2016. По мнению Минстрой РК время службы в МВД Республики Коми не входит в общий стаж работы в РКС и приравненных к ним местностей в рамках Федерального Закона. Основанием исключения спорного периода указан ответ ОПФР по Республики Коми, из которого следует, что военная служба не включается в стаж работы РКС, МКС независимо от того, на какой территории она протекала.
В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действующей на дату постановки истца (12.01.2016) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в рамках которой реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» указанной Федеральной целевой программой, главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В рамках указанной подпрограммы обеспечиваются жильем, в том числе граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу п. п. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.
При этом исходя из ч. 8 ст. 5 указанного выше Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Ссылки ответчика на письмо Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми соответствуют разъяснениям в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25, по которым период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исключительно для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Следует отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 №25 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30.
Статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях без каких-либо ограничений правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не содержит отсылочный (бланкетный) характер на Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки истца, выданной 19.02.1977, копии пенсионного удостоверения, выписки из приказа командира войсковой части 97692 от 10.05.2006 № 87 следует, что истец проходила службу в войсковой части 97692 с 21.03.1994 по 18.05.2006, с 09.08.2011 истцу назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Часть 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 данного Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года. Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Следует также учесть положения ст.11 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые приравнивают период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей», к периодам работы и иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона.
С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, исключение периодов прохождения военной службы в районах Крайнего Севера 21.03.1994 по 18.05.2006, т.е. в количестве 12 лет 2 мес.1 день, для определения права на постановку на учет Минстрой РК нельзя считать обоснованным, в связи с чем, исковые требования истца в этой части подлежат удовлетворению.
Таким образом, на дату постановки на учет у истца имелся необходимый 15-летний стаж работы в РКС в РКС.
Поскольку решение о снятии истца с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или, строительство жилья не принималось, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на МО ГО «Воркута» восстановить в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с даты постановки на учет 12.01.2016 по категории «инвалиды» с составом семьи один человек, не имеется.
Доводы представителя Минстроя Республики Коми, что право Шнейдер Н.А. состоять в очереди на получение социальной выплаты по категории «инвалиды» возникло с 19.04.2016, а не с даты установления инвалидности, 12.01.2016 суд находит несостоятельными в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, начало действия редакции с 01.01.2012) очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 № 119-ФЗ, начало действия редакции с 18.06.2017) предусмотрено, что в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
С 09.08.2017 п.20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 действует в новой редакции, согласно которой очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
Таким образом, в силу приведенного выше законодательства следует, что до 31.12.2011 очередность предоставления жилищных субсидий в связи с изменившимися условиями, определялась по номеру и дате подачи первоначального заявления, а начиная с 01.01.2012 очередность предоставления жилищных субсидий в связи с изменившимися условиями, будет определяться с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан.
Таким образом, поскольку истец в категории «пенсионеры» состояла на учете с 08.04.2014, впоследствии в связи с изменившимися условиями в 2016 правомерно переведена в категорию «инвалиды» с момента возникновения права, то есть с 12.01.2016.
Требование о признании права на получение государственного жилищного сертификата на 2019 суд считает необоснованным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в рамках которой реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» указанной Федеральной целевой программой, главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Постановлением Правительства РК от 07.11.2014 № 433 на Минстрой Республики Коми возложена обязанность по организации работы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в пределах компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определенной указанным постановлением.
Согласно пункту 24 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г.Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).
Вышеуказанный срок принятия заявления является пресекательным, поскольку согласно абзаца 2 пункта 24 Правил принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
В силу абзаца 1 пункт 28 вышеуказанных Правил ответственный исполнитель основного мероприятия с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з», «и» и «л» пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного основным мероприятием принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, мероприятия, связанные с предоставлением сведений о необходимом количестве сертификатов на 2019 год и формированием списка участников подпрограммы окончены. Следовательно, на момент рассмотрения дела восстановление права Шнейдер Н.А. в том виде, в котором она просит, невозможно, а решение суда будет неисполнимо, оснований для удовлетворения требований, изложенных в пункте 1 просительной части не имеется.
В соответствии с Правилами, а также Постановлением Правительства Республики Коми от 07.11.2014 № 433 правом и полномочиями выдачи государственных жилищных сертификатов администрация МО ГО «Воркута» не наделена. Полномочия по оформлению и выдаче сертификатов возложены на Минстрой Республики Коми, которое формирует сводные списки с учетом очередности граждан.
При этом предоставление жилищной субсидии, т.е. выдача государственного жилищного сертификата истцу возможна с учетом установленной очередности и даты постановки на учет граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и с соблюдением конституционных прав впереди стоящих граждан, включенных в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством».
Кроме того, спорные правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме, гражданин в соответствии с пунктом 24 Правил должен в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Суду не были представлены доказательства, что на день вынесения решения суда, с признанной судом даты постановки – 12.01.2016 у истца наступила очередность на получение государственного жилищного сертификата с этой даты, а также доказательства включение истца в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, который формируется ежегодно в предшествующем году на следующий, следовательно, оснований для удовлетворения требований изложенных в пункте 4 просительной части искового заявления не имеется.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Шнейдер Н.А. удовлетворить частично.
Признать отказ Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми в предоставлении жилищного сертификата 2019 год Шнейдер Н.А. в связи с переводом из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с присвоением даты постановки на учет 12.01.2016 и в части исключения из стажа работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы с 21.03.1994 по 31.12.2001 и с 01.01.2002 по 15.05.2006 – незаконным.
В удовлетворении остальных исковых требований Шнейдер Н.А. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2019.
Председательствующий Е.В.Машковцева