судья 1 инстанции: Тощева Е.А. Дело №21-371/2023
дело 1 инстанции: №12-151/2023
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2023 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. – Борисовой А.М., представителя Службы финансового надзора Республики Крым – Маслова П.А., представителя директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. – Журавлёвой Т.В., протест заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. на решение судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур Оксаны Валентиновны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 14 марта 2023 года №3 прекращено производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур Оксаны Валентиновны, в связи с отсутствием в действиях указанного лица состава административного правонарушения.
Решением судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 мая 2023 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
На указанный судебный акт заместителем прокурора Республики Крым Булгаковым С.В. принесен протест с указанием на незаконность решения судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 мая 2023 года и необходимостью направления дела на новое рассмотрение, поскольку не исследованы факты направления Мазур О.В. предложений о заключении дополнительного соглашения к Соглашению и доказательства в виде документации Министерства транспорта Республики Крым.
В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. по доверенности – Борисова А.М. протест подержала, просила его удовлетворить.
Представитель Службы финансового надзора Республики Крым по доверенности - Маслов П.А. считал решение суда законным и обоснованным, а доводы протеста несостоятельными.
Представитель директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. по доверенности – Журавлёва Т.В. также считала решение суда законным и обоснованным, а доводы протеста несостоятельными.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы протеста, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, что влечёт наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Центрального района города Симферополя Республики Крым проверкой исполнения бюджетного законодательства и соблюдения условий предоставленной Министерством транспорта Республики Крым ГУП РК «Крымавтотранс» субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры: автостанционной сети Республики Крым, установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ - срок истечения действия Соглашения №.2 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым, заключенного 18.05.2022 между Министерством транспорта Республики Крым (в лице заместителя министра Лукашенко Н.Н.) и ГУП РК «Крымавтотранс» (в лице директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В.), нарушены условия предоставления субсидии: не достигнуты показатели результативности, указанные в п.1.2 названного Соглашения.
В связи с чем, постановлением заместителя прокурора Центрального района города Симферополя Республики Крым от 30 января 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мазур Оксаны Валентиновны с указанием даты совершения правонарушения – 01 января 2023 года.
Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 14 марта 2023 года производство по делу об административном правонарушении №3 по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур Оксаны Валентиновны прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку, исходя из исследованных документов и пояснений, должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что директором ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В были предприняты все необходимые действия и меры с целью надлежащего выполнения Соглашения №01-05/2022-04.2, заключенного в рамках Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым от 14.07.2022 №1».
Так, постановлением Совета министров Республики Крым от 01.04.2020 №184 утверждён Порядок предоставления за счёт средств бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на капитальный ремонт, ремонт и благоустройство объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым» (далее - Порядок).
Пунктом 1.3 названного Порядка определено, что целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым», утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.12.2018 №690 (далее - Государственная программа).
18 мая 2022 года между Министерством транспорта Республики Крым в лице заместителя Министра - Лукашенко Н.Н. (Главный распорядитель) и ГУП РК «Крымавтотранс» в лице директора - Мазур О.В. (далее - Получатель) заключено Соглашение №01-05/2022-04.2 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым (далее - Соглашение).
Согласно п.п. 1.1 Соглашения, предметом соглашения является предоставление субсидии из бюджета Республики Крым в 2022 году на финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым», утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.12.2018 №690 (далее - Субсидия).
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что показателем результативности пользования субсидии является достижение Получателем субсидии показателя Программы - Проведение ГУП РК «Крымавтотранс» капитального ремонта 1 (одной) единицы объекта инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым - автостанции «Западная» по адресу: <адрес>, состоящей из: административного здания (Литер А), площадью 636,4 кв.м. – КН №, в том числе, навес (Литер Б), площадью 1082,4 кв.м., КН №.
Выполнение Получателем субсидии показателей результативности является обязательным условием предоставления субсидии.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю, как получателю средств бюджета Республики Крым по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, в следующем размере: в 2022 году - 48 139 025 рублей 35 копеек.
Из подпункта 2.1.1 Соглашения следует, что субсидия предоставляется в течение 60 календарных дней со дня заключения Соглашения при предоставлении Получателем субсидии заявки о предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым», согласно приложению 2 к настоящему Соглашению с приложением копий контрактов (договоров) с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), осуществляющими выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров.
В соответствии с подпунктом 2.2.1 Соглашения, Главный распорядитель обязуется обеспечить перечисление денежных средств в форме Субсидии после предоставления Получателем субсидии документов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2.1 раздела 2 Соглашения, пропорционально заявленной сумме Субсидии, в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих денежных средств из бюджета Республики Крым на счет Главного распорядителя.
Подпунктом 2.1.3 Соглашения установлена обязанность Получателя Субсидии обеспечивать достижение значений показателей результативности использования Субсидии, указанных в п. 1.2 раздела 1 Соглашения.
