Дело № 12-53/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ялта 26 января 2022 года
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Кононова Ю.С., с участием представителя заявителя – Ващищен С.А., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Ялтакурорттеплоэнерго» Ващишен Сергея Владимировича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черномор-Азовского морского управления Росприроднадзора Михайлова Л.А. от <дата> №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «Ялтакурорттеплоэнерго»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черномор-Азовского морского управления Росприроднадзора Михайлова Л.А. от 17 августа 2021 года №<номер> Муниципальное унитарное предприятие «Ялтакурорттеплоэнерго» (далее – МУП «ЯКТЭ», предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
На данное постановление конкурсным управляющим МУП «ЯКТЭ» Ващишен С.В. подана жалоба, в которой общество просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что решением Арбитражного суда Республики Крым от <дата> по делу №<номер> МУП «ЯКТЭ» признано несостоятельным (банктором), введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден фио Определением Арбитражного суда Республики Крым от <дата> и.о. конкурсного управляющего фио освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим утвержден Ващищен С.В. С момента введения процедуры конкурсного производства МУП «ЯКТЭ» не ведет никакой хозяйственной деятельности, наемные работники у предприятия отсутствуют. Кроме того, МУП «ЯКТЭ» не является правообладателем ни единого земельного участка, а точка с указанными географическими координатами, где выявлено складирование отходов, располагается примерно в 60 метрах от здания канализационной насосной станции на участке, принадлежащем иному лицу. Кроме того, нет доказательств в подтверждение негативного воздействия обнаруженных отходов на окружающую среду. Кроме этого, имеется ряд нарушений процессуального характера, которые выражаются в рассмотрении дела в отсутствие представителя предприятия, несмотря на поступление ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также в не направлении материалов проверки, материалов дела, протокола об административном правонарушении и извещений по указанному в ходатайстве адресу. Кроме того, указывает на наличие противоречий в протоколе об административном правонарушении и на отсутствие в нем необходимых данных.
Конкурсный управляющий МУП «ЯКТЭ» Ващишен С.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил отменить оспариваемое постановление. Производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела по жалобе, дело об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Симферопольской природоохранной прокуратурой по публикации СМИ: «Ялтинский золотой пляж погряз в фекалиях» <дата> проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории «золотого пляжа», расположенного по Адресу: <адрес> По результатам проверки установлено, что на территории земельного участка, с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> земельный участок 1, в 45 метрах северо-западнее от уреза воды (акватории Черного моря), в районе точки с географическими координатами №<номер>, выявлено складирование (накопление) отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) навалом вне специально оборудованных сооружений и/или объектах, на бетонной площадке, общей площадью 3 м2 толщиной слоя 0,2 м. рядом с канализационной насосной станцией, расположенной по адресу: <адрес> на открытой площадке, навалом складируются изолированные провода, обломки тары (пластиковых ящиков), ветоши, металлическая тара из-под пищевой продукции.
Установив, что правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является МУП «ЯКТЭ», уполномоченным должностным лицом административного органа <дата> в отношении указанного предприятия был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черномор-Азовского морского управления Росприроднадзора Михайлова Л.А. от <дата> №<номер> МУП «ЯКТЭ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением является несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1, ст. 1.6 КоАП РФ, статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, <дата> должностным лицом в адрес представителя МУП «ЯКТЭ» по юридическому адресу предприятия было направлено уведомление о необходимости явки <дата> для составления протокола об административном правонарушении.
Копия указанного уведомления получена МУП «ЯКТЭ» <дата>, что следует из отчета об отслеживании почтового отправления, находящегося в материалах дела об административном правонарушении.
<дата> в адрес Черномор-Азовского морского управления Росприроднадзора, по электронной почте поступило письмо конкурсного управляющего МУП «ЯКТЭ» Ващишен С.В. об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с территориальной удаленностью управления, отсутствием информации о составе совершенного правонарушения, где он также просил о предоставлении копии материалов административного дела и сообщил, что предприятие признано банкротом, введена процедура конкурсного производства, хозяйственная деятельность не ведется и в целях надлежащего уведомления просил о направлении всей корреспонденции по адресу арбитражного управляющего: <адрес>
<дата> должностным лицом протокол об административном правонарушении №<номер>/ПР/2021 в отношении МУП «ЯКТЭ» был составлен в отсутствие законного представителя предприятия.
При этом сведения о направлении копии протокола об административном правонарушении в адрес МУП «ЯКТЭ» либо в адрес конкурсного управляющего в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Республики Крым от <дата> по делу №<номер> МУП «ЯКТЭ» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден фио
Определением Арбитражного суда Республики Крым от <дата> и.о. конкурсным управляющим МУП «ЯКТЭ» утвержден Ващищен С.В.
Таким образом, с момента признания предприятия банкротом и введения процедуры конкурсного производства лицом, наделенным правом действовать от имени МУП «ЯКТЭ» являлся конкурсный управляющий.
С учетом изложенного, не направление в адрес предприятия, его конкурсного управляющего копии протокола об административном правонарушении лишило их возможности реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.
Протокол об административном правонарушении содержит указание на поступление вышеуказанного ходатайства конкурсного управляющего от <дата>, при этом сведения о его разрешении отсутствуют.
Кроме этого, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от <дата> было также направлено по юридическому адресу МУП «ЯКТЭ», сведения о направлении извещения о дате рассмотрения дела в адрес конкурсного управляющего, по указанному им в ходатайстве адресу, не имеется.
Таким образом, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не уделено должное внимание на установление наличия надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также проигнорирован факт не направления протокола об административном правонарушении в его адрес.
Кроме того, в оспариваемом постановлении должностное лицо указывает, что складирование (накопление) отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) навалом выявлено на территории земельного участка, с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес> однако материалы дела не содержат сведений о собственнике указанного земельного участка, что не позволяет сделать однозначный вывод о возможной деятельности МУП «ЯКТЭ» на указанном земельном участке. При этом оспариваемое постановление содержит указание на то, что МУП «ЯКТЭ» является правообладателем земельного участка по адресу<адрес>
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, определяющие класс опасности выявленных отходов на окружающую среду.
Процессуальное нарушение, выразившееся в не направлении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении копии протокола об административном правонарушении, является существенным, в связи с чем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене вне зависимости от других доводов жалобы, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
жалобу конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Ялтакурорттеплоэнерго» Ващишен Сергея Владимировича удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Черномор-Азовского морского управления Росприроднадзора Михайлова Л.А. от <дата> №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «Ялтакурорттеплоэнерго» отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня получения копии постановления через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья: Ю.С. Кононова