Дело № 21-53/2020
Судья: Сядарова Н.И.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
20 февраля 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Никифорова А.Н. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Тепловодоканал» Никифорова А.Н.,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 ноября 2019 года директор ООО «Тепловодоканал» Никифоров А.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 00 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики, датированным 18 декабря 2019 года, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Никифоров А.Н. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, считая их незаконными. В обоснование жалобы указывает, что раскрыл необходимую информацию после составления протокола об административном правонарушении, о чем уведомил административный орган, в связи с чем полагает возможным назначения ему административного наказания в виде предупреждения. Указывает, что суд необоснованно указал в решении об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, при этом в жалобе и в суде он не просил о применении указанной статьи. Также считает, что суд необоснованно лишил его права, как лица, раскаявшегося, добровольно прекратившего противоправное деяние и исполнившего требования закона до вынесения постановления, применения в отношении заявителя требований ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Просит учесть, что является субъектом малого предпринимательства.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения Никифорова А.Н., прихожу к следующим выводам.
Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, являются субъектами розничных рынков.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти утверждают стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года № 24, устанавливает требования к составу информации, порядку, способам и срокам ее раскрытия. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
ООО «Тепловодоканал» осуществляет регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики, является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии потребителям.
В ходе систематического наблюдения анализа за исполнением обязательных требований, установленных постановлением Правительства РФ № 24 от 21 января 2004 года «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии», проведенного в соответствии с постановлением правительства РФ № 543 от 27 июня 2013 года «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 561 от 30 декабря 2013 года «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)», административным регламентом исполнения Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам государственной функции «Об утверждении административного регламента осуществления Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)», утвержденным приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 29 августа 2018 года № 01/06-841 за 1 полугодие установлено, что по состоянию на 21 октября 2019 года на официальном сайте ООО «Тепловодоканал» не раскрыта следующая информация:
- о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения, не включаемых в плату за технологическое присоединение на 2019 года;
- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии, о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше, о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по подстанциям и распределительным пунктам напряжением ниже 35 кВ м дифференциацией по всем уровням напряжения за 1 и 2 кварталы 2019 года;
- о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков за январь-июнь 2019 года;
- о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям за январь – марта 2019 года;
- о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг за 1, 2 кварталы 2019 года;
- об отчетах о реализации инвестиционной программы и обосновывающих их материалах за 1 квартал 2019 года;
- о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих их энергопринимающих устройств в пользу иных лиц в 2019 году;
- об объеме и стоимости электрической энергии (мощности) за расчетный период, приобретенной по каждому договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии за январь – июнь 2019 года.
В нарушение абз. 2 п. 4 указанного Стандарта № 24 в Госслужбу не сообщено о раскрытии на официальном сайте общества ранее опубликованной информации:
- годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность;
- структура и объем затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг;
- о ценах (тарифах) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование, включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
- об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
- об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу, и обосновывающих ее материалах;
- о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении директора ООО «Тепловодоканал» Никифорова А.Н. дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, а также вынесения постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ.
Как следует из актов, основанием для привлечения к ответственности послужил установленный административным органом факт несоблюдения должностным лицом общества обязанности по опубликованию информации, подлежащей размещению в соответствии с подпунктом «б», абз. 6-8 подпункта «г», абз. 9 подпункта «г», подпунктов «д», «е», «и», «н», «р», «т» пункта 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2004 года № 24, в установленный срок.
Факт совершения Никифоровым А.Н. вмененного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку нарушения устранены до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, административное правонарушение совершено впервые и не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Ссылаясь на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, заявитель в жалобе не указывает на какие-либо конкретные (исключительные) обстоятельства данного дела.
Нарушение субъектом розничного рынка электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации препятствует эффективному осуществлению контроля, следовательно, совершенное деяние содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений и порядок государственного регулирования в области энергетики.
Устранение выявленных административным органом нарушений не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее Никифорова А.Н. от ответственности.
В рассматриваемом случае назначенное Никифорову А.Н. административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьей 1.2, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ.
Административным органом и судом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи. Оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела не установлено.
Доводы жалобы со ссылкой на положения ст. 4.1.1 КоАП РФ о необходимости замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение подлежат отклонению. Наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения.
Доводы жалобы о том, что заявитель не просил признать вмененное ему правонарушение малозначительным, между тем, в судебном решении указано на отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, также не являются основанием для отмены судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Вместе с тем решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики, датированное 18 декабря 2019 года, подлежит изменению путем указания датой его вынесения 23 декабря 2019 года, вместо 18 декабря 2019 года.
Резолютивная часть решения по настоящему делу об административном правонарушении объявлена судьей районного суда 18 декабря 2019 года, в полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2019 года.
Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ датой вынесения решения по данному делу об административном правонарушении является 23 декабря 2019 года, тогда как в обжалуемом судебном акте днем его вынесения ошибочно указано 18 декабря 2019 года.
Кроме того, из описательно – мотивировочной части решения подлежит исключению указания на то, что был заявлен довод о том, что административное правонарушение, совершенное Никифоровым А.Н., является малозначительным, поскольку при подаче жалобы в Красноармейский районный суд такой довод не заявлялся.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики, датированное 18 декабря 2019 года, изменить, указав датой его вынесения «23 декабря 2019 года», вместо «18 декабря 2019 года».
Исключить из описательно - мотивировочной части решения указание на то, что был заявлен довод о том, что административное правонарушение является малозначительным.
В остальной части решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года, постановление руководителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 11 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Тепловодоканал» Никифорова А.Н. оставить без изменения, жалобу Никифорова А.Н. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова