Дело № 2-8235/2021
УИД 23RS0040-01-2020-010889-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 28 октября 2021 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Глущенко В.Н.
при секретаре Василенко Н.Н.,
с участием:
истца Першиной О.В.,
представителя истца Батовой Л.П., действующей на основании ордера № 567495 от 28.10.2021,
представителя ответчика – Дерявко Т.А., действующей на основании доверенности от 12.05.2021 №1048/01,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петришиной О. В., Петришина К. В., Петришина В. В. к администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указано, что семья истцов состоит с 2000 года на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Петришин В.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Наличие у него данных заболеваний подтверждается справками медицинских учреждений. Ссылаясь на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, истцы полагают, что их семья имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено. При обращении к ответчику по вопросу о внеочередном представлении жилого помещения, ответчиком фактически им было отказано со ссылкой на то, что имеются граждане, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке в более ранние сроки, которые не обеспечены жилыми помещениями. Полагая свои права нарушенными, истцы просят суд обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить им вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учетом права Петришина В.В. на дополнительную площадь.
Истец Петришина О.В., его представитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали в полном объеме.
Истцы Петришин В.В., Петришин К.В. в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрение деда в их отсутствие с участием адвоката ФИО8, действующей на основании ордера, которая на удовлетворении требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности против удовлетворения требований возражал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 12 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 7.2 «б» Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждённых решением крайисполкома от 26.12.84 № 734 (в редакции решения крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 02.11.1990 № 500), распоряжением главы администрации Прикубанского административного округа г. Краснодара от 09.12.2000 № 3874 Петришина О. В., семьёй 4 человека (она, сын Петришин К.В., сын - Петришин В. В., дочь - ФИО10) принята на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С 29.11.2000 Петришина О.В., семьёй 4 человека (она, сын - Петришин К. В., сын - Петришин В. В., дочь - ФИО10), состоит на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании г. Краснодар по списку граждан категорий муниципальной подведомственности, списку многодетных семей и одиноких матерей.
Распоряжением главы администрации Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара от 23.01.2007 № 56 Петришина О. В. исключена из списка многодетных семей и одиноких матерей.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.08.2012 № 7108 ФИО10 исключена из состава семьи Петришиной О. В. в связи со смертью.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 08.11.2016 № 5430 Петришин В. В. включён в список граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 26.07.2018 № 3124 Петришин В.В. исключен из списка граждан страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.12.2018 указанное постановление признано незаконным, суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар в полном объеме устранить допущенное нарушение прав Петришиной О.В. Петришина К.В., Петришина В.В.
Во исполнение решения суда Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.04.2019 № 1638 Петришин В.В. восстановлен в списке граждан страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Однако до настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено, что не оспаривалось представителем ответчика.
При обращении истцов к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, администрация муниципального образования г. Краснодар письмом от 20.01.2020 сослалась на невозможность в настоящее время предоставить жилое помещение, поскольку имеются граждане, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке в более ранние сроки, которые не обеспечены жилыми помещениями.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов граждан, проживающих с больным, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, в одной квартире.
Согласной. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Петришин В.В. как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в Перечень.
Петришина О.В., Петришин К.В. таким правом не обладают, в связи с чем внеочередной порядок обеспечения жилым помещением по договору социального найма кроме Петришина В.В. иных членов ее семьи противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Сведений о том, что совершеннолетний и дееспособный Петришин В.В. нуждается в постоянном уходе, материалы дела не содержат.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым приказом Минздрава России от 30.11.2012 № 991н, как уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 61, ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.12.2018 установлено, что Петришин В.В. является инвалидом с детства. Страдает тяжелой формой психического заболевания и имеет диагноз - органическое недоразвитие головного мозга. В 2005 ему впервые была присвоена инвалидность 2 группы после освидетельствования 2013 указанная группа инвалидности установлена бессрочно.
В связи с изменениями, принятыми 01.01.2018 в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденные приказами Минздрава России № 987н и № 991 н. заболевание, которым страдает Петришин В. В., не включено в перечни заболеваний, вместе с тем, суд посчитал, что поскольку право на внеочередное обеспечение жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь возникло у Петришина В.В. до изменения действующего законодательства, а внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения и учитывая то обстоятельство, что Петришин В.В. не был обеспечен органом местного самоуправления жилым помещением до 01.01.2018 данные изменения в действующее законодательство по данному вопросу не могут рассматриваться как обстоятельство, освобождающее администрацию муниципального образования г. Краснодар от исполнения обязанности, которая была возложена на нее законом, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, у Петришина В.В. возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Однако, до настоящего времени, жилое помещение не предоставлено.
Разрешая заявленные требования и установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у Петришина В.В. имеется право на представление им вне очереди жилого помещения по договору социального найма, поскольку Петришин В.В. страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в предусмотренный законом Перечень заболеваний, действовавший на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Довод администрации муниципального образования г. Краснодар о наличии иных лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, вставших на соответствующий учет ранее, чем истец, отклоняется судом.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.
Кроме того, вопреки доводам ответчика, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в указанном объеме.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковое заявление Петришиной О. В., Петришина К. В., Петришина В. В. к администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить Петришину В. В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н.Глущенко
мотивированное решение изготовлено 08.11.2021.