Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-46/2021 от 25.01.2021

Судья Леконцев А.П. дело № 12-46/2021 (дело № 5-4415/2020)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми жалобу Нефедовой Е.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нефедовой Е.В.,

установил:

должностным лицом УМВД России по г. Сыктывкару в отношении Нефедовой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, согласно которому 21 октября 2020 года в 19 часов 35 минут Нефедова Е.В. находилась в магазине "ФИО10", расположенного в ТРЦ "П." по <Адрес>, без обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски и иных подобных средств), тем самым нарушила правила поведения, установленные пунктом 20.5 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года №16 "О введении режима повышенной готовности" (с внесенными изменениями), изданного в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

По результатам рассмотрения дела 24 декабря 2020 года судьёй городского суда вынесено постановление, которым Нефедова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Нефедова Е.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся по делу судебное постановление отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на неверное установление судом обстоятельств правонарушения, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, полагая приведенные нормативно-правовые акты, за несоблюдение которых в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении, необязательными для исполнения и носящими рекомендательный характер; отсутствие у должностного лица УМВД по г. Сыктывкару полномочий для составления протокола об административном правонарушении и отсутствие доказательств ее вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Нефедова Е.В., надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась. Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Токарев В.Ю. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании Верховного суда Республики Коми не приняло.

Руководствуясь положениями статей 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явку которых не признаю обязательной.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно положениям статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности. При введении режима повышенной готовности могут быть приняты дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: осуществление мер обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина и направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пунктом "а.2" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации возложена обязанность исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенности распространения новой коронавирусной инспекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 "О введении режима повышенной готовности" в целях повышения готовности органов управления, сил и средств Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на возникновение возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Коми, с 00.00 часов 16 марта 2020 года для органов управления и сил Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим функционирования "Повышенная готовность".

Пунктом 20.5 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 (введенным Указом Главы Республики Коми от 30.04.2020 N 40, и в редакции Указа Главы Республики Коми от 14.05.2020 N 46) установлено, гражданам начиная с 15 мая 2020 года обязательно использовать средства индивидуальной защиты - средства защиты органов дыхания (маски и иные подобные средства), перчатки или дезинфицирующие средства при проезде на автомобильном транспорте общего пользования или такси, а также при нахождении в общественных местах (объектах торговли, аптеках и аптечных пунктах, а также в организациях бытового обслуживания населения и иных общественных местах).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение приведенных выше правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей городского суда, 21 октября 2020 года в 19 часов 35 минут Нефедова Е.В. находилась в магазине "РГ", расположенного в ТРЦ "П." по <Адрес>, без обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски и иных подобных средств), тем самым нарушила правила поведения, установленные пунктом 20.5 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года №16 "О введении режима повышенной готовности" (с внесенными изменениями), изданного в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Фактические обстоятельства совершения Нефедовой Е.В. указанного административного правонарушения и ее вина в совершении правонарушения подтверждена совокупностью доказательств: - протоколом об административном правонарушении от 19 ноября 2020 года об обстоятельствах указанного правонарушения; - рапортами сотрудников полиции УМВД России по г. Сыктывкару об обстоятельствах правонарушения; - письменным заявлением Нефедовой Е.В. в УМВД России по г. Сыктывкару с изложением обстоятельств отказа ее обслуживать в объекте торговли в отсутствие средств индивидуальной защиты; - письменными объяснениями Нефедовой Е.В. с изложением обстоятельств отказа ее обслуживать в объекте торговли в отсутствие средств индивидуальной защиты; - письменными объяснениями заместителя управляющего ООО "А." С. об обстоятельствах нахождения Нефедовой Е.В. в объекте торговли в отсутствие средств индивидуальной защиты и другими материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, установленным статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Принимая постановление о признании Нефедовой Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к правильному и обоснованному выводу о доказанности вины в совершении вмененного ей административного правонарушения.

Вывод судьи городского суда о наличии события административного правонарушения и в действиях Нефедовой Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы Указ Главы Республики Коми от 15 марта 2020 № 16 является обязательным для исполнения гражданами и организациями, поскольку принят органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами для защиты населения с правилами поведения при введении режима повышенной готовности, и прямо возлагает на граждан обязанность использовать средства индивидуальной защиты - средства защиты органов дыхания (маски и иные подобные средства) в общественных местах, в том числе объектах торговли, что не ставится в зависимость от условия соблюдения лицом социальной дистанции.

Режим повышенной готовности на территории Республики Коми также введён Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16.

Как разъяснено в ответе 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Применительно к Республике Коми это Правила, установленные Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16.

Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, также нахожу несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с положениями статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р. В Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р, включены должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Такие же правовые позиции сформулированы в ответе 18 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года.

Приведенное распоряжение Правительства Российской Федерации в установленном законом порядке не оспорено, недействующим не признано, в связи с чем, протокол об административном правонарушении в отношении Нефедовой Е.В. составлен уполномоченным должностным лицом.

Доводы жалобы о грубом нарушении процессуального порядка возбуждения дела об административном правонарушении, вследствие отсутствия в материалах дела определения о проведении административного расследования, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.

Административное расследование в рамках дел об административных правонарушениях регламентировано статьёй 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проведение административного расследования допускается после выявления административного правонарушения в областях законодательства и статьях, перечисленных в части 1 вышеуказанной статьи.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Согласно названной выше норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если после выявления административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.6.1 Кодекса или в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренных статьёй 6.3 Кодекса, возникла необходимость осуществления комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий, может быть проведено административное расследование.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года, в ответе на 20 вопрос разъяснено, что проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 названного Кодекса, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Вопреки доводам жалобы, отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных о потерпевшем, в качестве которого никто не привлекался, не свидетельствует о наличии существенных процессуальных нарушений, поскольку факт совершения правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Протокол об административном правонарушении содержит сведения о разъяснении Нефедовой Е.В. процессуальных прав, что подтверждено ее собственноручными подписями.

Доводы жалобы о том, что постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19" подписано неуполномоченным лицом, а именно руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подлежат отклонению, поскольку в силу пункта 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от30 июня 2004 года № 322, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Доводы жалобы о том, что в Указе Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 "О введении режима повышенной готовности" не содержатся требования к гражданам, которые посещают общественные места, отсутствует пункт 20.5, нарушение которого вменено Нефедовой Е.В., подлежат отклонению, поскольку являются ошибочными. Нефедова Е.В., находясь в общественном месте, обязана был соблюдать правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно использовать средства индивидуальной защиты (маску).

Таким образом, доводы жалобы не опровергают объективно установленный судом факт нарушения Нефедовой Е.В. ограничений, установленных приведенными выше нормативными положениями, и не могут быть основанием для освобождения ее от административной ответственности. В целом приведенные в жалобе доводы сводятся к переоценке доказательств по делу, исследованных судьей городского суда, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в решении судьи, оснований не согласиться с которым не имеется.

Действия Нефедовой Е.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание для граждан в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предписывает при назначении административного наказания физическому лицу учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Административное наказание Нефедовой Е.В. назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех вышеприведенных обстоятельств, что соответствует целям административного наказания.

Постановление о назначении Нефедовой Е.В. административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, при разрешении дела не установлено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу решение судьи городского суда сомнений в законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Нефедовой Е.В. оставить без изменения, жалобу Нефедовой Е.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья                              В.В. Попов

Копия верна, судья                     В.В. Попов

12-46/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Нефедова Екатерина Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Попов В.В.
Статьи

ст. 20.6.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
25.01.2021Материалы переданы в производство судье
10.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее