Производство № 2-115/2022
УИД 28RS0021-01-2022-000072-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 11 марта 2022 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рубченко Надежды Валентиновны, Рубченко Сергея Алексеевича к Администрация Тахтамыгдинского сельсовета о признании права пользования на условиях социального найма и признании подлежащим переселению из жилья,
у с т а н о в и л:
Рубченко Н.В. и Рубченко С.А. обратились в суд с иском к администрации Тахтамыгдинского сельсовета об установлении факта проживания по договору социального найма и признании подлежащими переселению из аварийного жилья указав, что с 1983 года они проживают по адресу: <адрес>. Однако с ними договор социального найма заключен после признания договора аварийным. У них имеются свидетельские показания, подтверждающие их проживание на протяжении многих лет в данном жилом помещении, также имеются квитанции об оплате различных услуг, подтверждающие проживание в данном жилом помещении. 13 декабря 20021 года они обратились в администрацию Тахтамыгдинского сельсовета с заявлением о включении в список лиц, которые подлежат переселению из ветхого и аварийного жилья, но им было отказано по причине заключения договора после признания дома аварийным и предложено обратиться в суд с иском об установлении факта проживания в спорном жилом помещении и включении в список лиц, подлежащих переселению по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области». Обратиться в суд с заявлением об обязании администрацию заключить с ней договор социального найма на квартиру, в которой она и так проживает, невозможно, так как данное помещение и дом признаны аварийными. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. На основании изложенного, просят установить факт их проживания в квартире <адрес> на условиях договора социального найма и признать подлежащими переселению из аварийного жилья по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 «Об утверждении государственной программы Амурской области».
В последующем исковые требования представителем истца Машуковой Н.Б. были уточнены, просит признать за Рубченко Н.В. и Рубченко С.А. право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> на условиях социального найма и признать за ними право на переселение из аварийного жилья.
Определениями Сковородинского районного суда от 28 января 2022 года и от 14 февраля 2022 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация Сковородинского района, Министерство ЖКХ Амурской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительство Амурской области и Министерство финансов Амурской области.
Истцы Рубченко Н.В., Рубченко С.А., их представитель Машукова М.С., представитель ответчика – администрации Тахтамыгдинского сельсовета, третьи лица - администрация Сковородинского района, Министерство ЖКХ Амурской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Правительство Амурской области и Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом. Истцы и их представитель и представитель третьего лица - администрации Сковородинского района, согласно представленных ходатайств, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища (статья 40, часть 1).
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральными законом.
Из установленных судом обстоятельств следует, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, возникли в период действия прежнего законодательства и продолжают действовать после вступления в законную силу ЖК РФ, требования истца о признании права пользования жилым помещением заявлены после введения Жилищного кодекса РФ, поэтому при разрешении спора подлежат применению нормы ЖК РФ.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным, либо муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Ст.60 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что муниципальное образование Тахтамыгдинский сельсовет является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.
Также установлено, что Рубченко Н.В. зарегистрирована в жилом помещении – <адрес> с 14 июня 1983 года, а Рубченко С.А. зарегистрирован с 08 июля 1980 года, что подтверждается отметками в паспорте
23 марта 2009 года жилищной комиссией при администрации Тахтамыгдинского сельсовета и Рубченко Н.В. был заключён договор социального найма на <адрес>. Совместно с ней в жилое помещение вселены: муж –Рубченко С.А., дочь – ФИО2 и внук – ФИО1 (договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ).
Из выписки из ЕГРН следует, что Рубченко Н.В. в собственности жилых помещений не имеет.
Заключением межведомственной комиссии от 09.09.2005 года жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из перечня аварийного жилого фонда на территории Сковородинского района, утвержденного постановлением администрации Сковородинского района от 07.09.2010 № 1150, следует, что, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.
Постановлением Правительства Амурской области № 152 от 29 марта 2019 года утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».
Согласно данной Программы, в ее основные цели и задачи входит финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в муниципальных образованиях, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в Программе, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований. Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в п.2 ч.2 ст.49 ГК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда.
13 декабря 2021 года Рубченко Н.В. обратилась в администрацию Тахтамыгдинского сельсовета с заявлением о включении её в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья.
Из ответа администрации Тахтамыгдинского сельсовета от 13 декабря 2021 года следует, что Рубченко Н.В. отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилья по причине заключения договора социального найма после признания дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным. Рубченко Н.В. предложено обратиться в суд с иском об установлении факта проживания в спорном жилом помещении и включении её в список лиц, подлежащих переселению по региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Амурской области.
В связи с чем, истцы обратились в суд с иском о признании за ними права проживания в квартире <адрес> на условиях социального найма.
В судебном заседании установлено, что квартира <адрес> была предоставлена истцам на законных основаниях, в данное жилое помещение истцы вселились и проживают с 1980 года до настоящего времени, в 2009 году с ними был заключён договор социального найма, истцы пользуются жилым помещением на условиях социального найма, несут расходы по его содержанию.
Ответчиком, в силу ст. 12, 56 ГПК РФ, не представлены доказательства подтверждающие факт самовольного занятия истцом спорной квартиры, поэтому суд находит подтвержденным факт законного вселения в спорную квартиру.
Учитывая, что истцы были вселены в спорное жилое помещение с соблюдением установленного порядка, то есть на законных основаниях, то они приобрели право проживания в спорной квартире на условиях социального найма, каких-либо требований к ним о незаконности проживания в спорном жилом помещении не предъявлялось.
Статус служебной квартире <адрес>, не присваивался.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для признания Рубченко Н.В. и Рубченко С.А. проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма с момента вселения в указанное жилое помещение.
Также истцами заявлено требование о признании их подлежащими переселению из аварийного жилья.
Согласно п.8 ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в настоящее время признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Вместе с тем, в силу ст. 52, 57, 86 ЖК РФ и Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", признание граждан подлежащими переселению из аварийного жилья по программе переселения из аварийного жилья по региональной адресной программе возлагается на муниципальные образования.
В связи с чем, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части признания их подлежащими переселению из аварийного жилья удовлетворению не подлежат, поскольку, суд не вправе предрешать указанный вопрос.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
р е ш и л:
Исковые требования Рубченко Надежды Валентиновны, Рубченко Сергея Алексеевича к Администрация Тахтамыгдинского сельсовета о признании права пользования на условиях социального найма и признании подлежащими переселению из жилья – удовлетворить частично.
Признать за Рубченко Надеждой Валентиновной и Рубченко Сергеем Алексеевичем право пользования жилым помещением – <адрес> на условиях социального найма.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца.
Судья Н.Б. Федорчук