Судья Ондар А.А. Дело № 5-6/2023 (№ 12-89/2023)
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 31 октября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва Д. на постановление судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 6 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Т. ,
УСТАНОВИЛ:
10 августа 2023 года главным специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва) Д. А.Ю. составлен протокол № в отношении индивидуального предпринимателя (далее - ИП) Т. об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Постановлением судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 6 сентября 2023 года ИП Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва Д. . подала жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение, выражая несогласие в части назначения наказания. Указывает, что с учетом характера и общественной опасности совершенного административного правонарушения имеются основания для привлечения Т. к административной ответственности в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва, ИП Т. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административная ответственность по статье 6.6 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения ИП Т. к административной ответственности по указанной норме Кодекса послужили изложенные в оспариваемом судебном акте выводы о том, что 18 июля 2023 года в рамках проведения административного расследования сообщения, зарегистрированного в КУСП № от 23 июня 2023 года, в пивном баре ** расположенном по адресу: ** в котором осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель Т. , было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п.п. 2.10, 2.15, 3.4, 3.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
В качестве доказательств вины ИП Т. судья сослался в своём постановлении, в том числе на протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, от 18 июля 2023 года и видеозапись к нему, объяснение продавца Х. от 18 июля 2023 года.
Между тем, с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В силу части 1 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих частному лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье: 1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 - 5.12, 5.14 - 5.16, 5.22, 5.26, 5.35 - 5.38, 5.40, 5.43, 5.47, 5.49, 5.69, 6.1.1, частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.10, 6.11, 6.12, 6.13, 6.13.1, 6.15, 6.16, 6.16.1, 6.18, 6.20, 6.21 - 6.21.2, 6.22, 6.23, статьей 6.36 (в случае обращения граждан или организаций)…
В соответствии с частью 1 статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 6.6 названного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из указанных норм права следует, что в компетенцию должностных лиц полиции не входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 6.6 КоАП РФ, соответственно, в их полномочия не входит и составление протоколов осмотра принадлежащих частному лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по указанной категории дел об административных правонарушениях.
Как установлено судьёй Верховного Суда Республики Тыва, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, от 18 июля 2023 года составлен начальником ОУУП и ПДН МО МВД РФ «Тандинский» Хунай-оолом Б.В., а не должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Следовательно, протокол осмотра помещения от 18 июля 2023 года и видеозапись к нему являются недопустимыми доказательствами по данному делу.
Частью 2 статьи 25.6 КоАП РФ предусмотрено, что свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Из указанной нормы права также следует, что допросить свидетеля в рамках производства по делу об административном правонарушении и взять с него подписку о том, что он предупреждён об административной ответственности за заведомо ложные показания по статье 25.6 КоАП РФ может только должностное лицо, в производстве которого находится дело об этом административном правонарушении, либо судья, в производстве которого находится это дело.
Следовательно, объяснение Х. от 18 июля 2023 года, которое было взято начальником ОУУП и ПДН МО МВД РФ «Тандинский» Хунай-оол Б.В., нельзя признать в качестве допустимого доказательства по делу при отсутствии показаний Х. в качестве свидетеля в суде и отсутствии подписки о том, что она предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Таким образом, судьёй районного суда допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 6 сентября 2023 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Поскольку на день рассмотрения дела в Верховном Суде Республики Тыва не истёк годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данной категории дел, дело об административном правонарушении в отношении ИП Т. подлежит на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возвращению в Тандинский районный суд Республики Тыва на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Тандинского районного суда Республики Тыва от 6 сентября 2023 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Т. направить на новое рассмотрение в Тандинский районный суд Республики Тыва.
Решение вступает в законную силу со дня принятия.
Судья Т.В Кунгаа