Гр. дело №
УИД: 05RS0№-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Избербаш 24 августа 2020 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
с участием помощника прокурора г. Избербаш Ахадовой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Сулайбановой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Избербаш Республики Дагестан Гамидова М.Ш., поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Избербаш (далее – МКОУ «СОШ №1»), Администрации городского округа «город Избербаш», к третьему лицу: ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
заместитель прокурора г. Избербаш РД Гамидов М.Ш. обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц с указанным иском и в обоснование его указал, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 11 по г. Избербашу и Каякентскому району Республики Дагестан, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МКОУ «СОШ № 1 г. Избербаша».
В ходе проверки, проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 11 по г. Избербашу и Каякентскому району Республики Дагестан, установлено, что в МКОУ «СОШ № 11 г. Избербаша» допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Так, в ходе проведенной проверки в зданиях и помещениях МКОУ «СОШ № 11 г. Избербаша» выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»:
- на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.(ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: ч. 7 ст. 83);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал. (Правила противопожарного режима в РФ: п. 61);
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (нет договора на обслуживание АПС).(Правила противопожарного режима в РФ: п. 63);
- на объекте защиты светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ: п/п в) п. 42);
- на объекте защиты на стенах на путях эвакуации допускается применение материалов с высокой пожарной опасностью, (обшивка из деревянных реек и фанеры). (СП 1.13130.2009 ст.4.3 п.4.3.2);
- помещение спортивного зала, помещения складов в столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (НПБ 110-03 табл.1);
- объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (НПБ 104-03 табл. 2);
- со второго этажа корпуса начальной школы отсутствует второй эвакуационный выход. Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. (СП 1.13130.2009 ст.4 п.4.2 п/п 4.2.3);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц (ограждений) на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний. (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. (Постановление правительства РФ № 390: п. 55);
- на объекте защиты под лестничными маршами (на лестничных площадках) допущено хранение вещей (мебели, других горючих материалов) (устроена подсобка). (Постановление правительства РФ № 390: п/п к) п. 23);
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил соблюдение сроков перезарядки огнетушителя (имеются разряженные огнетушители). (Правила противопожарного режима в РФ: п. 70);
-на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации. (Постановление правительства РФ № 390: п. 61);
-по периметру крыши административных зданий школы отсутствует ограждения по периметру. (СНиП 21-01-97 *п.8.11).
Кроме того, по результатам ранее проведенной ОНД и ПР проверки противопожарного состояния МКОУ «СОШ № 1 г. Избербаша» 17.05.2019 директор указанного образовательного учреждения Муслимов М.М. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 (шесть) тысяч рублей по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, т.е. нарушение требований пожарной безопасности.
Несмотря на принятые меры, директором образовательного учреждения МКОУ «СОШ № 1 г. Избербаша» Муслимовым М.М. по настоящее время нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены.
Таким образом, неисполнение требований законодательства о пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на граждан опасных факторов пожара, их своевременной эвакуации, спасению на случай пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, посещающих указанное учреждение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку указанное образовательное учреждение является эксплуатация объекта при наличии указанных?местом массового пребывания людей, а нарушений требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей при возникновении пожара.
На основании изложенного, просит обязать устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности муниципальное казенное образовательное учреждение «СОШ № 1 г. Избербаша» и администрацию городского округа «город Избербаш».
Не согласившись с предъявленным иском, директор МКОУ «СОШ №1» Муслимов М.М. подал возражения на исковое заявление, в которых указал, что устранение нарушений указанных в предписании 63/1/50 от 16.05.2019 года без финансовых затрат невозможно. Своими силами МКОУ «СОШ №1» г. Избербаш не может исполнить Предписание, в связи с чем часть пунктов предписания остались невыполненными. Причиной невыполнения учреждением указанного в предписании пункта пожарной безопасности явилось то, что Управлением образования города учреждению МКОУ «СОШ №1» г.Избербаш не были выделены средства на противопожарные мероприятия, своей бухгалтерии МКОУ «СОШ №1» г. Избербаш и доходов не имеет. Финансы юридическое лицо получает через централизованную бухгалтерию Управления образования администрации ГО «Город Избербаш», средства на эти цели ни учредителем, ни собственником имущества юридического лица не выделялись, хотя он, как руководитель МКОУ «СОШ №1» г. Избербаш, неоднократно обращался письменно о выделении финансов для выполнения Предписания.
