дело № 2-3418/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2024 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Кузнецовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пушкинского городского прокурора к администрации городского округа Пушкинский Московской области, ООО «Газпром теплоэнерго МО» о признании незаконным бездействия администрации городского округа Пушкинский по контролю за исполнением условий концессионных соглашений, принятии мер к надлежащему исполнению обязанностей по контролю за исполнением, обязании ООО «Газпром теплоэнерго МО» завершить невыполненные мероприятия,
у с т а н о в и л:
Пушкинский горпрокурор обратился в суд с иском к администрации городского округа Пушкинский Московской области, ООО «Газпром теплоэнерго МО» о признании незаконным бездействия администрации городского округа Пушкинский по контролю за исполнением условий концессионных соглашений, принятии мер к надлежащему исполнению обязанностей по контролю за исполнением, обязании ООО «Газпром теплоэнерго МО» завершить невыполненные мероприятия.
В обоснование своих требований Пушкинский горпрокурор указал, что Городской прокуратурой проведена проверка исполнения на территории городского округа Пушкинский требований федерального законодательства о теплоснабжении, Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В исполнение распоряжения Правительства Московской области от 21.08.2018 № 511-РП, администрацией Пушкинского муниципального района в 2019 году заключено 3 концессионных соглашения с ООО «Газпром теплоэнерго МО» в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования «Пушкинский муниципальный район Московской области» № 59 от 29.03.2019, № 60 от 29.03.2019, № 61 от 29.03.2019. В связи с объединением территории района в городской округ Пушкинский, к указанным договорам заключены дополнительные соглашения, утвержденные Законами Московской области от 22.12.2020 № 280/2020-ОЗ, от 22.12.2020 № 281/2020-ОЗ, от 22.12.2020 № 282/2020-ОЗ. На основании соглашений, ООО «Газпром теплоэнерго МО» обязуется за свой счет реконструировать объекты теплоснабжения, а также осуществлять деятельность по теплоснабжению с использованием указанных объектов имущества. Объекты теплоснабжения предоставлены концессионеру на 20 лет. Объем инвестиций по указанным концессионным соглашениям – 2 515 812 902,39 рублей. В соответствии с заключенными концессионными соглашениями в границах Пушкинского городского округа запланирована реализация 38 инвестиционных мероприятий. Физический процент износа тепловых сетей и котельных, эксплуатируемых ООО «Газпром теплоэнерго МО» в рамках исполнения концессионных соглашений на территории городского округа Пушкинский, составляет 85 % (149,245 км в двухтрубном исчислении), котельных – 80 %. Согласно информации, представленной в городскую прокуратуру, ООО «Газпром теплоэнерго МО», с 2019 по 2023 год выполнено только 6 мероприятий, предусмотренных концессионными соглашениями, которые до настоящего времени не приняты администрацией городского округа Пушкинский, поскольку по информации органа местного самоуправления не соответствуют условиям концессионных соглашений (на котельных отсутствует система диспетчеризации и автоматики, узел учета тепловой энергии, охранное оборудование, видеонаблюдение). Письмом от 28.02.2024 и.о. директора по капитальному строительству и инвестициям ООО «Газпром теплоэнерго МО» замечания администрации по указанным выше объектам теплоснабжения приняты частично, но сроки устранения выявленных нарушений по каждому объекту теплоснабжения не определены. До настоящего времени ООО «Газпром теплоэнерго МО» не выполнены 26 мероприятий в отношении объектов теплоснабжения на территории городского округа Пушкинский. Согласно информации, представленной в городскую прокуратуру ООО «Газпром теплоэнерго МО», в утвержденных концессионных соглашениях от 29.03.2019 № 59, 60, 61, объем финансирования работ по выполнению мероприятий в 2024 году не предусмотрен, в настоящее время идет процесс внесения изменений в действующие концессионные соглашения, разработаны проекты корректировок инвестиционных программ в рамках указанных концессионных соглашений, которые согласованы Министерством энергетики Московской области от 30.11.2023, в проектах корректировок инвестиционных программ предусмотрен объем финансирования мероприятий в 