Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Бохан 17 мая 2023 года
Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бардаевой С.Н., при секретаре Аюшиной М.В., с участием заместителя прокурора Боханского района Иркутской области Ткачук Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-211/2023 по исковому заявлению прокурора Боханского района в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Боханская районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о здравоохранении,
установил:
Прокурор Боханского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к ОГБУЗ «Боханская РБ», указав в его обоснование, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в части оказания медицинской помощи, в том числе, несовершеннолетним в деятельности ОГБУЗ «Боханская РБ», в ходе которой установлено, что в нарушение Стандарта оснащения врачебной амбулатории, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», в Александровской врачебной амбулатории на момент проверки не имеется: 1 рабочего места с компьютером для медицинской сестры; 1 шкафа для одежды; 1 стола инструментального; 1 автоматического дефибрилятора; 1 щита спинального с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачного, амагнитного; 2 секундомеров; 1 стерилизатора электрического среднего; 1 сухожарового шкафа или автоклава; 1 холодильника для лекарственных препаратов; 1 спирометра (портативногго с одноразовыми мундштуками); 1 набора для проведения коникотомии одноразового; 2 укладок с педикулоциодными средствами; 1 укладки универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; 1 тонометра транспальпебрального для измерения внутриглазного давления.
Выявленные нарушения требований законодательства нарушают права проживающих в данном населенном пункте граждан, в том числе и детей, на оказание первой медицинской помощи.
Заместитель прокурора Боханского района Ткачук Н.С. исковые требования поддержала и просила удовлетворить по правовым основаниям, указанным в иске.
Ответчик Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Боханская районная больница», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, каких-либо ходатайств не направило.
Третье лицо Министерство здравоохранения Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, ходатайств не заявляло.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч.2 ст.41 Конституции РФ).
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 года №1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годы.
В рамках указанной Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к основным принципам охраны здоровья относится доступность и качество медицинской помощи.
В пункте 21 статьи 2 данного закона определено, что качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В силу положений ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п.2 ст.19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу положений ст.37 Федерального закона №323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи (далее - первичная врачебная медицинская помощь), а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению (п.2 приложения №12 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н). Оснащение врачебной амбулатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом (п.14).
В названном Приложении №14 указано, что наличие на фельдшерско-акушерском пункте в том числе: рабочего места с компьютером для медицинской сестры; шкафа для одежды; стола инструментального; автоматического дефибриллятора; щита спинального с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачного, амагнитного; секундомеров; стерилизатора электрического среднего; сухожарового шкафа или автоклава; холодильника для лекарственных препаратов; спирометра (портативного с одноразовыми мундштуками); набора для проведения коникотомии одноразового; укладки с педикулоцидными средствами; укладки универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометра транспальпебрального для измерения внутриглазного давления, является стандартом оснащения врачебной амбулатории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено отсутствие в <данные изъяты> медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи, с учетом стандарта оснащения медицинской организации, что следует из актов осмотра и проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие такого оборудования нарушает порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Минздравом России.
Согласно ответу на запрос ОГБУЗ «Боханская РБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, в структуре ОГБУЗ «Боханская РБ» имеются в том числе 5 врачебных амбулаторий, согласно приложению <данные изъяты> входит в структуру ОГБУЗ «Боханская РБ». В ответе содержатся сведения о наличии оборудования, приведены наименования и количество, среди которых не имеется соответствующего оборудования согласно Приложению №14 к вышеуказанному Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
Доказательств устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик не принимает полный комплекс мер по оснащению Александровской врачебной амбулатории соответствующим оборудованием.
Отсутствие оснащения <данные изъяты> соответствующим оборудованием, предусмотренного стандартами медицинской помощи, утвержденных приказами Минздрава Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права охраны здоровья, нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья, своевременность, доступность и качество оказываемой медицинской помощи, и не соответствует основным целям учреждения здравоохранения. Отсутствие во врачебной амбулатории медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи, с учетом стандарта оснащения медицинской организации нарушает порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Минздравом России.
Нарушения требований законодательства, допущенные в оснащении учреждения здравоохранения, препятствуют реализации прав граждан, неопределенного круга лиц на оказание своевременной, доступной и качественной медицинской помощи.
Устанавливая в порядке ч.2 ст.206 ГПК РФ срок исполнения действий по устранению имеющихся нарушений, учитывая необходимость приобретения оборудования, суд полагает достаточным и разумным срок в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Боханского района Иркутской области удовлетворить полностью.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Боханская районная больница» (ИНН №, ОГРН №) обеспечить оснащенность Александровской врачебной амбулатории ОГБУЗ «Боханская районная больница» следующим оборудованием: 1 рабочим местом с компьютером для медицинской сестры; 1 шкафом для одежды; 1 столом инструментальным; 1 автоматическим дефибриллятором; 1 щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; 2 секундомерами; 1 стерилизатором электрическим средним; 1 сухожаровым шкафом или автоклавом; 1 холодильником для лекарственных препаратов; 1 спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); 1 набором для проведения коникотомии одноразовым; 2 укладками с педикулоцидными средствами; 1 укладки универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; 1 тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Иркутского областного суда через Боханский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Боханского районного суда С.Н. Бардаева