Дело № 12-70/2022
86RS0003-01-2022-000903-27
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июня 2022 года город Мегион
Судья Мегионского городского суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Парфененко О.А., рассмотрев жалобу Романенко А.В. на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Брускова В.А. от 29.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Брускова В.А. от 29.12.2020г. Романенко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Романенко А.В. подал на него жалобу, в котором просит постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Брускова В.А. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование указывая, что с 01 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.07.2020 № 477 "Об утверждении Правил охоты", которым признан утратившим силу приказ "Об утверждении Правил охоты" от 16.11.2010г. и в новом приказе не установлено требование к охотникам возвращать разрешения на добычу охотничьих ресурсов по месту его получения по истечении срока действия такого разрешения. В силу ч.2 ст.1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Обжалуемое постановление им получено почтой 28 января 2021 года.
В судебном заседании Романенко А.В. не присутствовал, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Должностное лицо – старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Брусков В.А. в судебном заседании не участвовал, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
В соответствии с п.14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, образуют нарушения правил охоты, не указанные в диспозициях части 2 статьи 7.11, частей 1.2 и 1.3 статьи 8.37 КоАП РФ. Такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ в случае, если они не были совершены повторно в течение года (часть 1.1 статьи 8.37 КоАП РФ) и не содержат признаков преступлений, предусмотренных статьями 258 и 258.1 УК РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Романенко А.В. 13.09.2019 года обратился в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (птиц) и общедоступных охотничьих угодьях. В этот же день ему было выдано разрешение серии 86 № 761900, с приложением таблицы № 1, в которой отображаются сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количестве и сроках осуществления охоты.
21.03.2020 года по месту регистрации физического лица Романенко А.В.: <адрес> Романенко А.В. в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, то есть до 20.03.2020 года не возвратил разрешение на добычу охотничьих ресурсов по месту его получения, чем нарушил п. 3.8 Правил охоты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 512 от 16.11.2010 года (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Брускова В.А. от 29.12.2020 года Романенко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Романенко А.В. к ответственности по части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось выявленное должностным лицом Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры нарушение правил охоты, выразившееся в том, что Романенко А.В. в течение 20 дней после окончания последнего из сроков охоты, то есть до 20.03.2020 года не возвратил разрешение на добычу охотничьих ресурсов по месту его получения.
Согласно пункта 3.8 Правил охоты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 512 от 16.11.2010г. (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, либо в случаях добычи указанного в разрешении количества охотничьих ресурсов, а также в случаях, когда в соответствии с настоящими Правилами разрешение на добычу охотничьих ресурсов считается использованным, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки заполнить и направить сведения о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения.
Фактические обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 02-1139/2020 от 08.12.2020 года, информацией из Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов от 08.04.2020 года, заявлением Романенко А.В. о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (утка, гусь (белолобый), серая ворона, куропатка, рябчик, вальдшнеп, тетерев, глухарь) от 13.09.2019 года, корешком к разрешению на добычу птиц серия 86 № 761900, таблицей № 1 к разрешению на добычу птиц серия 86 № 761900, объяснениями Макаровой А.Ю. от 15.12.2020 года и иными материалами дела, получившими оценку по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Романенко А.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Между тем, доводы, изложенные Романенко А.В. в жалобе заслуживают внимания.
Приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года № 477 утверждены Правила охоты, приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 и все Приказы Минприроды России о внесении в него изменений признаны утратившими силу с 01 января 2021 года.
Согласно пункту 5.2.3 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 года № 477 физические лица в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях должны иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в соответствии с порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным на основании части 5 статьи 31 Федерального закона об охоте
При этом, вышеуказанные Правила не содержат в себе положение, которое бы закрепляло обязанность направлять сведения о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения.
Таким образом, с 01 января 2021 года участники охоты, не обязаны направлять сведения о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения.
Административное правонарушение совершено Романенко А.В. 21.03.2020 года, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 02-1139/2020 от 08.12.2020, в указанный период действовали Правила охоты, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 512 от 16.11.2010 года, которые приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 477 от 27.07.2020 признаны утратившими силу, обжалуемое постановление принято 29.12.2020 года, копия постановления направлена Романенко А.В. по адресу, который он указал в протоколе об административном правонарушении (г. Мегион ул. Свободы, д.38 кв.24) согласно отчету об отслеживании, копия постановления получена Романенко А.В. 28.01.2021 года.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 24.5 установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Учитывая, что диспозиция части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной, изменение Правил охоты, нарушение которых образует объективную сторону административного правонарушения, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского Управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Брускова В.А. от 29.12.2020 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
Руководствуясь, ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.37 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № №02-1139/2020 ░░ 29.12.2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░