В соответствие ч.1 ст. 38 Закона о пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Учреждение - МКОУ «СОШ №1» г. Избербаш является некоммерческим, бюджетным учреждением, его финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета ГО «Город Избербаш» на основании бюджетной сметы.
Согласно 4.1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст.37 вышеуказанного Закона юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313.
В соответствии с п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно Уставу, МКОУ «СОШ №1» г.Избербаш является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
Согласно Уставу учредителем и собственником МКОУ «СОШ №1» г.Избербаш является Администрация ГО «Город Избербаш».
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Лимит юджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
В силу п.5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает, поскольку не получает их из бюджета в достаточном объеме, несмотря на обращения в адрес администрации города и управления образования администрации. Кроме того, в 2019 финансовом году городской бюджет не был принят городским собранием депутатов.
Вышеизложенное подтверждает, что им - руководителем МКОУ «СОШ №1» г.Избербаш принимались всевозможные меры для соблюдения правил пожарной безопасности, и причиной их допущения является недостаточное финансирование со стороны учредителя и собственника имущества.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Часть выявленных в ходе проверки нарушений была устранена, а именно:
- на светильники установлены колпаки (рассеиватели).
- на стенах на путях эвакуации устранены материалы с высокой пожарной опасностью.
- организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
- под лестничными маршами (на лестничных площадках) устранено хранение вещей (мебели, других горючих материалов).
Устранить все имеющиеся нарушения не представляется возможным из-за недостаточного финансирования МКОУ.
В связи с отсутствием финансирования для проведения вышеназванных работ, направленных на устранение оставшихся нарушений, указанных в иске, им, как директором, неоднократно составлялись обращения в вышестоящие инстанции.
На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Избербаша Гамидова М.Ш. отказать в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора г. Избербаш Ахадова Т.М., поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – директор МКОУ «СОШ №1» Муслимов М.М. в судебном заседании исковые требования заместителя прокурора не признал, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на иск, пояснив, что МКОУ «СОШ №11» г. Избербаш является некоммерческим, бюджетным учреждением, его финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета ГО «Город Избербаш» на основании бюджетной сметы, а для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, требуются значительные финансовые затраты, которыми учреждение не располагает, поскольку не получает их из бюджета в достаточном объеме. При этом, ранее, часть выявленных в ходе проверки нарушений была устранена, а именно:
- на светильники установлены колпаки (рассеиватели).
- на стенах на путях эвакуации устранены материалы с высокой пожарной опасностью.
- организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
- под лестничными маршами (на лестничных площадках) устранено хранение вещей (мебели, других горючих материалов).
С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении иска.
Определением суда от 30.03.2020 о принятии гражданского дела к своему производству, привлечении соответчика и подготовке дела к судебному разбирательству, Администрация ГО «город Избербаш» исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Представитель соответчика – Администрации ГО «город Избербаш» по доверенности Курбанов Ш.Т., исковые требования заместителя прокурора не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержав доводы ответчика – директора МКОУ «СОШ №1» Муслимова М.М., касательно недостаточности выделяемых из бюджета средств на приведение в соответствие требованиям противопожарной безопасности образовательного учреждения, а также частичного устранения нарушений, в результате предпринятых мер.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД – дознаватель отделения НД и ПР – государственный инспектор по г.Избербаш и Каякентскому району по пожарному надзору, Муртузалиев М.З., в судебном заседании поддержал заявленные заместителем прокурора исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, не возражал в удовлетворении иска.
Суд, огласив исковое заявление, поданные ответчиком возражения на иск, заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В силу пункта 2 части 2 статьи 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статей 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из пункта 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 32 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1.
Как следует из материалов дела, МКОУ «СОШ №1» является образовательной организацией, обязанной выполнять требования законодательства в сфере пожарной безопасности.
