Дело № 2-2144/2024
УИД 49RS0001-01-2024-002892-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024 г. г. Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,
при секретаре ФИО9,
с участием прокурора ФИО10, материальных истцов ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» о возложении обязанности включить работников в реестр на получение специальной социальной выплаты и направить реестр для осуществления выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением в интересах ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО15, ФИО4, ФИО7 к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» (далее – МОГБУЗ «Городская поликлиника») о возложении обязанности включить работников в реестр на получение специальной социальной выплаты и направить реестр для осуществления выплат.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения коллективного обращения работников амбулаторного отделения № МОГБУЗ «Городская поликлиника» установлено, что материальные истцы – сотрудники амбулаторного отделения № МОГБУЗ «Городская поликлиника» ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО15, ФИО4, ФИО7 относятся к лицам, имеющим право на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Вместе с тем, специальная социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № указанным медицинским работникам не выплачена, медицинские работники не включены в реестр работников, имеющих право на получение выплаты, как работники, относящиеся к категориям, указанных в п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылаясь на положение норм действующего законодательства, прокурор просил суд возложить на МОГБУЗ «Городская поликлиника» обязанность в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО15, ФИО4, ФИО7 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и направить данный реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) для осуществления выплат.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство здравоохранения и демографической политики <адрес> (далее – <адрес>) и ОСФР по <адрес>.
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, просил суд возложить на МОГБУЗ «Городская поликлиника» обязанность в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить ФИО6, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО15, ФИО4, ФИО7 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и направить данный реестр в ОСФР по <адрес> для осуществления выплат; возложить на МОГБУЗ «Городская поликлиника» обязанность в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу включить ФИО5 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) для осуществления выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор ФИО10 поддержала заявленные исковые требования с учетом их изменения.
Истец ФИО6 на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что специальную социальную выплату она получала с ДД.ММ.ГГГГ, но с сентября по декабрь 2023 года выплата прекратилась, в этот период она работала с врачом-гинекологом, с ДД.ММ.ГГГГ она переведена временно на период ухода основного работника в отпуск по беременности и родам медицинской сестрой участковой и специальная социальная выплата была возобновлена.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4 в ходе рассмотрения дела настаивали на удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы искового заявления.
Представитель ответчика МОГБУЗ «Городская поликлиника» по доверенности ФИО11 возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы письменного отзыва.
В письменном отзыве на исковое заявление МОГБУЗ «Городская поликлиника» указала, что материальные истцы не оказывают медицинскую помощь по территориальному участковому принципу и не осуществляют диспансерное наблюдение, прокурором не обосновано по какому критерию работники относятся к категории специалистов, указанных в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо ОСФР по <адрес> указывает, что оно осуществляет выплату специальной социальной выплаты только на основании реестра, предоставленного медицинской организацией и заполненного в соответствии с п. 6 Правилами №. ОСФР по <адрес> обращает внимание, что на основании представленных реестров ФИО6 произведена специальная социальная выплата за периоды с января 2023 года по август 2023 года и с января 2024 года по апрель 2024 года. ОСФР по <адрес> просит суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, руководствуясь положениями частей 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием в производстве Магаданского городского суда возбужденного ранее дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям оставлено без рассмотрение исковое заявление прокурора <адрес>, поданное к МОГБУЗ «Городская поликлиника», в части требований о возложении обязанности включить ФИО15 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты и направить данный реестр в ОСФР по <адрес> для осуществления выплат.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные в гражданское дело письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частью 2 ст. 72 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Правительством РФ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
Данным постановлением, а именно п. 2 с ДД.ММ.ГГГГ установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>:
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу.
С ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и в подп. «е» п. 2 изложен в новой редакции, в соответствии с которой специальная социальная выплата предусмотрена врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом 2 которого установлена с ДД.ММ.ГГГГ специальная социальная выплата медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ изменен и подп. «е» п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым определено, что специальная социальная выплата положена среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее – Правила №).
Правила № предусматривают, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
При определении размера специальной социальной выплаты работнику за календарный месяц рассчитывается соотношение количества рабочих часов, фактически отработанных работником за календарный месяц, и количества рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной исходя из установленной работнику в соответствии законодательством Российской Федерации продолжительности рабочей недели в порядке, определенном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности". Выплата осуществляется в максимальном размере, если соотношение равно или более единицы. Если соотношение менее единицы, размер выплаты определяется пропорционально полученному значению (п. 3).
Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (п. 4).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.
В случаях, когда в I квартале 2023 г. специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 г. за период со дня возникновения права на нее (п. 8).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 32 и ч. ч. 1 - 4 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее – Положения №н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № к названному Положению.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации № (далее – Разъяснения).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 Постановления №, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н (п. 3 Разъяснений).
Правовым основанием для удовлетворения требований прокурора о включении материальных истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является соответствие работников одной из категорий медицинских работников, поименованной в п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Для установления ежемесячной специальной социальной выплаты медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению.