Согласно п. 3.1 Соглашения, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязанностей по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 14 июля 2022 года ГУП РК «Крымавтотранс» в адрес Министерства транспорта Республики Крым направлена заявка о предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение затрат, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым» от 14.07.2022 №1 в сумме 48 139 025,35 рублей, по результатам рассмотрения которой 20 июля 2022 года Министерством транспорта Республики Крым дан ответ о том, что к Заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих потребность в средствах на реализацию мероприятий, осуществляемых за счет средств Субсидии.
Так, в рамках доведенных Министерством транспорта Республики Крым лимитов бюджетных обязательств ГУП РК «Крымавтотранс» 22.06.2022 заключило с ООО «КРЫМ ТРАНС ПРОЕКТ» государственный контракт № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Капитальный ремонт автостанции «Западная» по адресу: <адрес>.
В соответствии с Контрактом, оплата фактически выполненных и принятых работ, предусмотренных Графиком производства работ, который заполняется Подрядчиком после подписания Контракта и до начала работ, производится ГУП РК «Крымавтотранс» промежуточными платежами в течение 10 рабочих дней после подписания ГУП РК «Крымавтотранс» справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приеме выполненных работ (форма КС-2) с отметкой о приеме выполненных работ лицами, ответственными за осуществление авторского и технического надзора, и иных документов. Таким образом, в Заявке ГУП РК «Крымавтотранс» должна быть указана сумма фактически выполненных и принятых работ Подрядчиком на дату подачи Заявки.
Таким образом, субсидия ГУП РК «Крымавтотранс» считается доведенной, порядок перечисления денежных средств установлен в соответствии с условиями заключенного ГУП РК «Крымавтотранс» контракта на производство строительно-монтажных работ.
В соответствии с п.4.1 Соглашения, оно вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 31.12.2022.
На 31.12.2022 ГУП РК «Крымавтотранс» освоила выделенную субсидию лишь на сумму 11200 633,07 руб., что составило 23,3%.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2022 - срок истечения действия Соглашения - ГУП РК «Крымавтотранс» условия предоставления Субсидии, а именно: достижение Получателем субсидии показателей результативности, указанные в п. 1.2 Соглашения не выполнено.
Как указано в обжалованном в суд постановлении, в ходе рассмотрения административного материала, начальником Службы были опрошены:
- директор ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В., которая письменно поясняла, что ею были предприняты все действия с целью надлежащего выполнения действующего законодательства и целей показателей Государственной программы Республики Крым «Развитие транспортного комплекса Республики Крым от 14.07.2022 №1» невыполнения условий Соглашения №01-05/2022-04.2;
- заместитель министра транспорта Республики Крым - начальник управления экономики и финансов Олейник Л.Г., которая пояснила, что, заключённое Соглашение №01-05/2022-04.2 в указанные в нём не было исполнено по объективным причинам, перенос неиспользованной суммы субсидии на 2023 год согласован в соответствии с письмом министра финансов Республики Крым, Министерством транспорта Республики Крым 27.01.2023 №13 издан приказ «О принятии решения о наличии потребности ГУП РК «Крымавтотранс» в 2023 году в остатках субсидии из бюджета Республики Крым на капитальный ремонт, ремонт благоустройство объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым, не использованных в 2022 году», которым на директора ГУП РК «Крымавтотранс» возложена персональная ответственность по исполнению названого приказа в части целевого расходования предприятием в 2023 году неиспользованных в 2022 году остатков субсидии из бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение затрат, связанных, с капитальным ремонтом, ремонтом и благоустройством объектов инфраструктуры автостанционной сети Республики Крым в рамках реализации Государственной программы Республики Крым «Развитее транспортного комплекса Республики Крым» в размере 36 938 392,28 руб., а также сообщила, что дополнительное соглашение к Соглашению №01-05/2022-04.2 по переносу сроков о выполнении результативности не заключалось, так как согласно п.4.1 действие Соглашения - до 31 декабря 2022 года и до полного исполнения обязательств по настоящему Соглашению. На письма ГУП РК «Крымавтотранс» об изменении срока исполнения контрактов и срока действия Соглашения Министерством транспорта Республики Крым были даны ответы, которые, однако, не были предоставлены.
Судья районного суда согласился с выводами начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. о наличии оснований для прекращения производства по административному правонарушению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав положения действующего законодательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшегося судебного решения в силу следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в нарушении юридическим лицом и физическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым предоставлены бюджетные субсидии, условий их предоставления.
При этом, согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Как следует из Отчёта Крымского филиала Федерального автономного учреждения «РосКапСтрой» от 19 сентября 2022 года, осуществлявшего строительный контроль на выполнением строительно-монтажных работ по объекту «Капитальный ремонт автостанции «Западная» по адресу: <адрес>», отставания от представленного графика производства работ не наблюдалось.
10, 17, 24 октября 2022 года в адрес Министерства транспорта Республики Крым поступали письма главного инженера Петренко Д.Б., директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В., в которых сообщалось об отставании от календарного графика выполнения работ, в связи с чем, возможен срыв сроков окончания строительно-монтажных работ в срок до 01 декабря 2022 года.
При этом, 21 октября 2022 года директором ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. в адрес ООО «КРЫМ ТРАНС ПРОЕКТ» была направлена соответствующая претензия.
По результатам выяснения причин отставания выполнения работ, 28 октября 2022 года ООО «КРЫМ ТРАНС ПРОЕКТ» сообщило директору ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. о задержке поставок материалов и оборудования, связанных с непредвиденной ситуацией на Крымском мосту, и об установленном Главой администрации (губернатором) Краснодарского края временном ограничении движения отдельных грузовых автотранспортных средств на территории Краснодарского края, которое запрещает движение грузовых автомобилей в сторону Крымского моста и Керченской переправы.
При этом, к данному письму были приложены многочисленные копии писем в ООО «КРЫМ ТРАНС ПРОЕКТ» от поставщиков – юридических лиц.
07, 14, 21, 28 ноября и 05, 12, 19 декабря 2022 года в адрес Министерства транспорта Республики Крым директором ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. письмами об отставании от календарного графика выполнения работ и необходимости, в связи с этим, переноса финансовых средств на период 2023 года по причине срыва сроков окончания строительно-монтажных работ.
Кроме того, письмами от 14, 16, 19 и 27 декабря 2022 года в адрес Министерства транспорта Республики Крым директором ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. сообщалось, что просрочка сроков выполнения строительно-монтажных работ возникла в связи с нарушением логистики поставки строительных материалов, не производимых на территории Республики Крым, вследствие теракта на Крымском мосту, произошедшим 08 октября 2022 года. Кроме того, с целью обеспечения надёжности и безопасности здания, сообщено о возникновении необходимости внесения изменений в рабочую документацию по капитальному ремонту автостанции «Западная».
Следует отметить, что информация о случившемся теракте на Крымском мосту 08 октября 2022 года и ограничении движения транспорта в Крым являлась общеизвестной.
В вышеприведенных письмах директор ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. просила Министерство остаток целевой субсидии в сумме 36938392, 28 руб. разрешить использовать на эти же цели в 2023 году.
Таким образом, письма директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. свидетельствуют о том, что Министерство транспорта Республики Крым было поставлено в известность о срыве графика осуществления строительно-монтажных работ по объекту и невозможности их окончания в 2022 году.
При этом, необходимо отметить, что именно ООО «КРЫМ ТРАНС ПРОЕКТ» определено единственным подрядчиком по вышеуказанному Контракту распоряжением Главы Республики Крым от 10.06.2022 №745-рг.
Несмотря на то, что перечисление денежных средств осуществлялось для оплаты фактически выполненных работ подрядчиком на объекте, 26 декабря 2022 года Министерством произведена оплата ГУП РК «Крымавтотранс» остатка вышеуказанных денежных средств в полном объёме.
Распоряжением же Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2022 года №2316-р установлено, что при исполнении Государственного контракта № на выполнение строительно-монтажных работ «Капитальный ремонт автостанции «Западная» по адресу: <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ стороны Контракта в соответствии с мотивированным предложением об изменении существенных условий Контракта вправе по соглашению сторон Контракта внести в Контракт изменения в части:
продления срока выполнения работ до 1 июня 2023 года;
продления срока действия Контракта до 1 июля 2023 года, а также других существенных условий Контракта, необходимость изменения которых возникает в результате внесенных изменений.
30 декабря 2022 года, в соответствии с вышеуказанным распоряжением Совета министров Республики Крым, ГУП РК «Крымавтотранс» с ООО «КРЫМ ТРАНС ПРОЕКТ» было заключено дополнительное соглашение № к Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение строительно-монтажных работ, которым предусмотрено продление сроков выполнения работ до 01 июня 2023 года, продление срока действия Контракта до 01 июля 2023 года.
Указанные обстоятельства получили надлежащую оценку должностным лицом Финнадзора, в связи с чем, в обжалуемом решении обоснованно установлено, что директором ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению условий предоставления субсидии: меры по достижению показателя результативности до 31.12.2022.
Доводы заместителя прокурора Республики Крым о том, что директор ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур О.В. не просила Министерство транспорта Республики Крым о необходимости переноса показателей результативности субсидии и не уведомляло о недостижении показателей результативности субсидии противоречат материалам дела: содержанию вышеприведенных писем Мазур О.В.
При этом, согласно пункту 6.1 Соглашения, изменение настоящего Соглашения может осуществляться по инициативе обоих сторон.
Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену или изменение решения районного суда, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГУП РК «Крымавтотранс» Мазур Оксаны Валентиновны, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись Н.В. Кучеренко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>