Согласно письму начальника ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Алискендерова М.Д. от 17.01.2020 на имя и.о. прокурора г. Избербаш, на основании требования прокурора г. Избербаш №02-01/16-2019 от 23.12.209г. ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД с выездом на место проведена проверка МКОУ «СОШ №1» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, при проведении которой были выявлены следующие нарушения:
- на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.(ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: ч. 7 ст. 83);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал. (Правила противопожарного режима в РФ: п. 61);
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (нет договора на обслуживание АПС).(Правила противопожарного режима в РФ: п. 63);
- на объекте защиты светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ: п/п в) п. 42);
- на объекте защиты на стенах на путях эвакуации допускается применение материалов с высокой пожарной опасностью, (обшивка из деревянных реек и фанеры).(СП 1.13130.2009 ст.4.3 п.4.3.2);
- помещение спортивного зала, помещения складов в столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (НПБ 110-03 табл.1);
- объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (НПБ 104-03 табл. 2);
- со второго этажа корпуса начальной школы отсутствует второй эвакуационный выход. Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. (СП 1.13130.2009 ст.4 п.4.2 п/п 4.2.3);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц (ограждений) на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний. (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. (Постановление правительства РФ № 390: п. 55);
- на объекте защиты под лестничными маршами (на лестничных площадках) допущено хранение вещей (мебели, других горючих материалов) (устроена подсобка). (Постановление правительства РФ № 390 : п/п к) п. 23);
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил соблюдение сроков перезарядки огнетушителя (имеются разряженные огнетушители). (Правила противопожарного режима в РФ: п. 70);
-на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем автоматических установок пожарной сигнализации. (Постановление правительства РФ № 390: п. 61);
-по периметру крыши административных зданий школы отсутствует ограждения по периметру. (СНиП 21-01-97 *п.8.11).
Из представленной суду копии Устава МКОУ «СОШ №1» усматривается, что собственником имущества Учреждения является МО «город Избербаш».
Директором МКОУ «СОШ №1» Муслимовым М.М. в возражениях на иск было указано об устранении части нарушений, перечисленных в иске заместителя прокурора, эти доводы были поддержаны им и в судебном заседании, в подтверждение чего, суду представлена копия договора подряда на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации от 12.01.2020г., заключенного с ООО «Техно-универсал» на предмет выполнения работ по ежеквартальному техническому обслуживанию и профилактике систем автоматической пожарной сигнализации в МКОУ «СОШ №1».
Из представленного суду Постановления по делу об административном правонарушении от 07.04.2020, вынесенного мировым судьей судебного участка №26 г. Избербаш Гамзаевым И.М., усматривается, что 11.02.2020 в 10ч.30 мин. При проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности в помещениях МКОУ «СОШ №1» выявлен факт неисполнения в срок до 03.02.2020 пунктов Предписания №63/1/50 от 16.05.2019г. органа государственного пожарного надзора, за что предусмотрена административная ответственность по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ. В мотивировочной части указанного Постановления указано, что часть выявленных в ходе проверки нарушений устранены, а именно: на светильники установлены колпаки (рассеиватели); на стенах на путях эвакуации устранены материалы с высокой пожарной опасностью; объект оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В соответствии с ч.4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Соответственно, вышеприведенные обстоятельства, установленные Постановлением мирового судьи судебного участка №26 г. Избербаш, касательно того, что на объекте защиты светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; на объекте защиты на стенах на путях эвакуации допускается применение материалов с высокой пожарной опасностью - не подлежат доказыванию и оспариванию как преюдициальные факты.
Доводы ответчика относительно того, что руководителем организации обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителя; под лестничными маршами (на лестничных площадках) устранено хранение вещей (мебели, других горючих материалов) – в судебном заседании опровергнуты не были, доказательств обратного суду не предоставлено и таковые судом не добыты.
Доводы директора МКОУ «СОШ №1» и представителя ответчика Администрации ГО «город Избербаш» о недостаточности финансовых средств для соответствующего оснащения и оборудования школ города в соответствии с требованиями противопожарного законодательства, подтверждаются письмом №41 от 10.08.2020г. Финансового управления ГО «город Избербаш», согласно которому на противопожарные мероприятия из местного бюджета управлению образованием г. Избербаш направлено 3082,3 тыс. руб., а в целом на противопожарные мероприятия на 2020г. по учреждениям образования в бюджете города предусмотрено финансирование из местного бюджета 6 348,1 тыс. руб.
