УИД 65RS0001-01-2022-009590-11
Дело № 2-907\2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2023 года г. Южно- Сахалинск
Южно - Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Головченко Е. Ю.,
при помощнике судьи Хоревой К. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к ФИО о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ «Центр социальной поддержки населения Сахалинской области» обратилось с иском к ФИО о взыскании излишне выплаченной социальной выплаты на приобретение жилья в сумме 437 975,60 рублей, указывая, что 20.12.2021 года ответчик обратилась к истцу с заявлением о предоставлении её многодетной семье единовременной социальной выплаты в размере <данные изъяты> стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2 000 000 рублей, приложив пакет документов, в том числе, предварительный договор купли- продажи квартиры по <адрес> за 8 000 000 рублей.
09.02.2022 года по результатам рассмотрения представленного ответчиком пакета документов, истцом принято решение о назначении истцу ЕСВ на жилье в сумме 2 000 000 рублей. 16.03.2022 года платежным поручением № истец перечислил данную сумму на счет ответчика.
ФИО обязана была представить истцу в течение двух месяцев отчетные документы, подтверждающие целевое использование полученной денежной суммы.
Ответчиком во исполнение п. 21 Правил предоставления ЕСВ были представлены в ГКУ ЦСПСО отчетные документы: договор купли-продажи от 17.03.2022 года квартиры по <адрес> стоимостью 4 500 000 рублей.
Таким образом, учитывая, что ФИО было приобретено иное жилое помещение, чем указано в предварительном договоре купли-продажи, и, исходя из стоимости <данные изъяты> по <адрес>, установленной Решением собрания муниципального образования <данные изъяты>» от 30.04.2020 № среднерыночная стоимость приобретенной квартиры составляла 3 124 048,80 рублей, то размер ЕСВ должен был составлять 1 562 024,40 рублей.
ФИО была перечислена ЕСВ в сумме 2 000 000 рублей, то есть произошла переплата в размере 437 975,60 рублей, которая должна быть возвращена в бюджет Сахалинской области.
В судебном заседании представитель истца и привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица – Министерства социальной защиты Сахалинской области по доверенности ФИО на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем основаниям.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой.
Суд, с учетом мнения представителя истца и третьего лица ФИО, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся ответчицы ФИО, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав пояснения представителя истца и третьего лица по доверенности ФИО, исследовав материалы дела, установил:
Частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации закреплен основополагающий принцип о защите государством материнства, детства и семьи.
Пункты «ж» и «ж.1» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определяют, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184 –ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в пункте 24 части 2 статьи 26.3 относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно абз. 6 статьи 26.3-1 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В целях предоставления в Сахалинской области социальной поддержки семьям, имеющим детей, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, был принят Закон Сахалинской области от 06.12.2010 г. № 112- ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области», устанавливающий систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с рождением, обучением и воспитанием детей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 06.12.2010 г. № 112- ЗО, социальная поддержка предоставляется, в том числе семьям, проживающим на территории Сахалинской области, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или принятых под опеку (попечительство), в приемную семью и воспитывающим их до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (далее - многодетные семьи).
Пунктом 3 части 1 статьи 4 вышеуказанного Закона Сахалинской области предусмотрено, что многодетным семьям предоставляется социальная поддержка в виде единовременной социальной выплаты в размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000000 рублей, при рождении в семье третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года, при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Сахалинской области.
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, за исключением мер, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 и частью 1 статьи 10 настоящего Закона, предоставляются в соответствии с Правилами, устанавливаемыми уполномоченным органом. При предоставлении мер социальной поддержки, для которых необходимо представление дополнительных документов, перечни таких документов предусматриваются в указанных Правилах (часть 1 статьи 11 Закона Сахалинской области от 06.12.2010 г. № 112- ЗО)
Приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 17.10.2013 года № утверждены «Правила предоставления единовременной социальной выплаты в размере <данные изъяты> стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области, но не более 2000 000 руб.» (далее - Правила)
Согласно пунктов 4 и 5 Правил, (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), единовременная социальная выплата предоставляется в случаях:
- приобретения многодетной семьей, начиная с 1 января 2014 года, на договорных условиях у физических и (или) юридических лиц жилого помещения (квартиры, части/доли квартиры; индивидуального жилого дома, части/доли жилого дома; комнаты), пригодного для проживания и отвечающего установленным техническим требованиям к жилым помещениям;
- заключения многодетной семьей, начиная с 1 января 2014 года, договора участия в долевом строительстве, договора жилищно-строительного кооператива или договора строительного подряда на строительство жилого помещения.
Единовременная социальная выплата предоставляется одному из родителей, с которым проживают дети, и выплачивается на основании решения о назначении, принятого государственным казенным учреждением "Центр социальной поддержки Сахалинской области".
Пункт 21 Правил обязывает заявителя представить в Учреждение отчетные документы:
В случае направления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указанного в предварительном договоре - не позднее чем в двухмесячный срок со дня перечисления на расчетный счет заявителя единовременной социальной выплаты:
- договор купли-продажи жилого помещения (договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), оформленный на заявителя и (или) членов многодетной семьи и прошедший государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение в установленном порядке.
Согласно п. 22 Правил, сумма единовременной социальной выплаты, выплаченная заявителю вследствие представления им документов с неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения единовременной социальной выплаты или на исчисление ее размера, возмещается заявителем в трехмесячный срок, а в случае спора - взыскивается в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что 20.12.2021 года ответчик обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» с «Заявлением № о предоставлении многодетным семьям единовременной социальной выплаты в размере <данные изъяты>% стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области», в котором просила предоставить ЕСВ в размере <данные изъяты> стоимости жилого помещения, приобретаемого путем купли- продажи в размере 2000 000 рублей, представив в подтверждение сделки предварительный договор купли- продажи от 14.12.2021 года, согласно которого она обязалась купить в собственность квартиру по <адрес> стоимостью 8 000 000 рублей.
На основании поданных ответчиком документов, истцом было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО ЕСВ на приобретение жилья многодетным семьям в сумме 2 000 000 рублей.
Платежным поручением № от 16.03.2022 года подтверждается перечисление истцом на счет ФИО указанной суммы.
В соответствии с пунктом 21 Правил, ФИО были представлены в ГКУ ЦСПСО отчетные документы: договор купли-продажи от 17.03.2022 года <адрес> стоимостью 4 500 000 рублей.
Таким образом, учитывая, что ФИО было приобретено иное жилое помещение, чем указано в предварительном договоре купли-продажи, и, исходя из стоимости <данные изъяты> по <адрес>, установленной Решением собрания муниципального образования ГО <данные изъяты>» от 30.04.2020 №, среднерыночная стоимость приобретенной квартиры составляла 3 124 048,80 рублей, то размер ЕСВ должен был составлять 1 562 024,40 рублей.
ФИО была перечислена ЕСВ в сумме 2 000 000 рублей, то есть произошла переплата в размере 437 975,60 рублей, которая должна быть возвращена в бюджет Сахалинской области.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ФИО в пользу истца 437 975,60 рублей.
На основании статьи 103 ГПК РФ, с ответчика в пользу ГО «Город Южно-Сахалинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7 580 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» удовлетворить.
Взыскать с ФИО (№) в пользу Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» (№) денежные средства в счет возврата излишне выплаченной единовременной социальной выплаты в сумме 437 975 рублей 60 копеек.
Взыскать с ФИО (№) государственную пошлину в доход городского округа «город Южно-Сахалинск» в размере 7 580 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е. Ю. Головченко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е. Ю. Головченко