Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 апреля 2023 года
Ахматовский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора Чеченской Республики ФИО3,
представителя ответчика ФИО4, действующего в интересах Министерства труда, занятости и социального развития ЧР на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ФИО5, действующей в интересах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Чеченской Республики к Министерству труда, занятости и социального развития ЧР о возложении обязанности предоставить в течение 3 месяцев благоустроенное жилое помещение лицу из числа детей-сирот,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Чеченской Республики обратился в суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением к Министерству труда, занятости и социального развития ЧР о возложении обязанности предоставить в течение 3 месяцев благоустроенное жилое помещение лицу из числа детей-сирот.
В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой <адрес> республики проведена проверка по обращению лица из числа детей-сирот ФИО1 о защите его жилищных прав, а ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в ГБОУ «Республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №», находился на полном государственном обеспечении. На основании приказа директора ГБПОУ «Строительно-технический техникум» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О зачислении студентов» ФИО1 зачислен в ГБПОУ «Строительно-технический техникум» по профессии «Мастер по ремонту автомобильного транспорта», где проучился 2 года и 10 месяцев, проживая в студенческом общежитии. ФИО1 поставлен на жилищный учет в министерстве труда, занятости и социального развития ЧР только ДД.ММ.ГГГГ после достижения 17 лет, несмотря на то, что уведомление о необходимости подготовки документов для постановки сироты на жилищный учет направлено руководителем школы-интерната в отдел опеки (попечительства) и охраны прав детства департамента образования мэрии <адрес> в ноябре 2015 года. В силу требований действующего законодательства министерство труда, занятости и социального развития ЧР обязано предоставить ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Право на обеспечение жильем возникло у ФИО1 в 2020 году после завершения получения профессионального образования. Между тем более 3 лет министерством труда, занятости и социального развития ЧР вопрос обеспечения жилым помещением ФИО1 не разрешен. Вследствие этого он вынужден был проживать в хостеле в <адрес> до января 2023 года. В настоящее время после вмешательства уполномоченного по правам человека в ЧР сироте временно предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>. Более того, ФИО1 является инвалидом с детства, которому после достижения совершеннолетия установлена первая группа инвалидности. Данное обстоятельство послужило основанием для его обращения в прокуратуру республики за защитой жилищный прав. Таким образом, действия уполномоченных лиц министерства труда, занятости и социального развития ЧР нарушают право ФИО1 на своевременное обеспечение жилым помещением.
В судебном заседании прокурор Чеченской Республики ФИО3, исковое заявление поддержал и просил удовлетворить исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Третье лицо ФИО1 просил удовлетворить исковые требования прокурора по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4, действующий в интересах министерства труда, занятости и социального развития ЧР исковые требования не признал, не оспаривая право ФИО1 на получение жилого помещения, указывает, что ввиду недостаточности средств ответчик не мог обеспечить жилым помещением ФИО1, вопрос решается.
Представитель третьего лица ФИО5 действующая в интересах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и инвалидом с детства (паспорт 96 15 606058 выдано ОУФМС России по ЧР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 200-003, справка об инвалидности МСЭ-2019 № от ДД.ММ.ГГГГ). Он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в ГБОУ «Республиканская школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №» <адрес>, в 2017 году зачислен в ГБПОУ «Строительно-технический техникум» (письмо ГБУ «Ахматовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ ГБОУ «Республиканская школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из приказа ГБПОУ «Строительно-технический техникум» №-к от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 включен ответчиком в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выделение жилого помещения, номер его очередности 1401 (акт о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выделение жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, письмо министерства труда, занятости и социального развития ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 своего жилья не имеет. Право на обеспечение жильем возникло у ФИО1 в 2020 году после завершения получения профессионального образования, однако до настоящего времени, то есть более 3 лет, ответчиком вопрос обеспечения жилым помещением ФИО1 не разрешен, (заявления ФИО1 в прокуратуру республики от ДД.ММ.ГГГГ, письменные объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о результатах рассмотрения обращения ФИО1).
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу положений п. "ж" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст.121, ч.1 ст. 122 СК РФ, органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст.123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.92, ст.98.1, ч.1 ст.109.1 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Чеченской Республике вопросы обеспечения жильем детей-сирот регулируются законом ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Чеченской Республики» и постановлением Правительства ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением № уполномоченным органом исполнительной власти ЧР по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам определено министерство труда, занятости и социального развития ЧР.
В соответствии со ст. 4 Закона ЧР №-рз министерство труда, занятости и социального развития ЧР формирует список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилых помещений сиротам и лицам из их числа осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения Чеченской Республики» на 2014-2020 годы (утв. постановлением правительства ЧР ДД.ММ.ГГГГ).
Средства на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Чеченской Республики (п. 25 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением №).
Статьей 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, предусмотрено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996N 159-ФЗ).
Установив изложенное, суд не принимает во внимание возражения ответчика против удовлетворения исковых требований прокурора, считая их необоснованными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами вышеприведенного законодательства именно министерство труда, занятости и социального развития ЧР наделено государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами носит обязательный характер. Указанные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, учитывая, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, является инвалидом с детства, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Чеченской Республики к Министерству труда, занятости и социального развития ЧР о возложении обязанности предоставить в течение 3 месяцев благоустроенное жилое помещение лицу из числа детей-сирот удовлетворить.
Обязать Министерство труда, занятости и социального развития ЧР предоставить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям и соответствующее установленной учетной норме площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий (подпись) С.С. Дадаков
копия верна
Судья С.С. Дадаков