№ 2-2429/2024
УИД 63RS0045-01-2024-000574-74
Р Е Ш Е Н И Е (Заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.05.2024 г. г.Самара
Промышленный районный суд г. Самары Самарской области в составе:
председательствующего Бадьевой Н.Ю.,
При секретаре - Сельхове Н.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2429/2024 по иску Департамента градостроительства городского округа Самара к Пузанову Федору Валериевичу о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и возложении обязанности осуществить ее снос,
УСТАНОВИЛ:
Истец - Департамент градостроительства городского округа Самара обратился в суд с требованиями к ответчику Пузанову Ф.В., ссылаясь на то, что в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило уведомление от Государственной инспекции строительного надзора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. о выявлении самовольной постройки на земельном участке, с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> на котором находится спорная постройка является Пузанов Ф.В. Вид разрешенного использования земельного участка: под садоводство. Возведенное здание является объектом капитального строительства, так как имеет прочную связь с землей, конструктивные характеристики не позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоизмеримого ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений. Согласно схеме земельного участка и координатам занимаемого здания возведенный на земельном участке объект капитального строительства размещен по границе земельных участков с кадастровыми номерами № и №, без отступов. Однако ответчик не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства либо уведомления о соответствии планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства, назначение которого не установлено. Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № установлены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений для вида разрешенного использования 2.1 «Для ведения садоводства» в зоне Ж-2, составляют 3 метра. Кроме того, согласно пункту 7.1 № «Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №/пр расстояние от границ участка должно быть не менее 1 м. Согласно акту проверки (осмотра) № от ДД.ММ.ГГГГ. минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений не соблюдены. Следовательно, спорный объект возведен с нарушением действующих Правил землепользования и застройки. Учитывая вышеизложенное, объект капитального строительства, назначение которого не установлено, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Девятая просека, участок 91, обладает признаками самовольной постройки. На основании изложенного, просит суд признать самовольной постройкой объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>; обязать Пузанова Ф.В. осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного здания, назначение которого не установлено, расположенного по адресу: <адрес>, Девятая просека, земельный участок №, в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу; в случае неисполнения ответчиками решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос самовольной постройки, с последующим отнесением произведенных расходов на ответчиков.
Представитель истца Департамента градостроительства городского округа Самара по доверенности Калинина А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Пузанов Ф.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Возражений на иск и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
Представители третьих лиц Государственная инспекция строительного надзора <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, привлеченные к участию в деле про инициативе суда и не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о дне судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений на иск и заявления о рассмотрении дела в их отсутствие не представили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 ГрК РФ документы.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1, пунктов 1, 7 статьи 7 ЗК РФ, пункта 2 статьи 7, статьи 8 ГрК РФ постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГрК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд обязывает лицо к сносу самовольно возведенного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, снос самовольной постройки, устранение последствий незаконной реконструкции объекта должны отвечать принципу их соразмерности допущенным нарушениям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Из дела следует, что в Департамент градостроительства городского округа Самара поступило уведомление от Государственной инспекции строительного надзора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. о выявлении самовольной постройки на земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> на котором находится спорная постройка является Пузанов Федор Валерьевич.
Вид разрешенного использования земельного участка: под садоводство.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Возведенное здание является объектом капитального строительства, так как имеет прочную связь с землей, конструктивные характеристики не позволяют осуществить его перемещение и (илт) демонтаж и последующую сборку без несоразмеримого ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений.
Согласно схеме земельного участка и координатам занимаемого здания возведенный на земельном участке объект капитального строительства размещен по границе земельных участков с кадастровыми номерами № и №, без отступов.
Статьи 40, 42 Земельного кодекса РФ устанавливают, что собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также обязаны использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом российской Федерации.
Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Однако ответчик не обращался в уполномоченный орган местного самоуправления за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства либо уведомления о соответствии планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства, назначение которого не установлено.
Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 30.11.2023г. № установлены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений для вида разрешенного использования 2.1 «Для ведения садоводства» в зоне Ж-2, составляют 3 метра.
Кроме того, согласно пункту 7.1 СП 42.13330.2017 «Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016г. №/пр расстояние от границ участка должно быть не менее 1 м.
Согласно акту проверки (осмотра) № от 22.11.2023г. минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений не соблюдены.
Следовательно, спорный объект возведен с нарушением действующих Правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Учитывая вышеизложенное, объект капитального строительства, назначение которого не установлено, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, обладает признаками самовольной постройки.
Согласно части 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствии с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществляется ее лицом либо за его счет.
Частью 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре по восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Любое лицо, права и охраняемые законом интересы которого нарушаются сохранением самовольной постройки, а также уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ вправе обратиться в суд с требованием о сносе самовольной постройки, на что указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22.
Снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке согласно пункту 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решения о сносе самовольных построек согласно абзацу пятому статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления городского округа обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями при получении, в том числе от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом распределение обязанности доказывания в соответствии с правилом, установленным ч.1 ст. 56 ГПК РФ должно было в данном случае производиться с учетом того, что именно истцом предъявлены требования о сносе объекта недвижимости, государственная регистрация прав на который произведена в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного, суд полагает исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к Пузанову Ф.В. о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой т возложении обязанности осуществить ее снос, удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента градостроительства городского округа Самара к Пузанову Федору Валериевичу о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой т возложении обязанности осуществить ее снос, удовлетворить.
Признать самовольной постройкой объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>
Обязать Пузанова Федора Валерьевича (паспорт серия № №) осуществить за свой счет и своими силами снос самовольно возведенного здания, назначение которого не установлено, расположенного по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного акта по данному делу.
В случае неисполнения ответчиками решения суда по настоящему делу добровольно в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу предоставить Департаменту градостроительства городского округа Самара право за свой счет осуществить снос самовольной постройки, с последующим отнесением произведенных расходов на ответчиков.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято 17.05.2024 г.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева