Дело №
УИД 33RS0№-63 копия
Решение
именем Российской Федерации
05 августа 2024 года адрес
Петушинский районный суд * адрес в составе:
Председательствующего Карташовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания *
с участием:
представителя заявителя иска старшего помощника прокурора адрес- *
представителя ответчика ФГБУЗ «Медицинский центр Решма» ФМБА *, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес, действующего в интересах *, к Министерству здравоохранения * адрес, ФГБУЗ «Медицинский центр Решма» ФМБА России о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
адрес, действуя в интересах *, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения * адрес, Клинике «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, в котором, с учетом уточнений просит:
1.Обязать Министерство здравоохранения * адрес, ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России обеспечить * лекарственным препаратами эназалутамид, гозерилин, абиратерон на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данных лекарственных препаратов.
2. Взыскать с Министерства здравоохранения * адрес, ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России в пользу * компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей за несвоевременное обеспечение лекарственными препаратами эназалутамид 40 мг № уп., гозерилин 3,6 № уп., абиратерон 250 мг. № уп., гозерилин 3,6 мг. № уп., абиратерон 250 мг. № уп.
Решение в части обеспечения лекарственным препаратом просит обратить к немедленному исполнению.
Протокольным определением суда от дата ненадлежащий ответчик Клиника «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России был заменен на надлежащего ответчика ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» ФМБА России.
В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки выявлено, что *, является инвалиадрес группы по общему заболеванию, состоит на диспансерном учете в рамках оказания первично медико-санитарной помощи в Клинике «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России с диагнозом С61 злокачественное новообразование предстательной железы. На основании заключения врача-онколога ГБУЗ ВО «ОКОД» от дата * рекомендовано: обезболивающая терапия, Бусерилин 3,75 мг/сут в/м - 1 раз в 28 дней или Гозерилин 3,6 п/к - 1 раз в 28 дней; Золедроновая кислота 4 мг в/в капельно 1 раз в 28 дней; Абиратерон ацетат 1000 мг/сут в/м+ Преднизолон 10 мг/сут или Энзалутамид 160 мг/сут., которыми он не обеспечен. Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения * адрес, ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» ФМБА России по организации своевременного обеспечения лекарственным препаратом, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, в связи с чем, * были причинены нравственные страдания, моральный вред.
Представитель заявителя иска старший помощник прокурора адрес * в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.
Истец - *, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. В представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с плохим самочувствием. В заявлении указала, что он иене был обеспечен лекарственным препаратами эназалутамид, гозерилин, абиратерон с декабря 2023 по май 2024 год, в связи с чем испытывал моральные страдания, нервничал, переживал. Данные лекарственные препараты в аптеке приобрести нельзя, в связи с чем он не мог начать лечение, а без них он плохо себя чувствует.
Представитель ответчика ФГБУЗ «Медицинский центр Решма» ФМБА России и третьего лица Клиника «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА * - начальник филиала Клиника «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, действующая по доверенности, в судебном заседании указала, что вины учреждений в не обеспечении лекарственными препаратами не имеется. Они своевременно выписали рецепт, направили заявку в Министерство здравоохранения * адрес, в которой указали лекарственные препараты, их дозировку и количество. Просила отказать в удовлетворении иска к ФГБУЗ «Медицинский центр Решма» ФМБА России.
Ответчик - Министерство здравоохранения * адрес в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено, возражений относительно иска не представили.
Третье лицо - ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено.
Третье лицо - ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения * адрес» в судебное заседание своего представителя не направило, о дне слушания дела извещено. Ранее в письменном отзыве указали, что учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей на основании приказов, распоряжений Министерства здравоохранения * адрес в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения * адрес министерством.
Учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, огласив показания свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Федеральный закон от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).
В силу статей 10 и 19 вышеуказанного федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 80 указанного закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от дата № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Положениями статьи 13 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением * адрес от дата № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).
Согласно пункту 1 данного Положения им устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения * адрес лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
В силу подпункта 2.1 пункта 1.2.1 указанного Положения бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от дата № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Так, в разделах Перечня № «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано - «все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)».
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пунктом 45 части 1 статьи 44 Федерального закона от дата № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
* адрес от дата № утверждено Положение о Министерстве здравоохранения * адрес согласно которому Министерство здравоохранения * адрес, являясь правопреемником Департамента здравоохранения * адрес, осуществляет полномочия по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от дата № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством * адрес, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункты 2.1., 2.2., 2.11., 2.15 Положения).
Из вышеприведенных законоположений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.
Организация такого обеспечения на территории * адрес относится к компетенции Министерства здравоохранения * адрес, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.
Министерство здравоохранения * адрес выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.
Непринятие таких мер либо ненадлежащее исполнение обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями и лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
Судом установлено, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата №-р утверждены перечни организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, согласно которому к Перечню медицинских организаций, подлежащих обслуживанию ФМБА России, отнесено Открытое акционерное общество «Покровский завод биопрепаратов», адрес, * адрес, а к Перечню территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, отнесен адрес * адрес.
Согласно приказу руководителя ФМБА * Уйба от дата №у внесены изменения в Устав ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, согласно которому Устав Учреждения дополнен пунктом 2.3 следующего содержания:
2.3. В структуру Учреждения входят следующие обособленные подразделения:
Филиал - Клиника «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России, расположенный по адресу: 601125, * адрес.
Из материалов дела следует, что *, дата года рождения, является инвалиадрес группы по общему заболеванию.
Установлено, что * состоит на диспансерном учете в рамках оказания первично медико-санитарной помощи в Клинике «Вольгинская» ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России с диагнозом С61 злокачественное новообразование предстательной железы.
Заключением врача-онколога ГБУЗ ВО «ОКОД» от дата * рекомендовано: обезболивающая терапия, Бусерилин 3,75 мг/сут в/м - 1 раз в 28 дней или Гозерилин 3,6 п/к - 1 раз в 28 дней; Золедроновая кислота 4 мг в/в капельно 1 раз в 28 дней; Абиратерон ацетат 1000 мг/сут в/м+ Преднизолон 10 мг/сут или Энзалутамид 160 мг/сут.
Согласно материалам дела и амбулаторной медицинской книжкой истца (обозревалась в судебном заседании) * в 2024 году обращался на прием к врачу-терапевту участковому для выписывания рецептов на льготные лекарственные препараты, а именно:
дата - Эназалутамид 40 мг № уп. (рецепт 17 24 № от дата);
дата - Гозерилин 3,6 № уп. (рецепт 17 24 № от дата);
дата - Абиратерон 250 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата);
дата - Гозерилин 3,6 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата);
дата - Абиратерон 250 мг. № уп. (рецепт 17 24 №от дата).
дата направлена заявка в ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения * адрес» о закупке льготных лекарственных препаратов для *
Согласно сведениям, полученным из ООО «Медилон-Фармимэкс» в дефектуре для нужд пациента * числятся рецепты: Эназалутамид 40 мг № уп. (рецепт 17 24 № от дата); Гозерилин 3,6 № уп. (рецепт 17 24 № от дата); дата - Абиратерон 250 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата); дата - Гозерилин 3,6 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата); дата - Абиратерон 250 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата).
Согласно сведениям полученным из ООО «Медилон-Фармимэкс» по состоянию на дата:
- препарат Гозерилин 3,6 № уп. (рецепт 17 24 № от дата) находится в дефектуре.
Абиратерон 250 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата) выдан дата, Гозерилин 3,6 мг. № уп. (рецепт 17 24 № от дата) выдан дата, Эназалутамид 40 мг № уп. (рецепт 17 24 № от дата) выдан дата.
Исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, истец вправе получать назначенные лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, установлено, что истец не был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами, что нарушило его право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Ввиду не обеспечения истца лекарственными препаратами, он не может осуществить рекомендованное лечение.
В результате не обеспечения льготными лекарственными препаратами нарушены права истца на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.
Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отсутствие или недостаточное финансирование не может являться основанием для невыполнения установленных Конституцией РФ и федеральными законами социальных гарантий.
Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд полагает заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами обоснованными.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимым лекарственным препаратом в течение длительного времени (с декабря 2024 года по май 2024) вследствие ненадлежащей реализации ответчиком своих полномочий нарушило право * на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье, суд полагает, что в данном случае * причинены нравственные страдания, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального вреда является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей. При определении данной суммы суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и характер нарушенных прав, а также индивидуальные особенности *, его возраст, тяжесть заболевания, нуждаемость в значительном количестве лекарственных препаратов, перерыв в лечении неблагоприятно сказывается на его состоянии здоровья.
Исходя из того, что отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд полагает заявленные требования в части возложения обязанности обеспечить лекарственными препаратами обоснованными.
При этом, данная обязанность в силу закона лежит на органе власти субъекта РФ - Министерстве здравоохранения * адрес, в связи с чем, обязанность по исполнению решения должна быть возложена судом на него. Оснований для удовлетворения иска к ФГБУЗ «Медицинский центр Решма» ФМБА России не имеется.
Нуждаемость истца в данных лекарственных препаратах по жизненным показаниям установлена представленными в материалы дела документами и не отрицалась лицам, участвующим в деле, как и не отрицалось то обстоятельство, что обеспечение лекарственными препаратами * осуществляется с недопустимыми отсрочками, рецепты находились в дефектуре, что приводит к прерыванию лечения, следовательно, негативным образом сказывается на здоровье истца. При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на Министерство здравоохранения * адрес обеспечить истца лекарственными препаратами эназалутамид, гозерилин, абиратерон на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данных лекарственных препаратов.
Принимая во внимание характер заболевания и возраст истца, суд находит подлежащей удовлетворению просьбу истца о незамедлительном исполнении решения суда в части обеспечения истца лекарственными препаратами в соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, поскольку промедление в приеме назначенных по жизненным показаниям и дорогостоящих лекарственных препаратов может привести к ущербу для жизни и здоровья пациента.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора адрес - удовлетворить частично.
Куприянов А.В.">Обязать Министерство здравоохранения * адрес (ИНН № обеспечить * лекарственными препаратами эназалутамид, гозерилин, абиратерон на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены данных лекарственных препаратов.
Куприянов А.В.">Решение в части обеспечения лекарственными препаратами обратить к немедленному исполнению.
Куприянов А.В.">Взыскать в пользу * (СНИЛС №) с Министерства здравоохранения * адрес (ИНН № компенсацию морального вреда в размере * рублей 00 копеек (десять тысяч рублей 00 копеек).
Куприянов А.В.">В удовлетворении исковых требований к ФГБУЗ «Медицинский центр Решма» ФМБА России отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во * областной суд через Петушинский районный суд * адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено: дата
Судья Петушинского районного суда подпись Н.А. Карташова