УИД 28RS0017-01-2021-003762-96
Дело № 12-16/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 января 2022 года г. Свободный
Судья Свободненского городского суда Амурской области Сиваевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Першиной Г.Н.,
с участием представителя АО «ЦЭНКИ» ФИО2, представителей МОСП по -- и -- УФССП России по Амурской области ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «ЦЭНКИ» ФИО5 на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от 11.10.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по -- и -- УФССП России по Амурской области от -- АО «ЦЭНКИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением представитель АО «ЦЭНКИ» ФИО5 обратилась в Свободненский городской суд с жалобой, в которой просила обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, ввиду предпринимаемых действий по исполнению решения Свободненского городского суда от 10.10.2019 и предоставления Амурским областным судом отсрочки исполнения решения суда, в рамках возбужденного исполнительного производства ---ИП, на срок до 31.12.2021.
Определением Свободненского городского суда Амурской области от 24 декабря 2021 года срок для подачи жалобы на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от 11.10.2021 восстановлен.
Представитель АО «ЦЭНКИ» ФИО2 в судебном заседании на доводах жалобы с учетом дополнений настаивала.
Представители МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области ФИО3, ФИО4 просили постановление оставить без изменения, ссылаясь на позицию, изложенную в письменных возражениях.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив письменные доказательства, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Общий характер данной формулировки свидетельствует о том, что для признания лица виновным в совершении административного правонарушения уполномоченному органу или должностному лицу необходимо установить факт наличия в его действиях состава правонарушения - всех его четырех элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. В первую очередь, должен быть установлен факт наличия административного правонарушения, то есть нарушения требований действующего законодательства. Только после этого выявляются элементы состава правонарушения и вина конкретного лица в его совершении.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от -- следует, что в срок, установленный требованием судебного пристава-исполнителя, а именно, до --, после вынесения в отношении АО «ЦЭНКИ» постановления о взыскании исполнительского сбора, решение Свободненского городского суда Амурской области от -- по делу -- АО «ЦЭНКИ» не исполнено в полном объёме.
По состоянию на -- АО «ЦЭНКИ», расположенное по юридическому адресу: --, достоверно зная о возбужденном исполнительном производстве ---ИП от --, решение Свободненского городского суда Амурской области от -- по делу -- в части устранения выявленных нарушений требований градостроительного законодательства, изложенных в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ от -- на объекте Космодром «Восточный», технический комплекс РКН «Союз-2», указанных в требовании ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от --, в полном объёме не исполнило.
При этом, в рамках исполнительного производства ---ИП от -- АО «ЦЭНКИ» не представлены какие-либо доказательства того, что должник-организация не имела возможности исполнить вступившее в законную силу решение Свободненского городского суда Амурской области от 10.10.2019 по делу -- по объективным причинам, не доказан факт невозможности исполнения указанного решения суда в срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя, а именно до --.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, материалов исполнительного производства ---ИП, вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда от -- удовлетворены исковые требования прокурора космодрома «Восточный», действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». С учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда в срок до 31 декабря 2020 года на ФГУП «ЦЭНКИ» возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ.
04.03.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району на основании исполнительного листа от 10.10.2019 ФС -- возбуждено исполнительное производство ---ИП.
14.05.2021 постановление о возбуждении исполнительного производства ---ИП направлено в адрес должника по электронной почте.
06.09.2011 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области в отношении должника вынесено постановлении о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, который уплачен должником в полном размере.
Ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области АО «ЦЭНКИ» выставлено требование об исполнении решения суда в срок до 24.09.2021.
01.10.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области в отношении АО «ЦЭНКИ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
11.10.2021 постановлением начальника отделения – старшим судебным приставом МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области АО «ЦЭНКИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, противоправного бездействия, которое выражалось бы в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Так, согласно материалам административного дела, 08 июля 2021 года АО «ЦЭНКИ» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2021 года, ссылаясь на информационное письмо Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года № 3535-П49 «О ходе строительства космодрома «Восточный» с предложениями, направленными на обеспечение ввода объектов космодрома в эксплуатацию, в установленные сроки, получившего согласование Президента Российской Федерации 23 апреля 2021 года, согласно которому плановый срок завершения строительства по трем объектам, в том числе стартовому комплексу PH «Союз-2», установлен на 4 квартал 2021 года.
Определением Свободненского городского суда от 22.07.2021 АО «ЦЭНКИ» в удовлетворении заявления в предоставлении отсрочки отказано.
15.12.2021 апелляционным определением Амурского областного суда определение Свободненского городского суда от 22.07.2021 года отменено, предоставлена Акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» отсрочка исполнения решения Свободненского городского суда от 10 сентября 2019 года по иску прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» об обязании устранить выявленные нарушения требований градостроительного законодательства, изложенные в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, до 31 декабря 2021 года.
При этом, предоставляя отсрочку исполнения решения суда от 19.10.2019, Амурским областным судом было указано на то, что невозможность исполнения решения суда должником в установленные сроки носит объективный характер, связанный с осуществлением необходимых мероприятий, направленных на завершение строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, что препятствует совершению действий направленных на своевременное исполнение судебного акта.
Вместе с тем, принимая решение о привлечении АО «ЦЭНКИ» к административной ответственности, в постановлении от 11.10.2021, должностным лицом МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области было необоснованно принято во внимание не вступившее в законную силу определение Свободненского городского суда от 22.07.2021, несмотря на то, что о ходе движения заявления АО «ЦЭНКИ» об отсрочке исполнения решения суда, подаче частной жалобы на определение суда МОСП по г. Свободному и Свободненскому району, было проинформировано, что следует из материалов исполнительного производства.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что в действиях АО «ЦЭНКИ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Наличие же на момент вынесения оспариваемого постановления вступившего в законную силу постановления ведущего судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в отношении АО «ЦЭНКИ», а также неисполненного решения суда на момент рассмотрения жалобы, на что указано должностными лицами, при установленных обстоятельствах, не может свидетельствовать об обоснованности привлечения АЭ «ЦЭНКИ» 11.10.2021 к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Свободному и Свободненскому району от 11.10.2021, вынесенное в отношении АО «ЦЭНКИ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях АО «ЦЭНКИ» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя АО «ЦЭНКИ» ФИО5 на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от 11.10.2021 удовлетворить.
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от 11.10.2021, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении АО «ЦЭНКИ» отменить.
Производство по делу в отношении АО «ЦЭНКИ» прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Судья О.А. Сиваева
В окончательной форме решение принято 24 января 2022 г.