Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-267/2023 ~ М-208/2023 от 04.04.2023

2-267/2023

УИД: 04RS0014-01-2023-000378-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2023 года                                                                                                  г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.,

при секретаре Таракановской А.С.,

с участием представителей истца Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Р.В.Э.., ответчика МКУ Администрации МО «Кяхтинский район» И.Д.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-267/2023 по иску Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к МКУ администрации МО «Кяхтинский район» о понуждении выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Р.В.Э.. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 года № 242 «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения «Старые корпуса кожевенного завода», расположенный по адресу <адрес>

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 № 21518-р Памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под № 031520348830005.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 12.12.2022 года Памятник является собственностью МКУ Администрации «Кяхтинский район» Республики Бурятия.

Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 23.08.2019 года № 188 утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Старые корпуса кожевенного завода», расположенного по адресу <адрес>. Согласно пункту 25 Охранного обязательства собственник объекта культурного наследия обязан выполнить следующие работы по сохранению памятника: 1) разработка научно-проектной документации на проведение консервации ОКН в срок до 31.12.2022 года; 2) проведение работ по консервации ОКН в срок до 30.10.2024 года; 3) установка информационной надписи об ОКН в срок до 30.12.2024 года.

Истец отмечает, что требования пункта 25 Охранного обязательства по разработке научно-проектной документации на проведение консервации объекта культурного наследия в установленные сроки не выполнены.

Непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния Памятника, его утраты, в связи с чем нарушаются права и интересы государства.

На основании изложенного, истец, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать МКУ Администрацию МО «Кяхтинский район» Республики Бурятия выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, находящегося в собственности – «Старые корпуса кожевенного завода», расположенные по адресу <адрес>, а именно, разработать научно-проектную документацию на проведение консервации объекта культурного наследия в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Р.В.Э.., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика МКУ администрации МО «Кяхтинский район» И.Д.Г.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требований не признала в связи с отсутствием финансирования мероприятий в соответствии с охранным обязательством, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны по иску, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей ст. 44 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с требованиями статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Согласно ст. 310 ГК РФ следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условия не допускаются.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч.1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждении или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ).

Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (п. 1 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ).

Обязанности физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотрены в п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ на каждый объект культурного наследия утверждается охранное обязательство.

В силу п.1 ст. 47.6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 указанной статьи, охранным обязательством устанавливаются, в том числе, требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст. 47.6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.07.1996 года № 242 «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения «Старые корпуса кожевенного завода», расположенный по адресу Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Чикой, ул. Волковой, д. 7.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 № 21518-р Памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под № 031520348830005.

По итогам проведенных мероприятий составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия от 27.06.2019 года из которого следует: Памятник является собственностью МКУ Администрации «Кяхтинский район» Республики Бурятия, о чем внесена запись в ЕГРН 30.03.2005 года под . Площадь объекта 3031,9 кв.м. Корпуса построены в 60-е годы XIX века. Общее техническое состояние объекта – руинированное; фундаменты каменные аварийные, разрушенные; двухэтажные корпуса в разрушенном состоянии; крыша, полы, внутренние стены, перегородки, лестницы отсутствуют.

На основании вышеназванного Акта 23.07.2019 года установлены состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия.

Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 23.08.2019 года № 188 утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения «Старые корпуса кожевенного завода», расположенного по адресу <адрес>

Охранное обязательство была направлено в адрес МКУ администрации МО «Кяхтинский район», и получено адресатом 04.09.2019 года, о чем свидетельствует уведомление о вручении.

В пункте 25 Охранного обязательства собственник объекта культурного наследия обязан выполнить работы по сохранению памятника, в том числе разработать научно-проектную документацию на проведение консервации ОКН в срок до 31.12.2022 года.

Вместе с тем, требования пункта 25 Охранного обязательства по разработке научно-проектной документации на проведение консервации объекта культурного наследия в установленные сроки ответчиком не выполнены. Доказательств обратного суду не представлено.

При этом, непринятие мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства, что указывает на обоснованность исковых требований.

Соответственно суд считает подтвержденным в судебном заседании факт, что собственник объекта культурного наследия МКУ администрация МО «Кяхтинский район» ненадлежащим образом исполняет условия обязательства. Работы по сохранению объекта культурного наследия ответчиком не организованы, тогда как факт необходимости проведения соответствующих мероприятий нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Доводы представителя ответчика о неопределенности сформулированных истцом исковых требований и их неисполнимости в отсутствие проведенной государственной историко-культурной экспертизы по обоснованности включения объекта культурного наследия в реестр, определения категории историко-культурного значения объекта культурного значения, обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра не могут быть приняты во внимание, как не основанные на положениях п. 2 ст. 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и содержании акта осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 27.06.2019 года, определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия от 23.07.2019 года.

В указанной части суд учитывает следующее.

Согласно Федеральному закону № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение из реестра объектов культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства РФ: в отношении объектов культурного наследия регионального значения – по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – согласованного с органом местного самоуправления.

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. (статья 23 Федерального закона № 73-ФЗ).

Вместе с тем со стороны ответчика суду не представлено доказательств того, что собственником принимались надлежащие меры, направленные на исключение объекта культурного наследия из реестра, в том числе, не разработана научно-проектная документация в отношении объекта культурного наследия, за производством государственной историко-культурной экспертизы МКУ администрация МО «Кяхтинский район» не обращалась.

Ссылка стороны ответчика о том, что до передачи Памятника в собственность муниципального района, действий по сохранению объекта культурного наследия не производилось, правового значения не имеет. Кроме того, в силу закона обязанность проведения работ по сохранению объекта культурного наследия лежит на настоящем собственнике (владельце) объекта, а не на предыдущем собственнике.

В преамбуле к Федеральному закону № 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

По общему правилу, установленному статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В статье 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Согласно подп.3 п.3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, обязанность проведения работ по содержанию и сохранению объекта культурного наследия и, соответственно, финансирования таких работ, лежит на собственнике либо лице, которому объект передан на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

С учетом изложенного суд считает обоснованным требование Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в части возложения обязанности выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия, а именно, разработать научно-проектную документацию на проведение консервации объекта культурного наследия.

Установленный истцом срок для проведения заявленных мероприятий суд считает достаточным и обоснованным.

Как не имеющие правового значения при разрешении настоящего спора не принимаются доводы ответчика о том, что для выполнения обязательства потребуются значительные финансовые затраты.

В указанной части суд учитывает, что охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона (пункт 6 статьи 47.6 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Отсутствие у ответчика финансовых средств на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия не является основанием для освобождения их от установленных законом обязанностей. Кроме того, при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения в соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, заявленные требования суд расценивает как законные и обоснованные и подлежащие удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ – «░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.05.2023 ░.

░░░░░                                ░░░░░░░░░ ░.░.

2-267/2023 ~ М-208/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия
Ответчики
МКУ Администрация МО "Кяхтинский район"
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Жарникова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kyahtinsky--bur.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Подготовка дела (собеседование)
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее