Дело № 12-800/2023
УИД (М) 21RS0023-01-2023-003427-20
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
22 сентября 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Степанова Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление ----- от дата о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике",
у с т а н о в и л:
Постановлением городской административной комиссии адрес № ----- от дата ФИО1 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
От ФИО1 поступила жалоба в Ленинский районный суд адрес, в которой заявитель поставила вопрос об отмене постановления от дата, поскольку полагает, что ее транспортное средство не было припарковано на газоне.
В судебном заседании заявитель просила заменить назначенное наказание на предупреждение, поскольку имеет на иждивении троих малолетних детей, семья является малоимущей.
В судебном заседании представитель административной комиссии адрес ФИО2 в удовлетворении жалобы просила отказать, обжалуемое постановление полагает законным и обоснованным.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрено, что размещение транспортных средств на озелененных территориях (газонах, цветниках и иных территориях, занятых травянистыми растениями), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, расположенных в границах населенных пунктов, в нарушение требований, установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Чувашской Республики, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч рублей до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.
Под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п. 38 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На дату размещения транспортного средства согласно постановлению, на территории г.Чебоксары действовали Правила благоустройства территории города Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006 (далее – Правила благоустройства № 1006).
Согласно п. 3.3.3.1 Правил благоустройства № 1006 при создании и благоустройстве ограждений учитывались принципы: функционального разнообразия; организации комфортной пешеходной среды; гармонии с природой в части удовлетворения потребности жителей в полуприватных пространствах (пространство, открытое для посещения, но преимущественно используемое определенной группой лиц, связанных социальными отношениями или совместным владением недвижимым имуществом); сохранения востребованной жителями сети пешеходных маршрутов; защиты газонов и зеленых насаждений общего пользования от негативного воздействия с учетом требований безопасности. Также учитывается необходимость: разграничения зеленой зоны (газоны, клумбы, парки) с маршрутами пешеходов и транспорта; проектирования дорожек и тротуаров с учетом потоков людей и маршрутов; разграничения зеленых зон и транзитных путей посредством применения разноуровневой высоты или создания зеленых кустовых ограждений; проектирования изменения высоты и геометрии бордюрного камня с учетом сезонных снежных отвалов; использования бордюрного камня; замены зеленых зон мощением в случаях, когда ограждение не имеет смысла ввиду небольшого объема зоны или архитектурных особенностей места; использования (в особенности на границах зеленых зон) многолетних всесезонных кустистых растений; использования по возможности светоотражающих фасадных конструкций для затененных участков газонов; использования цвето-графического оформления ограждений согласно палитре цветовых решений, утверждаемой Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары с учетом натуральных цветов материалов (камень, металл, дерево и и т.п.), нейтральных цветов (черный, белый, серый, темные оттенки других цветов).
Пунктом 3.3.12 Правил благоустройства № 1006 было предусмотрено, что на территории города Чебоксары организуются следующие виды автостоянок: для кратковременного и длительного хранения автомобилей; уличные (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой); внеуличные (в виде «карманов» и отступов от проезжей части); гостевые (на участке жилой застройки для хранения автомобилей населения на дворовых территориях); приобъектные (у объекта или группы объектов, например, торговых центров). Перечень элементов благоустройства территории на площадках автостоянок включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, разделительные элементы, осветительное и информационное оборудование, урны или малые контейнеры для мусора. Площадки для длительного хранения автомобилей могут быть оборудованы навесами, легкими осаждениями боксов, смотровыми эстакадами. Разделительные элементы на площадках могут быть выполнены в виде разметки (белых полос), озелененных полос (газонов), контейнерного озеленения.
В силу п. 5.3.1.13 Правил благоустройства № 1006 на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), в том числе на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, было запрещено размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращения и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 мая 2023 года № 1211 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары (далее – Правила благоустройства № 1211), данные Правила благоустройства действуют с 1 сентября 2023 года.
В соответствии с п. 3.2 Правил благоустройства № 1211 к объектам благоустройства общественных территорий города Чебоксары относятся все разновидности общественных территорий города Чебоксары и территории, просматриваемые с них, в том числе, озелененные территории.
Согласно п. 10.20 Правил благоустройства № 1211 на озелененных территориях, занятых травянистыми растениями (включая газоны, цветники и иные территории), на детских и спортивных площадках, площадках для выгула и дрессировки собак, запрещается размещение вне зависимости от времени года транспортных средств, в том числе частей разукомплектованных транспортных средств, транспортных средств, имеющих признаки брошенных транспортных средств, за исключением действий юридических лиц и граждан, направленных на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения.
Приведенные положения Правил № 1006 и Правил 1211 согласуются с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой РФ) от 15 декабря 1999 года № 153, в п. 6.3 которых предусмотрено, что на озелененных территориях запрещается проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта).
По смыслу названных норм к озелененным территориям отнесены не только газоны и цветники, но и территории, занятые травянистыми растениями вне зависимости от естественного или искусственного происхождения этих растений.
Таким образом, в действующих в настоящее время Правилах благоустройства территории города Чебоксары сохранен запрет размещения транспортных средств на озелененных территориях, вмененный заявителю, и оснований для применения ч. 2 ст. 1.2 КоАП РФ не усматривается.
Как следует из материалов дела, 02.06.2023 в 04 часа 21 минуту по адресу: г. Чебоксары, бул. Эгерский, д. 3, собственник транспортного средства Константинова Т.А. разместила транспортное средство с г/н ------ на озелененной территории (газоне).
Событие зафиксировано фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме средства фиксации административных правонарушений, имеющего функцию фотосъемки Дозор М, А689.
В соответствии со ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В п.п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица. При фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ). В случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Административное правонарушение по настоящему делу зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фотосъемки – Дозор М, А 689.
Таким образом, собственником транспортного средства ФИО1 не представлены доказательства невиновности в совершении административного правонарушения, указанного в обжалуемом постановлении.
Факт нарушения заявителем ч.1 ст.10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» от 23.07.2003 № 22, подтверждается протоколом об административном правонарушении, фотоматериалам и другими материалами дела.
На основании данных, предоставленных УГИБДД МВД по Чувашской Республике, автомобиль с указанным государственным регистрационным номером принадлежит заявителю.
Проанализировав вышеуказанные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт размещения транспортных средств на озелененных территориях доказан административным органом, нашел свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела, каких-либо противоречий не выявлено, представленные административным органом доказательства являются достаточными и соотносятся друг с другом, противоречий не содержат, материал собран полно, недостатков не содержит. Доказательств того, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, суду не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что положения ст.1.5 КоАП РФ, раскрывающие содержание презумпции невиновности в административном судопроизводстве, при рассмотрении дела в отношении заявителя нарушены не были.
При таких обстоятельствах заявитель обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.8 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу в их совокупности, суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу по ст. 24.5 КоАП РФ и удовлетворения жалобы.
При этом, в силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Санкцией ч.1 ст.10.8 Закона ЧР "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер совершенного административного правонарушения, а также личность привлекаемого лица, материальное положение, наличия совокупности условий, предусмотренных ст.ст.3.1, 3.4 КоАП РФ, суд полагает возможным заменить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб. предупреждением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление городской административной комиссии адрес ----- от дата о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной с ч. 1 ст. 10.8 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», изменить в части назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 руб. на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья ФИО3