Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2022 г. г. Минусинск
Дело № 2- 1985/2022 24RS0035-01-2022-002312-19
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Козловской А.А., с участием представителя истца Оловниковой О.Н., представителя ответчика Администрации г.Минусинска Крафт Е.П., представителя ответчика МУП г.Минусинска «Горводоканал» Горшковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Минусинска, МУП г.Минусинска «Горводоканал» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице Территориального отдела Управления по Красноярскому краю в г.Минусинске обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУП г.Минусинска «Горводоканал» признании бездействия незаконным и о возложении обязанности совершить действия требования мотивированы тем, что МУП г.Минусинска «Горводоканал» не представил санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (групповой водозабор, расположенный на о.Кузьминский, используемый для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Минусинска), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, что не соответствует требованиям СП 3.1/3.2.1379-03, ст.18 ч.3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», МУП г.Минусинска «Горводоканал» не представил санитарно-эпидемиологическое заключение органа Роспотребнадзора на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения (групповой водозабор, расположенный на о.Кузьминский, используемый для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Минусинска), что является нарушением требований п.105 СанПиН 2.1.3684-21, п.1.13 СанПиН 2.14.1110-02 Ограждение территории 1-го пояса зоны санитарной охраны группового водозабора, расположенного на о.Кузьминский, частично отсутствует со стороны реки Енисей, что является нарушением требований п.105 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. В связи с изложенным истец указывал на то, что Администрации г.Минусинска необходимо внести изменения в техническое задание на разработку или корректировну инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а МУП г.Минусинска «Горводоканал» с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика к участию в деле привлечена Администрация г.Минусинска, требования истцом уточнены, заявлены требования признать незаконным бездействие Администрации г.Минусинска в неисполнении требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в непредоставлении информации по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями согласно п.6 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 с момента получения уведомления о несоответствии качества питьевой воды от 20.10.2021, признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении требований п.6, п.7 ст.23 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отсутствии разработанного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовании его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в отношении объекта водоснабжения (групповой водозабор, расположенный на о.Кузьминский, используемый для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Минусинска), обязать Администрацию в срок до 30.09.2022 предоставить в адрес истца информацию по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, обязать МУП г.Минусинска «Горводоканал» в срок до 30.09.2022 разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В судебном заседании относительно сроков исполнения обязанности в части требований к Администрации г.Минусинска истец просил срок установить до 30.09.2022, в части требований к МУП г.Минусинска «Горводоканал» предоставить срок 3 мес. т.е. до 30.12.2022.
Представители ответчиков Администрации г.Минусинска, МУП г.Минусинска «Горводоканал» против требований не возражали, пояснив, что реализация данных мероприятий трудоемка и затратна, в краткие сроки не представляется возможной.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, правомочие Управления Роспотребнадзора на предъявление в суд иска в интересах неопределенного круга лиц судом не ставится под сомнение.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст.8 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а согласно ст.70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п.5 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
Согласно п.6 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ).
Уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды датировано 20.10.2021, в уведомлении указано на то, что рассмотрены материалы о качестве питьевой воды, подаваемой МУП г.Минусинска «Горводоканал» в водопроводные сети обслуживаемых населенных пунктов.
Учитывая прямое указание п.6 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, однако данные требования не соблюдены, что не оспаривалось ни представителем МУП г.Минусинска «Горводоканал», ни Администрации г.Минусинска.
МУП г.Минусинска «Горводоканал» не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (групповой водозабор, расположенный на о.Кузьминский, используемый для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Минусинска), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, что не соответствует требованиям п.3.5 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ст.18 ч.3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение органа Роспотребнадзора на проект зон санитарной охраны источника водоснабжения (групповой водозабор, расположенный на о.Кузьминский, используемый для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Минусинска), что является нарушением требований п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1.13 СанПиН 2.14.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Ограждение территории 1-го пояса зоны санитарной охраны группового водозабора, расположенного на о.Кузьминский, используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения г.Минусинска частично отсутствует со стороны реки Енисей, что является нарушением требований п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических)мероприятий, п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость установления сроков, с учетом необходимости соблюдения баланса прав и обязанностей сторон, разумность сроков исполнения обязанностей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований и признании незаконным бездействия Администрации г.Минусинска в неисполнении требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в непредоставлении информации по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями согласно п.6 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011, с возложением обязанности на Администрацию г.Минусинска в срок до 31.12.2022 предоставить в адрес истца информацию по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В свою очередь на МУП г.Минусинска «Горводоканал» после внесения корректировки инвестиционной программы в срок до 31.03.2023 предоставить в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю информацию по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В остальной части требования удовлетворению не подлежат, поскольку установление сроков в пределах, предлагаемых стороной истца, приведет заведомо к неисполнению решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Минусинска в неисполнении требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в непредоставлении информации по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями согласно п.6 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011.
Обязать Администрацию г.Минусинска в срок до 31.12.2022 предоставить в адрес истца информацию по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Обязать МУП г.Минусинска «Горводоканал» в срок до 31.03.2023 предоставить в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю информацию по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 05.10.2022.
Председательствующий Н.В. Музалевская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>