Судья: ФИО6
УИД 37MS0052-01-2023-000110-57
Дело № 11 – 27/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
гор. Тейково 15 декабря 2023 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой А.Р.,
при секретаре Михайловой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Кулиева З.Х.о оглы на решение мирового судьи судебного участка № 3 Тейковского судебного района в Ивановской области от 25 июля 2023 года по гражданскому делу по иску ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" к Кулиеву З.Х.о, Кулиеву А.З.о, Кулиеву Д.З.о, Кулиевой В.Ш.к о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» обратилось к мировому судье судебного участка № 3 Тейковского судебного района в Ивановской области с иском к Кулиеву З.Х.о, Кулиеву А.З.о, Кулиеву Д.З.о, Кулиевой В.Ш.к о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 г. по 30.09.2022 года в сумме 12803 руб. 49 коп., пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 12.03.2020 года 30.09.2022 года в сумме 2903 руб. 10 коп. В обоснование иска истец указал, что ответчики Кулиев З.Х.о., Кулиев А.З.о., Кулиев Ж.З.о., Кулиева В.Ш.к. зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, ответчики не вносит плату за жилищно-коммунальную услугу по обращению с ТКО, при этом, населенный пункт, на территории которого проживают должники включен в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную Приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № 140 от 22.09.2016 г.
Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156, обращение с ТКО на территории субъектов Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 года №811 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 года №140 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на период 2016 – 2031 годов. По результатам конкурсного отбора 17.01.2017 года с учетом Дополнительного соглашения от 27.01.2017 года Обществом с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, в соответствии с которым Общество осуществляет деятельность по обращению с ТКО на всей территории Ивановской области с 01.07.2017 года и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до 31.12.2031 года. Ответчик Кулиев З.Х.о. является собственником 2/3 долей жилого дома по адресу: <адрес>, однако в нарушение положений ч.5 ст.30, п.1 ст.153, п.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО не вносит.
Решением мирового судьи исковые требования удовлетворены частично, в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» с Кулиева З.Х.о Кулиева А.З.о, Кулиева Д.З.о, Кулиевой В.Ш.к, в солидарном порядке в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года по 21.07.2021 г. в размере 7093 руб. 92 коп. и пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу за период с 12.03.2020 г. по 21.07.2021 г. в размере 2337 руб. 29 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей и издержки, связанные с рассмотрением дела – почтовые расходы в размере 159 руб. 60 коп.
С решением суда не согласен ответчика Кулиев З.Х. оглы, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителя истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», ходатайствовавшего о рассмотрении дела в свое отсутствие, представившего письменные возражения на апелляционную жалобу (л.д.54-56, 59) и ответчиков Кулиева З.Х.о., Кулиева А.З.о., Кулиева Ж.З.о., Кулиевой В.Ш.к., которые о времени и месте рассмотрения жалобы извещались судом по всем известным адресам, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметками «по истечении срока хранения» (л.д.52, 53).
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, доводы апелляционной жалобы с учетом письменных дополнений и возражения представителя истца по жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения мирового судьи не находит.
Удовлетворяя исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к ответчикам Кулиеву З.Х.оглы, Кулиеву А.З.оглы, Кулиеву Д.З.оглы, Кулиевой В.Ш.кызы, мировой судья на основании анализа действующего законодательства, а именно, положений Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», пришел к обоснованному выводу о том, что Кулиев З.Х.оглы будучи собственником 2/3 долей в праве на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, и ответчики Кулиев А.З.оглы, Кулиев Д.З.оглы, Кулиева В.Ш.кызы зарегистрированы в указанном жилом помещении с 03.04.2009 года являются потребителями коммунальной услуги по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов независимо от факта заключения с ними письменного договора на предоставление указанной услуги.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания своего имущества.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно п. п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Доводы представителя ответчика о том, что правовые отношения между гражданами – собственниками жилых домов и Региональным оператором по обращению с ТКО отсутствуют в силу закона, несостоятельны и основаны на ошибочном толковании положений законодательства.
Так, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
Пункт 6 указанных Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Ответчики Кулиев З.Х.оглы, Кулиев А.З.оглы, Кулиев Д.З.оглы, Кулиева В.Ш.кызы, пользуются жилым домом, в процессе их жизнедеятельности образуются ТКО, в силу вышеуказанных положений действующего законодательства вывоз твердых коммунальных отходов является обязательным, а потребитель не вправе их утилизировать по своему усмотрению.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, жителям ул. Объединенная г.Тейково Ивановской области, в том числе ответчикам, услуга по обращению с ТКО Обществом в спорный период с 01.01.2020 г. по 30.09.2022 г. оказывалась, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчиков обязанность оплатить фактически оказанную Обществом коммунальную услугу.
Ссылка ответчика на то, что законом не предусмотрено заключение договора между гражданином – собственником жилого дома и Региональным оператором по обращению с ТКО является ошибочной и основана на неверном толковании норм права.
Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (абзац 2 пункта 148(1) Правил). Для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора (пункт 148(16) Правил).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, с гражданами - собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Причем для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем, он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 указанного Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства в их системной взаимосвязи у потребителя - собственника жилого дома есть самостоятельная обязанность "обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором" в соответствии с требованиями части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Из материалов дела следует, что региональным оператором во исполнение положений пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 (в редакции, действовавшей в спорный период) ответчику Родичеву В.Н. был направлен проект договора на оказание услуги по обращению с ТКО, что подтверждается Договором на доставку проектов договоров №3 от 27.01.2017 года, заключенным между ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» и ООО «Ассистент-Партнер» (л.д.44-45), Актом выполненных работ №10 от 16.02.2017 года (л.д.46) и ответчиком не опровергнуто.
В свою очередь отказ ответчика от заключения письменного договора с региональным оператором, от обязанности оплатить оказанную услугу по обращению с ТКО ответчика не освобождает.
Вопреки доводам апеллянта положения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156, применяются и к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами (абз.2 пункта 1 указанных Правил).
Доводы апеллянта о нарушении мировым судьей норм процессуального законодательства и о рассмотрении требований регионального оператора в приказном производстве в отсутствие между сторонами заключенного возмездного договора, и принятию к производству искового заявления после отмены судебного приказа несостоятельны, основаны на неверном толковании ответчиком норм процессуального права и опровергаются материалами гражданского дела. Согласно ст. 122 ГПК РФ одним из оснований выдачи судебного приказа является заявленное требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги. Судебный приказ по заявлению ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» на взыскание с Кулиева З.Х.о., Кулиева А.З.о., Кулиева Ж.З.о., Кулиевой В.Ш.к. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО был вынесен мировым судьей 17.10.2022 года, и в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, определением мирового судьи от 07.11.2022 года, отменён (л.д.18). После отмены судебного приказа в соответствии с положениями статей 129, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации региональный оператор обратился в суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальной услуги, требования обоснованно рассмотрены судом в порядке искового производства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя ответчика, основаны на ошибочном толковании положений гражданского и жилищного законодательства, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции в решении по делу, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных мировым судьей обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что мировой судья, разрешая заявленные требования и определив юридически значимые обстоятельства, верно применил закон, регулирующий спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил правильное решение.
Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 3 Тейковского судебного района в Ивановской области от 15 июля 2023 года по гражданскому делу №2-422/2023 по исковому заявлению ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" к Кулиеву З.Х.о, Кулиеву А.З.о Кулиеву Д.З.о, Кулиевой В.Ш.к о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулиева З.Х.о – без удовлетворения.
Судья: Архипова А.Р.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено «22» декабря 2023 года.