2024 году на сумму 1 605 083,91 тыс. руб. без НДС. Как показали результаты надзорных мероприятий городской прокуратуры при рассмотрении обращений граждан о нарушениях федерального законодательства в сфере ЖКХ, ООО «Газпром теплоэнерго МО» систематически были допущены нарушения требований законодательства при предоставлении коммунальных услуг «отопление», «горячее водоснабжение» собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах городского округа Пушкинский. Как установлено городской прокуратурой в январе 2024 года, техническое состояние эксплуатируемых ООО «Газпром теплоэнерго МО» объектов теплоснабжения не позволяло при снижении температуры воздуха поддерживать температурный режим подачи тепловой энергии в многоквартирные дома. Указанные факты подтверждаются постановлениями о привлечении ООО «Газпром теплоэнерго МО» и начальников котельных к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ. В соответствие с Федеральным законом № 115-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации, ООО «Газпром теплоэнерго МО», являясь ресурсоснабжающей и теплоснабжающей организацией, а также, исполняя обязанности концессионера, несет ответственность за обеспечение нормативного уровня и режима бесперебойного предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей жилого фонда. В адрес ООО «Газпром теплоэнерго МО» городской прокуратурой неоднократно вносились представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которых организацией действенных мер, направленных на недопущение нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг «горячее водоснабжение» и «отопление» принято не было. Проверками городской прокуратуры также установлены факты бездействия администрации городского округа Пушкинский в сфере организации нормативного теплоснабжения на территории городского округа Пушкинский, а также отсутствия контроля за исполнением условий концессионных соглашений. Постановлением администрации от 08.06.2022 № 1801-ПА утвержден состав рабочей группы по сопровождению и контролю за реализацией Концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Пушкинский. В городскую прокуратуру не представлено ни одного протокола заседания указанной рабочей группы, ни одного решения, принятого рабочей группой в рамках сопровождения и контроля реализации концессионных соглашений. Статьей 70 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу требований ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пушкинский горпрокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского округа Пушкинский по контролю за исполнением на территории городского округа Пушкинский ООО «Газпром теплоэнерго МО» условий концессионных соглашений от 29.03.2019 №№ 59, 60, 61; обязать администрацию городского округа Пушкинский принять меры к надлежащему исполнению обязанностей по контролю за исполнением ООО «Газпром теплоэнерго МО» условий концессионных соглашений в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ, размещением актов по контролю на сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет». Обязать ООО «Газпром теплоэнерго МО» в срок до 01.05.2024 завершить мероприятия по передаче концеденту (администрации городского округа Пушкинский) объектов теплоснабжения, мероприятия по которым завершены с учетом устранения недостатков, выявленных органом местного самоуправления (БМК по адресу: МО, г.о. Пушкинский, пос. Софрино, ул. Экспериментальная; техническое перевооружение (модернизация) котельной по адресу: МО, г.о. Пушкинский, г. Пушкино, ул. Заводская, д. 34, стр. 1; техническое перевооружение котельной по адресу МО, г.о. Пушкинский, г. Пушкино, ул. Надсоновская, д. 15-Б; техническое перевооружение котельной по адресу: МО, г.о. Пушкинский, пос. Зеленоградский, ул. Островского, д. 11б; реконструкция тепловых сетей котельной, расположенной по адресу: МО, г.о. Пушкинский, г. Пушкино, ул. Писаревская, д. 7-А; реконструкция тепловых сетей котельной, расположенной по адресу: МО, г.о. Пушкинский, пос. Софрино, ул. Экспериментальная). Обязать ООО «Газпром теплоэнерго МО» в срок до 01.10.2024 завершить 26 невыполненных за 2019 – 2023 годы мероприятий по строительству и модернизации объектов теплоснабжения, а администрацию городского округа Пушкинский обеспечить ежемесячный контроль исполнения концессионером мероприятий с составлением соответствующих актов.
В судебном заседании прокурор Родьева М.В. исковые требования уточнила, просила не рассматривать исковые требования в части обязания ООО «Газпром теплоэнерго МО» в срок до 01.05.2024 завершить мероприятия по передаче концеденту (администрации городского округа Пушкинский) объектов теплоснабжения, мероприятия по которым завершены с учетом устранения недостатков, выявленных органом местного самоуправления. Остальные требования оставила без изменения, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика ООО «Газпром теплоэнерго МО» на основании доверенностей Бочин И.П., Зайчиков Д.Ю., Насветников М.А. (том 2 л.д.3,103) возражали против удовлетворения иска, поскольку мероприятия выполняются, необходимо внести изменения в концессионные соглашения, проект дополнительного соглашения уже согласован, срок исполнения до конца 2024 года; нарушения сроков обязательств вызвано встречными нарушениями администрации городского округа Пушкинский; приобщили возражения, которые поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа Пушкинский Московской области на основании доверенности Рапин Ю.А. возражал против удовлетворения иска.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в исполнение распоряжения Правительства Московской области от 21.08.2018 № 511-РП администрацией Пушкинского муниципального района в 2019 году заключено 3 концессионных соглашения с ООО «Газпром теплоэнерго МО»: соглашение № 59 от 29.03.2019 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования «Пушкинский муниципальный район Московской области», утвержденное Законом Московской области от 03.06.2019 № 94/2019-ОЗ; соглашение № 60 от 29.03.2019 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования «городское поселение Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области», утвержденное Законом Московской области от 03.06.2019 № 95/2019-ОЗ; соглашение № 61 от 29.03.2019 в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования «городское поселение Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области», утвержденное Законом Московской области от 03.06.2019 № 96/2019-ОЗ.
На основании Закона Московской области от 22.04.2019 № 68/2019-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Пушкинского муниципального района, городских и сельских поселений, входивших ранее в состав Пушкинского муниципального района» состоялось объединение территорий Пушкинского муниципального района, городских и сельских поселений, входивших ранее в состав Пушкинского муниципального района, без изменения границ, в результате чего образовался Пушкинский городской округ, в связи с чем были внесены изменения в схему теплоснабжения Пушкинского городского округа, утвержденные распоряжением Министерства энергетики Московской области от 03.07.2020 № 93-р.
04.12.2020 вступил в силу Закон Московской области от 03.12.2020 № 250/2020-ОЗ «О преобразовании городского округа Ивантеевка Московской области, городского округа Красноармейск Московской области и Пушкинского городского округа, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования».
В соответствии с ч. 6 ст. 4 указанного Закона МО, со дня формирования органов местного самоуправления Городского округа Пушкинский Московской области прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Ивантеевка Московской области, городского округа Красноармейск Московской области и Пушкинского городского округа Московской области.
В связи с корректировкой указанных соглашений в части состава имущества, передаваемого концессионеру, были заключены дополнительные соглашения к указанным выше договорам, утвержденные Законами Московской области от 22.12.2020 № 280/2020-ОЗ, от 22.12.2020 № 281/2020-ОЗ, от 22.12.2020 № 282/2020-ОЗ.
На основании указанных соглашений ООО «Газпром теплоэнерго МО» обязуется за свой счет реконструировать объекты теплоснабжения, а также осуществлять деятельность по теплоснабжению с использованием указанных объектов имущества. Объекты теплоснабжения предоставлены концессионеру на 20 лет.
Объем инвестиций по указанным концессионным соглашениям – <данные изъяты> рублей.
В соответствии с заключенными концессионными соглашениями в границах Пушкинского городского округа запланирована реализация 38 инвестиционных мероприятий.
Физический процент износа тепловых сетей и котельных, эксплуатируемых ООО «Газпром теплоэнерго МО» в рамках исполнения концессионных соглашений на территории городского округа Пушкинский, составляет 85 % (149,245 км в двухтрубном исчислении), котельных – 80 %.