Из материалов дела следует, что истцы ФИО6, ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7 являются либо являлись сотрудниками амбулаторного отделения № МОГБУЗ «Городская поликлиника».
МОГБУЗ «Городская поликлиника» является юридическим лицом и имеет структуру, состоящую из подразделений, в задачи которых входит обеспечение деятельности учреждения по оказанию медицинской помощи населению, а также из клинических и диагностических подразделений, в функции которых входит оказание медицинской помощи по различным видам, условиям и формам: амбулаторные отделения, центры, специализированные отделения, дневные стационары, медицинские кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, фельдшерские здравпункты, стерилизационные, регистратуры (п. 1.6 Устава в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Основной целью деятельности учреждения является оказание медицинской помощи населению муниципального образования «<адрес>», а также населению <адрес> посредством мобильного медицинского стоматологического кабинета, при этом к основным видам деятельности учреждение отнесены, в том числе оказание первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (пункты 3.1, 3.2 Устава).
Доводы ответчика о том, что отделение, в котором работают истцы, не имеет территориально-участкового принципа, по мнению суда, не основаны на законе.
Согласно пункту 12 Положения от ДД.ММ.ГГГГ №н организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3.
Пунктом 2 Правил организации деятельности поликлиники, являющихся Приложением № к Положению от ДД.ММ.ГГГГ №н, определено, что поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Согласно Правилам организации деятельности врачебной амбулатории, (Приложение № к Положению от ДД.ММ.ГГГГ №н) врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению. Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) (п. 2).
Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу (п. 3).
МОГБУЗ «Городская поликлиника» относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, что не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, в частности штатного расписания на 2023 г., приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы МОГБУЗ «Городская поликлиника» в 2023 г., штатного расписания на 2024 г., амбулаторное отделение № оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу; является структурным подразделением МОГБУЗ «Городская поликлиника», оказывающим первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
Таким образом, вопреки доводам ответчика истцы являются работниками структурного подразделения медицинской организации МОГБУЗ «Городская поликлиника» - амбулаторного отделения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Разрешая вопрос, относится ли истец ФИО1 к категории медицинских работников медицинских учреждений, на которых распространяется действие Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу занимаемой ею должности, суд учитывает следующее.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ № состояла и состоит в настоящее время в должности врача-стоматолога МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение №.
Пунктом 1.2. Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусмотрена должность специалиста с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) – врач-стоматолог.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» признан утратившим силу.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусмотрена должность врача-стоматолога.
В соответствии с Номенклатурой №н (п. 1.2), Номенклатурой №н (п. ДД.ММ.ГГГГ) должность врача-стоматолога отнесена к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
Финансирование должности, на которую трудоустроен истец ФИО1, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Трудовые функции и обязанности истца определены должностной инструкцией врача-стоматолога, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ.
В перечень должностных обязанностей врача-стоматолога входит, в том числе, оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности, с использованием современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике (п. 2.1); оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при острых стоматологических заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента (п. 2.21).
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог», основной цель данного вида профессиональной деятельности определено – профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, полости рта и челюстно-лицевой области, обобщенная трудовая функция - оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях.
Таким образом, должность истца ФИО1 соответствует должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, то есть отвечает требованиям, приведенным в п. 3 Разъяснений, и относится к числу должностей врачей, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1, работая в должности врача-стоматолога, к которому обращаются (которую посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний), занимается оказанием амбулаторной медицинской помощи в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп. «б» п. 2 Постановления № с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая вопрос, относится ли истцы ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к категории медицинских работников медицинских учреждений, на которых распространяется действие Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу занимаемых ими должностей, суд учитывает следующее.
Пунктом 1.4 ранее действовавшей Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусмотрены должности: медицинской сестры (медицинского брата); медицинской сестры процедурной (медицинского брата процедурной); медицинской сестры по физиотерапии (медицинского брата по физиотерапии); медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта), которые отнесены к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал).
Пунктами 9.10, 9.22, 9.26, 9.29 действующей в настоящее время Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, предусмотрены должности: медицинской сестры (медицинского брата); медицинской сестры процедурной (медицинского брата процедурной); медицинской сестры по физиотерапии (медицинского брата по физиотерапии); медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта), которые также отнесены к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Из материалов дела следует, что ФИО6 на ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ № состояла и состоит в должности медицинской сестры поликлиники МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение № врача акушера-гинеколога. Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №/к ФИО6 временно переведена на должность медицинской сестры участковой амбулаторного отделения № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данной должности продолжает работать по настоящее время.
На ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ № состояла в должности медицинской сестры – МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение № (стоматологический кабинет). В соответствии с выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №/к ФИО5 уволена с ДД.ММ.ГГГГ с должности медицинской сестры по собственному желанию.
ФИО12 на ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № состояла и состоит в должности медицинской сестры процедурной - МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение №.
На ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 JI.H. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № состояла и состоит в должности медицинской сестры по физиотерапии - МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение №.
ФИО4 на ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему № от ДД.ММ.ГГГГ состояла и состоит в должности фельдшера-лаборанта - МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение № (подразделение клинико-диагностической лаборатории).
Финансирование должностей, на которые трудоустроены истцы ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО13, ФИО4, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
Трудовые функции и обязанности истцов определены в должностных инструкциях медицинской сестры участковой, медицинской сестры функциональной диагностики, фельдшера-лаборанта (медицинского лабораторного техника).
Из данных должностных инструкций следует, что медицинские сестры взаимодействуют с врачом, выполняют указания и мероприятия, назначенные врачом, а фельдшер-лаборант выполняет лабораторные исследования.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден профессиональный стандарт «Медицинская сестра/медицинский брат», где указано, что основной целью данного вида профессиональной деятельности является сохранение и поддержание здоровья, улучшение качества жизни населения, оказание медицинской помощи; обобщенной трудовой функцией - оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю «сестринское дело».
Согласно профессионального стандарта «Специалист в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием», утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, возможные наименования должностей, профессий специалиста в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием -медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), медицинский технолог, лаборант. Обобщенная трудовая функция - проведение санитарно-эпидемиологических исследований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что данные обязанности истцов ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО14, ФИО4 предполагают обеспечение работы врача и его назначений, направлены на оказание первичной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, предоставляющих ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО14, ФИО4 право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подп. «е» п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, должности истцов ФИО6, ФИО5, ФИО2, ФИО14, ФИО4 соответствуют должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, то есть отвечают требованиям, приведенным в п. 3 Разъяснений, относятся к категории среднего медицинского персонала, работающего с врачом, указанным в подп. «б» п. 2 Постановления №, а также оказывающего первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, при этом истцы работают в структурном подразделении медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения, участвующей в территориальной программе обязательного медицинского страхования и оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, в связи с чем суд приходит к выводу, что они подлежат включению в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указывал, что на ответчике лежит обязанность по включению материальных истцов в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № и направлению его в ОСФР по <адрес>.
Так, спорная специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в п. 2 Постановления № и занимающим штатные должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 г. и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (подп. «а» ч. 4 Постановления №).
Порядок осуществления данной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее – реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4 Правил).
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности включить материальных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п. 2 Постановления №, со дня получения такого права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и направить его в ОСФР по <адрес>, подлежат удовлетворению.
На МОГБУЗ «Городская поликлиника» также подлежит возложению обязанность включить ФИО5 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязанность направить его в ОСФР по <адрес>.
Требования прокурора о включении ФИО6 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежат частичному удовлетворению. На МОГБУЗ «Городская поликлиника» подлежит возложению обязанность включить ФИО6 в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязанность направить его в ОСФР по <адрес>, то есть за период, когда такие выплаты названному истцу не производились.
Разрешая вопрос, относится ли истец ФИО7 к категории медицинских работников медицинских учреждений, на которых распространяется действие Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в силу занимаемой ею должности, суд учитывает следующее.
Из материалов дела следует, что истец ФИО7B. на ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему № от ДД.ММ.ГГГГ занимала и занимает сейчас должность санитарки - МОГБУЗ «Городская поликлиника» амбулаторное отделение № (баклаборатория).
В соответствии с п. 1.5 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, п. 12.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, санитар (санитарка) отнесены к должности младшего медицинского персонала.
Согласно приказу Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» санитар относится к младшему медицинскому персоналу, является медицинским работником, оказывающим медицинские услуги. Требованием к образованию и обучению для санитара является профессиональное обучение по должности «санитар». Обобщенная трудовая функция - санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека.
В ходе рассмотрения дела истец ФИО7 пояснила, что в ее обязанности входит обработка материалов, которые исследуются лаборантом.
Таким образом, трудовые функции истца ФИО7 не связаны с непосредственным оказанием медицинской помощи, в связи с чем суд приходит к выводу, что, работая в должности санитарки, ФИО7 не оказывает первичную медико-санитарную помощь гражданам, в связи с чем на нее не распространяется положение Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и в удовлетворении исковых требований прокурору, заявленных в интересах ФИО7, надлежит отказать.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку неимущественные исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, то с ответчика в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить частично исковые требования прокурора <адрес>.
Возложить на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника» (ИНН 4909041964) обязанность включить ФИО1 (№), ФИО2 (№ 02), ФИО3 (№), ФИО4 (№) в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с ДД.ММ.ГГГГ, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> для осуществления выплат.
Возложить на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника» (ИНН 4909041964) обязанность включить ФИО5 (№ №) в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> для осуществления выплат.
Возложить на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника» (ИНН 4909041964) обязанность включить ФИО6 (№) в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> для осуществления выплат.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору <адрес> отказать.
Взыскать с <адрес> государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника» (ИНН 4909041964) в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме с учетом выходных дней – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Е. Вигуль