Дело № 12-113/2023
83RS0001-01-2023-001619-16
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Нарьян-Мар 25 декабря 2023 года
Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Шитиков М.А.,
с участием защитника ООО «Лукойл-Пермь» ФИО2,
должностного лица – заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО2 в интересах ООО «Лукойл-Коми» на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, в отношении ООО «Лукойл-Коми»,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Лукойл-Коми», правопреемником которого в настоящее время является - ООО «Лукойл-Пермь», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Лукойл-Пермь» ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление должностного лица Росприроднадзора отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Из жалобы защитника следует, что по результатам плановой проверки Росприроднадзором Общества установлено, что по состоянию на 25 сентября 2023 года у Общества отсутствует утвержденный в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ППЛРН) для объектов, расположенных на Северо-Сарембойском месторождении.
Вместе с тем, Обществом был разработан ППЛРН, для объектов, расположенных на Северо-Сарембойском месторождении. В целях исполнения Обществом ФЗ «Об охране окружающей среды» направлены письма в адрес Росприроднадзора от 16 июня 2023 года и от 27 июля 2023 года о согласовании ППЛРН по Комплексному цеху по добыче нефти и газа № 2 (далее - КЦДНГ № 2), куда входят объекты Северо-Сарембойского месторождения.
В свою очередь, Росприродназор, письмами от 17 июля 2023 года и от 18 августа 2023 года, основываясь на Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451 (далее - Правила № 2451), отказал в согласовании вышеназванного плана, указывая на то, что ППЛРН разработан в отношении нескольких объектов, а не для каждого отдельно.
Защитник полагает, что отказ Росприроднадзора в согласовании ППЛРН по КЦДНГ № 2 является необоснованным, поскольку Северо-Сарембойское месторождение входит в указанный цех и является частью объединенной непрерывной технической схемы по добыче, подготовке и перекачке нефти и газа. В соответствии с правилами безопасности нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 534 прямо допускается разработка единого документа, а также установлено право эксплуатирующей организации определять группу объектов или объект, на которые разрабатывается такой документ, с учётом производственно-технологических процессов, а также территориального расположения объектов. Сведения, которые должны содержаться в ППЛРН также связаны именно с технологическим процессом нефтедобычи, от которого зависит последовательность мероприятий и, соответственно, слаженность действий при предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Способ выполнения обязательного требования по разработке ППЛРН (посредством разработки единого или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Общество посчитало целесообразным разработку ППЛРН на КЦДНГ, с соблюдением требований к содержанию, с описанием сведений о всех потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов, определенных в соответствии с критериями определения объектов, включая максимальные расчетные объемы разливов нефти по каждому Объекту в отдельности. Данное решение соответствует требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды и не противоречит достижению целей Правил.
Таким образом, Общество предпринимало все зависящие от него меры, разработало ППЛРН в соответствии с действующим законодательством, направило его на согласование в Росприроднадзор, который в свою очередь необоснованно отказал в согласовании ППЛРН.
Кроме того, защитник указывает на то, что в связи со вступившими 01 января 2021 года в законную силу изменениями в ст. 46 Федерального закона РФ «Об окружающей среде», срок согласования организациям в Росприроднадзоре ППЛРН определен до 01 января 2024 года.
В судебном заседании Защитник ФИО2 свою жалобу поддержала по доводам и основаниям в ней изложенным.
Должностное лицо Росприроднадзора ФИО3, суду пояснила, что доводы защитника Общества являются несостоятельными, в связи с чем просила суд вынесенное по делу постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Общества без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, в том числе дополнительно представленные защитником Общества и должностным лицом Росприроднадзора документы, проверив доводы жалобы защитника, выслушав мнения участников процесса, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за неисполнение обязанности по утверждению в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
С 01 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ряд подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 207-ФЗ), в соответствии с которыми вводится новый порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ППЛРН).
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия:
- заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что в период с 12 сентября по 25 сентября 2023 года Росприроднадзором в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка на объекте контроля - «Северо-Сарембойское нефтяное месторождение».
По результатам составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что в нарушение требований ч. 6 ст. 46 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», по состоянию на 25 сентября 2023 года у Общества отсутствуют утвержденные в установленном порядке ППЛРН для объектов, расположенных на Северо-Сарембойском месторождении.
На основании указанных нарушений, 25 октября 2023 года Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, а именно за неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по объектам, расположенным на Северо-Сарембойском месторождении, поскольку по состоянию на 25 сентября 2023 года ППЛРН не были утверждены.
Вместе с тем, статьей 3 Федерального закона № 207-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, до 01 января 2024 года обязаны утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, законодатель, внося изменения в новый порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, предусмотрел срок, необходимый организациям для утверждения в установленном порядке ППЛРН, предусмотренного пунктами 6-8 статьи 46 Федерального закона № 7 от 10 января 2002 года.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, вмененное Обществу, в данном случае отсутствовало, поскольку срок, предусмотренный для утверждения ППЛРН, в соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 46 Федерального закона № 7 от 10 января 2002 года, на 25 сентября 2023 года не истек, и Общество имело и имеет возможность надлежащим образом исполнить обязанность по утверждению ППЛРН до 01 января 2024 года.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении ООО «Лукойл-Коми» по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Коми», на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты> М.А. Шитиков