Дело № 2-2103/2022
УИД 86RS0007-01-2022-003088-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующий судья Заремба И.Н.
при секретаре Михайловой Н.Р.
с участием
представителя истца Дорониной М.А.
представителя ответчика Кищенко Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой Ольги Николаевны действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего ВИВ к МУ «Администрация городского поселения Пойковский» о предоставлении жилья собственнику взамен аварийного,
установил:
Черепанова О.Н., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего ВИВ обратилась в суд с иском МУ «Администрация городского поселения Пойковский», в котором просит обязать ответчика предоставить в общую долевую собственность по ? доли в праве Черепановой О.Н. и её несовершеннолетнему сыну ВИВ, взамен изымаемого жилого помещения, благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади 50.5 кв.м., состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям поселения городского типа (адрес).
Требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи недвижимости с использованием материнского капитала от (дата) Черепанова О.Н. и её несовершеннолетний сын ВИВ являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: гп. (адрес) (по ? доле). Распоряжением администрации гп. Пойковский № 315-р от 23.06.2016 года «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом № 46 в микрорайоне 3 гп. Пойковский признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения определен 31.12.2020 года. Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.04.2019 года №104-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2019-2025 годах, в соответствии с которой дом, в котором расположена квартира истца, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих расселению под № 716, планируемая дата окончания переселения 31.12.2021 года. Администрацией гп. Пойковский от 04.05.2021 года принято постановление №218-п «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд». В адрес Черепановой О.Н. поступило уведомление № 56 от 04.04.2022 года о рыночной стоимости спорной квартиры и земельного участка 2 772 637 рублей. Истец обратилась к Администрации гп. Пойковский с заявлением о предоставлении ей жилого помещения взамен изымаемого, в чем ей было отказано. В мае 2022 года истец получила претензию и соглашение о возмещении собственнику стоимости за изымаемое жилое помещение с выплатой выкупной цены в размере 1 350 000 рублей. Соглашение истцом не подписано, так как она считает, что как собственник вправе требовать по своему выбору либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, в связи с чем, отказ в предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного считает незаконным.
В судебное заседание не явилась истец, о дне и месте слушания дела была надлежаще извещена.
В судебном заседании представитель истца ДМА заявленные исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Представитель ответчика КЕГ возражала против заявленных требований.
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, суд полагает заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, согласно ее статье 40 (часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища.
Это право конкретизируется в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года, и устанавливающем, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3), и что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1). При этом в соответствии с ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условие для осуществления гражданами права на жилище, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Судом установлено, что (адрес) по адресу: (адрес), (адрес), (адрес), принадлежит на праве собственности Черепановой О.Н. и её несовершеннолетнем сыну ВИВ на основании договора купли-продажи недвижимости с использованием материнского капитала от (дата).
Указанное жилое помещение расположено в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения дома установлен до 31.12.2020 года (распоряжение администрации гп.Пойковский от 23.06.2016 № 315-р).
29.05.2019 года распоряжением администрации гп.Пойковский внесены изменения в распоряжение №315-р от 23.06.2016 года, срок расселения аварийного дома продлен до 31.08.2025 года.
Администрацией гп.Пойковский принято решение об изъятии земельных участков и жилых помещений, в том числе жилого помещения (квартиры) № (постановление № 399-п от 02.08.2021).
Размер возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение (квартира), включая убытки, определен в соответствии с нормами ст.56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании отчета № об определении рыночной стоимости объекта оценки, выполненного ИП МРИ, и составляет 2 772 637 рублей.
Собственнику квартиры Черепановой О.Н. вручено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества, отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки №.
04.04.2022 года истцу вручено уведомление о выплате ей за изымаемое имущество выкупной цены 1 350 000 рублей.
04.05.2022 года в адрес истца ответчиком направлена претензия о необходимости заключения Соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Главой 7.1 Земельного кодекса РФ определен порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно норм ст.56.6 Земельного кодекса РФ, решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в п. 4 ст. 2 федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.
Из названных норм материального права и положений ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» следует, что включение многоквартирного дома, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности сторон по соблюдению общих положений жилищного законодательства, в том числе и ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда подразумевается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2, ч. 3 ст. 88 Жилищного кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Аналогичная правовая позиция Верховного суда РФ изложена в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ №4 (2019), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ от 25.12.2019 года.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного суда Российской Федерации №1 (2019), утвержденной Президиумом Верховного суда РФ, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.
Согласно постановления №973-па от 29.04.2019 «О муниципальной адресной программе Нефтеюганского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (в ред.№2280-па от 12.11.2019)многоквартирный (адрес) (адрес) включен в перечень домов, подлежащих расселению.
Соответственно, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.
Суд приходит к выводу о том, что поскольку спорное жилое помещение было приобретено истцом по договору купли-продажи квартиры ((дата)), то есть до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее введения Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то истец и её сын, как собственники жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанного аварийным, на законных основаниях выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления им в собственность другого равнозначного по площади жилого помещения вместо изъятого.
Кроме того, поскольку многоквартирный дом был признан аварийным распоряжением администрации гп. Пойковский 23.06.2016 года, то после этой даты у муниципалитета возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путем изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на муниципалитет обязанности по предоставлению в собственность Черепановой О.Н. и ВИВ взамен непригодного другого жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Черепановой Ольги Николаевны действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ВИВ к МУ «Администрация городского поселения Пойковский» о предоставлении жилья собственнику взамен аварийного, удовлетворить.
Возложить на администрацию городского поселения Пойковский обязанность предоставить Черепановой Ольге Николаевне, ВИВ в общую долевую собственность по ? доли в праве взамен изымаемого жилого помещения, благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади 50.5 кв.м., состоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям поселения городского типа Пойковский, Нефтеюганского района.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.