Кроме того, из представленных суду копий Заявок директора МКОУ «СОШ №1» Муслимова М.М., датированных 07.05.2019г., 11.08.2019г., 05.02.2020г., адресованных и.о. главы ГО «город Избербаш», начальнику УО г. Избербаш, усматривается, что он обращался с просьбой выделить денежные средства на проведение мероприятий противопожарной безопасности.
Из Справок, выданных в ответ на Заявки директора МКОУ «СОШ №1» (от 25.03.2020, от 06.04.2020), подписанных и.о. начальника УО г. Избербаш Рауде О.В., директором МКУ ЦБ ОУ Магомедовой Б.Н., усматривается, что на противопожарные мероприятия денежные средства в 2019г. не выделялись.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами представителей ответчиков и приходит к выводу о частичном устранении нарушений, перечисленных в иске заместителя прокурора, доказательств обратного суду не предоставлено и таковые судом не добыты.
При этом, доказательств, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности в остальной части ответчиками не представлено, так, судом установлено, что на день рассмотрения судом настоящего дела, остались невыполненными требования об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, а именно:
- на объекте защиты в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2) система пожарной сигнализации не дублирует подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.(ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: ч. 7 ст. 83);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал. (Правила противопожарного режима в РФ: п. 61);
- на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (нет договора на обслуживание АПС).(Правила противопожарного режима в РФ: п. 63);
- помещение спортивного зала, помещения складов в столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (НПБ 110-03 табл.1);
- объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (НПБ 104-03 табл. 2);
- со второго этажа корпуса начальной школы отсутствует второй эвакуационный выход. Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. (СП 1.13130.2009 ст.4 п.4.2 п/п 4.2.3);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц (ограждений) на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний. (Правила противопожарного режима в РФ: п. 24);
- на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. (Постановление правительства РФ № 390: п. 55);
-по периметру крыши административных зданий школы отсутствует ограждения по периметру. (СНиП 21-01-97 *п.8.11).
Перечисленные нарушения норм и правил пожарной безопасности нарушают права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение. МКОУ «СОШ №1» относится к объектам массового пребывания людей, в том числе малолетних детей, выполнение в ней противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
В связи с изложенным, в указанной части, исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения участников процесса и степени опасности данного нарушения суд считает необходимым установить ответчику срок устранения нарушений, обязав муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», в лице директора Муслимова М.М., и Администрацию городского округа «город Избербаш» устранить нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: систему пожарной сигнализации обеспечить дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; руководителю организации организовать проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал; руководителю организации обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) )заключить договор на обслуживание АПС); помещение спортивного зала, помещения складов в столовой оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить оборудование системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать второй этаж корпуса начальной школы вторым эвакуационным выходом; руководителю организации организовать в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц (ограждений) на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний; руководителю организации организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; по периметру крыши административных зданий школы возвести ограждения по периметру - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора г. Избербаш Республики Дагестан Гамидова М.Ш., поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Избербаш, Администрации городского округа «город Избербаш», к третьему лицу: ОНД и ПР №11 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», в лице директора Муслимова М.М., и Администрацию городского округа «город Избербаш», устранить нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: систему пожарной сигнализации обеспечить дублированием подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; руководителю организации организовать проведение проверки работоспособности систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) не реже 1 раза в квартал; руководителю организации обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) )заключить договор на обслуживание АПС); помещение спортивного зала, помещения складов в столовой оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить оборудование системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать второй этаж корпуса начальной школы вторым эвакуационным выходом; руководителю организации организовать в установленные сроки проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц (ограждений) на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний; руководителю организации организовать проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; по периметру крыши административных зданий школы возвести ограждения по периметру - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном Суде Республики Дагестан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, путём подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья Исаев И.М.
Мотивированное решение
суда составлено 28.08.2020г.
УИД: №
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела №
Дело находится в производстве Избербашского городского суда РД.