Согласно информации, представленной в городскую прокуратуру ООО «Газпром теплоэнерго МО», с 2019 по 2023 год выполнено 6 мероприятий, предусмотренных концессионными соглашениями:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
На момент подачи иска, указанные мероприятия не были приняты администрацией городского округа Пушкинский, проведенные концессионером мероприятия, по информации органа местного самоуправления, не соответствовали условиям концессионных соглашений (на котельных отсутствует система диспетчеризации и автоматики, узел учета тепловой энергии, охранное оборудование, видеонаблюдение).
Письмом от 28.02.2024 и.о. директора по капитальному строительству и инвестициям ООО «Газпром теплоэнерго МО» замечания администрации по указанным выше объектам теплоснабжения приняты частично, но сроки устранения выявленных нарушений по каждому объекту теплоснабжения не определены.
На момент рассмотрения настоящего дела, вышеуказанные мероприятия завершены и приняты, в связи с чем в этой части прокурор просил иск не рассматривать.
За период с 2019 по 2023 годы ООО «Газпром теплоэнерго МО» не выполнены следующие мероприятия, определенные условиями концессионных соглашений:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Согласно информации, представленной в городскую прокуратуру ООО «Газпром теплоэнерго МО», в утвержденных концессионных соглашениях от 29.03.2019 № 59, 60, 61, объем финансирования работ по выполнению мероприятий в 2024 году не предусмотрен, в настоящее время идет процесс внесения изменений в действующие концессионные соглашения, разработаны проекты корректировок инвестиционных программ в рамках указанных концессионных соглашений, которые согласованы Министерством энергетики Московской области от 30.11.2023, в проектах корректировок инвестиционных программ предусмотрен объем финансирования мероприятий в 2024 году на сумму 1 605 083,91 тыс. руб. без НДС.
Как показали результаты надзорных мероприятий городской прокуратуры при рассмотрении обращений граждан о нарушениях федерального законодательства в сфере ЖКХ, ООО «Газпром теплоэнерго МО» систематически были допущены нарушения требований законодательства при предоставлении коммунальных услуг «отопление», «горячее водоснабжение» собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах городского округа Пушкинский. Как установлено городской прокуратурой в январе 2024 года, техническое состояние эксплуатируемых ООО «Газпром теплоэнерго МО» объектов теплоснабжения не позволяло при снижении температуры воздуха поддерживать температурный режим подачи тепловой энергии в многоквартирные дома. Указанные факты подтверждаются постановлениями о привлечении ООО «Газпром теплоэнерго МО» и начальников котельных к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Согласно нормам ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ, целями концессионного законодательства являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Права и обязанности концессионера определены ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ.
Так, при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе, осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением;
Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем определены главой 4 Федерального закона № 115-ФЗ.
Частью 2 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ определены существенные нарушения условий концессионного соглашения концессионером, к которым, в том числе, относится неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
ООО «Газпром теплоэнерго МО», являясь ресурсоснабжающей и теплоснабжающей организацией, а также, исполняя обязанности концессионера, несет ответственность за обеспечение нормативного уровня и режима бесперебойного предоставления коммунальных услуг населению путем их подачи до внутридомовых сетей жилого фонда.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пп. «д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Нарушение ООО «Газпром теплоэнерго МО» сроков выполнения мероприятий, установленных концессионными соглашениями, нарушает права жителей городского округа Пушкинский на бесперебойное и нормативное предоставление коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
В адрес ООО «Газпром теплоэнерго МО» городской прокуратурой неоднократно вносились представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которых организацией действенных мер, направленных на недопущение нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг «горячее водоснабжение» и «отопление» принято не было.
Проверками городской прокуратуры также установлены факты бездействия администрации городского округа Пушкинский в сфере организации нормативного теплоснабжения на территории городского округа Пушкинский, а также отсутствия контроля за исполнением условий концессионных соглашений.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ), относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно нормам ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ, при исполнении концессионного соглашения концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ определены права концедента на осуществление контроля за исполнением концессионного соглашения.
Концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением, а также результатов соблюдения условий концессионного соглашения по окончании сроков исполнения каждого этапа, установленного в соответствии с пунктом 6.6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения оформляются актом о результатах контроля.
Акт о результатах контроля подлежит размещению концедентом в течение пяти рабочих дней с даты составления данного акта на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Доступ к указанному акту обеспечивается в течение срока действия концессионного соглашения и после дня окончания его срока действия в течение трех лет.
Постановлением администрации от 08.06.2022 № 1801-ПА утвержден состав рабочей группы по сопровождению и контролю за реализацией Концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения городского округа Пушкинский.
Однако, в городскую прокуратуру не представлено ни одного протокола заседания указанной рабочей группы, ни одного решения, принятого рабочей группой в рамках сопровождения и контроля реализации концессионных соглашений, хотя положением о рабочей группе предусмотрено проведение таких ежемесячных заседаний.
Статьей 70 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Самостоятельность публичного субъекта – администрации городского округа Пушкинский в принятии решений, связанных с надлежащим исполнением требований законодательства, не является произвольной, а должна соответствовать осуществляемым данным органом функций в рамках правовых положений и с учетом публичных интересов.
Согласно п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 Федерального зкона от 7.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения определены ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Федеральный закон № 190).
Так, общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе, обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно нормам ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из материалов дела, Городской прокуратурой неоднократно Главе городского округа Пушкинский вносились представления в связи с установлением фактов игнорирования полномочий по контролю за исполнением ООО «Газпром теплоэнерго МО» условий концессионных соглашений, но органом местного самоуправления действенных мер, направленных на реализацию предоставленных действующим законодательством полномочий принято не было.
При таких обстоятельствах, исковые требования Пушкинского горпрокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика ООО «Газпром теплоэнерго МО» о том, что прокурор вмешивается в частную деятельность предприятия, являются несостоятельными.
В силу требований ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При подаче настоящего иска прокурор не вмешивается в частную деятельность, поскольку вышеуказанные нарушения затрагивают интересы не только ответчиков, но и жителей городского округа Пушкинский на бесперебойное и нормативное предоставление коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Право на подачу прокурором настоящего иска в интересах неопределенного круга лиц предусмотрено действующим законодательством, направлен не только на устранение нарушений закона, уже допущенных ответчиками, но и на защиту интересов граждан, в отношении которых в будущем могут быть допущены подобные нарушения гарантированных Конституцией России и законами прав и свобод, и количество этих граждан, их круг определить невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пушкинского городского прокурора к администрации городского округа Пушкинский Московской области, ООО «Газпром теплоэнерго МО» о признании незаконным бездействия администрации городского округа Пушкинский по контролю за исполнением условий концессионных соглашений, принятии мер к надлежащему исполнению обязанностей по контролю за исполнением, обязании ООО «Газпром теплоэнерго МО» завершить невыполненные мероприятия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Пушкинский Московской области по контролю за исполнением на территории городского округа Пушкинский ООО «Газпром теплоэнерго МО» условий концессионных соглашений от 29.03.2019 №№ 59, 60, 61.
Обязать администрацию городского округа Пушкинский Московской области принять меры к надлежащему исполнению обязанностей по контролю за исполнением ООО «Газпром теплоэнерго МО» условий концессионных соглашений в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ, размещением актов по контролю на сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».
Обязать ООО «Газпром теплоэнерго МО» в срок до 01.10.2024 завершить 26 невыполненных за 2019 – 2023 годы мероприятий по строительству и модернизации объектов теплоснабжения.
Обязать администрацию городского округа Пушкинский Московской области обеспечить ежемесячный контроль исполнения концессионером ООО «Газпром теплоэнерго МО» мероприятий с составлением соответствующих актов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -19 августа 2024 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: