Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-477/2023 ~ М-280/2023 от 20.02.2023

УИД 71RS0001-01-2023-000344-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2023 года г. Алексин Тульской области

Алексинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Солдатовой М.С.,

при помощнике судьи Гончаровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-477/2023 по иску администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области к Апсатаровой Д.Ж. о сносе самовольной постройки и по встречному иску Апсатаровой Д.Ж. к администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области о признании права собственности на самовольную постройку,

установил:

администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области, уточнив исковые требования, обратилась в суд с иском к Апсатаровой Д.Ж. о сносе самовольной постройки, мотивируя данные требования тем, что Апсатаровой Д.Ж. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, которому установлена категория- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства. Указано, что данный земельный участок используется Апсатаровой Д.Ж. не по назначению, поскольку ею на таковом возведен незавершенный строительством объект площадью 55,8 кв.м., являющийся объектом капитального строительства.

Сославшись на нарушение Апсатаровой Д.Ж. в частности положений ст. 222 ГК РФ, администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области просила признать незавершенный строительством объект площадью 55,8 кв.м., расположенный по вышеуказанному адресу, самовольной постройкой, обязать Апсатарову Д.Ж. осуществить снос данной самовольной постройки за счет собственных средств.

Воспользовавшись положениями ст. 137 Гражданского процессуального кодекса РФ, Апсатарова Д.Ж. предъявила к администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области встречное исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку, в котором указала на выдачу в ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство на ее (Апсатаровой Д.Ж.) земельном участке, а также на то, что изменение в вид разрешенного использования данного земельного участка произведено только ДД.ММ.ГГГГ, полагала, что незавершенный строительством объект соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки, требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических норм и правил, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан.

В этой связи просила признать за ней право собственности на строение площадью 55,8 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Представитель истца (ответчика по встречному иску) администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области – глава администрации Ворона М.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования поддерживает, в удовлетворении встречного иска просит отказать.

Ответчик (истец по встречному иску) Апсатарова Д.Ж. и ее представители Шабев А.Г., Ануфриев С.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. От Ануфриева С.Н. поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в отсутствие его доверителя. Отмечено, что спорное строение возведено в июне 2018 года, при этом часть работ выполнялась ответчиком Апсатаровой Д.Ж. вплоть до подачи иска администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Тульской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (Управление Россельхознадзора) в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лиц администрации муниципального образования Заокский район Тульской области по доверенности Мацюк Ю.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области полагает подлежащими удовлетворению в полном объеме, а против удовлетворения встречного иска возражает.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, их представителей.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Апсатарова Д.Ж. с ДД.ММ.ГГГГ стала собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 724+/- 9 кв.м., категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> (выписка з ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14).

Обращаясь в суд с исковым заявлением, администрация МО Демидовское Заокского района указала на то, что вопреки категории вида разрешенного использования данного земельного участка, на нем Апсатаровой Д.Ж. было возведено строение, незаконченное ныне строительство, площадью 55,8 кв. м., ввиду чего таковое подлежат сносу за счет Апсатаровой Д.Ж.

В силу положений п. 1 –п.2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Апсатарова Д.Ж., не оспаривая обстоятельство того, что данный был частично возведен ею, предъявила к администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области встречные исковые требования о признании за ней (Апсатаровой Д.Ж.) права собственности на самовольную постройку.

Положениями ч.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

В Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" отражена правовая позиция о том, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

По буквальному смыслу оспариваемой нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, согласно которому приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В силу же ст. 58 Градостроительного кодекса РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленного реестрового дела (л.д.104-120) следует, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ был разделен на 17 земельных участков, одним из которых является земельный участок с кадастровым общей площадью 724 кв.м. по адресу: <адрес>, обладавший видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категорию земель- земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 действующим через своего представителя ФИО2 и ФИО3. заключен договор о купле-продаже данного земельного участка с кадастровым номером (л.д.138).

При этом из условий и наименования указанного договора купли-продажи следует, что земельный участок с кадастровым был свободен от строений на нем.

Согласно материалам дела, в частности постановлениям главы администрации МО Заокский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О приведении вида разрешенного использования земельных участков в соответствие с территориальным зонированием МО Демидовское Заокского района» и от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в данное постановление изменений, земельный участок с кадастровым отнесен к территориальной зоне – она сельскохозяйственных угодий (зона размещения сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, сады, виноградники и т.п.- сх1), ему установлен вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Как следует из договора дарения земельного участка без строения на нем от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79), Апсатарова Д.Ж. приобрела у ФИО3 земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 724 кв.м. по адресу: <адрес>.

Данный земельный участок, следуя условиям договора, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, установленную категорию – земли сельскохозяйственного назначения, свободен от каких-либо строений.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела муниципального контроля администрации МО Заокский район Тульской области составлен протокол осмотра поименованного земельного участка, оформлена и фототаблица к нему.

В данных материалах от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано нахождение на земельном участке с кадастровым номером строения, ввиду чего ДД.ММ.ГГГГ Апсатаровой Д.Ж. внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием на то, что возведение такого строения противоречит виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.

Возражений на данное предостережение Апсатаровой Д.Ж. подано не было.

Изложенные фактические обстоятельства по делу приводят суд к выводу о том, что спорное строение было возведено именно Апсатаровой Д.Ж. в период после обретения ею права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:09:020401:1520.

В целях определения технического состояния и характеристик спорного строения, по ходатайству администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Тульский Центр Экспертиз».

В заключении экспертов ООО «Тульский Центр Экспертиз» указано, что на земельном участке с кадастровым номером расположен объект незавершённого строительства площадью 55,8 кв.м., который не имеет подключений к инженерным сетям. Фундамент данного объекта железобетонный свайно-ростверковый, материал наружных стен- газосиликатные блоки, перекрытия первого этажа- деревянные балки, кровля скатная по деревянным стропилам, покрытие кровли-ондулин, внутренняя отделка, полы, оконные и дверные блоки отсутствуют. Строение, расположенное на земельном участке с кадастровым , не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Обследуемое строение не пригодно как для постоянного, так и для временного проживания граждан.

Так как у обследуемого строения отсутствуют подземные подключения инженерных коммуникаций, но в тоже время оно имеет заглубленный в основание фундамент (т.е. прочную связь с землей), следовательно, указанное строение имеет признаки объектов недвижимости и является объектом капитального строительства. Однако, поскольку строительство строения, расположенного на земельном участке с кадастровым , на момент осмотра не завершено, экспертам неизвестно его окончательное назначение и возможное дальнейшее использование.

Строение, расположенное на земельном участке с кадастровым , не оборудовано должным набором инженерных коммуникаций, санитарно-технических устройств для обеспечения необходимых условий микроклимата и воздушной среды для проживания людей. Общее техническое состояние обследуемого строения на момент проведения обследования можно оценить, как работоспособное. Техническое состояние строительных конструкций обеспечивает безопасную эксплуатацию в течение длительного времени при надлежащей эксплуатации. Повреждений и деформаций, влияющих на несущую способность конструктивных элементов, при осмотре не обнаружено.

Исследуемый земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне Cx1 - зона сельскохозяйственных угодий. Для данной территориальной зоны градостроительный регламент не установлен.

Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым не был предоставлен в установленном порядке для строительства на нем зданий, строений, сооружений, а разрешенное использование указанного земельного участка не допускает строительства на его территории, тем самым, любое возведенное строение на нем будет иметь признаки самовольного строительства.

Строение, расположенное на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, не соответствует градостроительным, строительным, архитектурным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки, целевому использованию земельного участка, может нарушать права третьих лиц, не представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Довести строение на исследуемом земельном участке до соответствия параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки, а также целевому использованию земельного участка, градостроительным, строительным, архитектурным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам не представляется возможным.

Перемещение указанного строения без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, так как оно является объектом недвижимости (объектом капитального строительства).

Стоимость строения, расположенного на земельном участке с кадастровым , составляет 557 648,321 руб.

Исследуемый земельный участок с кадастровым с категорией земель: «Земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования Демидовское Заокского района Тульской области располагается в зоне Cx1 - Зона сельскохозяйственных угодий и используется не по целевому назначению.

Иные вопросы оставлены экспертами без ответа, как имеющие правовой характер.

Вышеуказанное заключение ООО «Тульский Центр Экспертиз», не имеет нареканий относительно его формы, составлено после проведения тщательного исследования экспертами надлежащей экспертной организации, имеющими соответствующее образование и практический опыт работы по экспертной специальности, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ, с использованием соответствующих нормативных, технических и методических источников, по результатам непосредственного осмотра спорного строения в присутствии участвующих в деле лиц, с использованием средств изменения и фотофиксации, содержит полные и обоснованные ответы.

В связи с изложенным, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», суд данное заключение принимает в качестве доказательств по делу.

Из изложенного следует, что спорный объект недвижимости расположен в территориальной зоне, не предполагающей его возведение.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

Положения п. 8, 10, 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ и изданные в соответствии с ними иные акты земельного законодательства основываются на принципах: деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 7 и ст.42 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: принадлежность земельного участка к определенной категории земель; принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима.

Собственнику земельного участка положениями п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ предоставлено право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Между тем, положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Так, на собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» возложена обязанность использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе, приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Из содержания п.4 ч.2 ст.60 Земельного кодекса РФ следует, что действия, нарушающие права на земли: граждан и юридических лиц, или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07. 2002. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2).

Абзацем первым п.1 ст.78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как для ведения сельскохозяйственного производства, так и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Указанные законоположения регулируют цели использования земель сельскохозяйственного назначения различными субъектами землепользования, в том числе гражданами, и направлены на защиту прав и законных интересов граждан.

Исходя из содержания п.2 ст.77 Земельного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения возможно размещение, в том числе, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами; жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с п.6 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» к признакам использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации относится, в частности, наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной (пункт «а»).

Частью 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Между тем, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Следовательно, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В этой связи, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Данная правовая позиция также была отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).

Из изложенного следует, что спорный незавершенный строительством объект, возведенный Апсатаровой Д.Ж. на земельном участке с кадастровым номером 71:09:020401:1520, расположенном в территориальной зоне СХ1- зона сельскохозяйственных угодий, имеющем категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, является самовольной постройкой, поскольку создан на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, ввиду чего исковые требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области о признании строения- незавершенного строительством объекта площадью 55,8 кв.м., расположенного на указанном земельном участке, самовольной постройкой подлежат удовлетворению.

Поскольку правовая совокупность условий, установленных императивными положения п.3 ст.222 Гражданского кодекса РФ Апсатаровой Д.Ж. в рассматриваемом случае не установлена, правовых оснований для признания за ней (Апсатаровой Д.Ж.) права собственности на поименованный незавершенный строительством объект отсутствует, ввиду чего ее встречные исковые требования к администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области удовлетворению не подлежат.

При этом доводы стороны Апсатаровой Д.Ж. о наличии датированного 2018 годом разрешения на строительство на указанном земельном участке, не подтвержденные в порядке ст.56 ГПК РФ, с учетом приведенной совокупности установленных по делу фактических обстоятельств отклоняются судом ввиду отсутствия правового значения таковых для рассмотрения и разрешения данного гражданского дела по существу.

Из положений абзаца третьего пункта 2, пункта 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ следует, что при установлении возможности устранения нарушений, допущенных при возведении самовольной постройки, независимо от формулировки требования, заявленного истцом, суд принимает решение, предусматривающее оба возможных способа его исполнения - о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

В рассматриваемом случае возможности устранения нарушений, допущенных Апсатаровой Д.Ж., иным способом, нежели снос спорного строения, судом не установлен.

Согласно п. 3.1. ст. 222 Гражданского кодекса РФ, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом.

Исходя из положений п. 4 приведенной нормы, органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, в силу п. 1 и п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание приведенные положения действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, суд считает, что исковые требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области о возложении на Апсатарову Д.Ж. обязанности произвести за свой счет снос строения- незавершенного строительством объекта площадью 55,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером , подлежат удовлетворению с установлением Апсатаровой Д.Ж., с учетом характера предстоящих работ по сносу спорного строения, срока для выполнения данных действий - 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Ввиду того, что администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины при подаче иска к Апсатаровой Д.Ж. была освобождена, согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с Апсатаровой Д.Ж. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 107, 109 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области (ИНН ) удовлетворить.

Признать строение - незавершенный строительством объект площадью 55,8 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , площадью 724+/- 9 кв.м., категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.

Обязать Апсатарову Д.Ж. (паспорт ) в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда за свой счет произвести снос строения- незавершенного строительством объекта площадью 55,8 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером площадью 724+/- 9 кв.м., категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>

Взыскать с Апсатаровой Д.Ж. государственную пошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

В удовлетворении встречных исковых требований Апсатаровой Д.Ж. к администрации МО Демидовское Заокского района Тульской области о признании права собственности на самовольную постройку отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 04.09.2023.

Председательствующий М. С. Солдатова

2-477/2023 ~ М-280/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО Демидовское Заокского района Тульской области
Ответчики
Апсатарова Дильфуза Жакыпжановна
Другие
Управление Росреестра
администрация муниципального образования Заокский район
Ануфриев Сергей Николаевич
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. Москва, Московской и Тульской областям (Управление Россельхознадзора)
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Суд
Алексинский межрайонный суд Тульской области
Судья
Солдатова Мария Сергеевна
Дело на сайте суда
aleksinsky--tula.sudrf.ru
20.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
19.04.2023Судебное заседание
12.07.2023Производство по делу возобновлено
12.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее