Дело № 5-217/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 10 августа 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев материалы об административном правонарушении предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении
Акционерного общества «Жилищно-эксплуатационной управляющая компания «Заречная», <иные данные>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
13 июля 2023 года ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП по Республике Марий Эл Х.И.С. в отношении АО «ЖЭУК «Заречная» составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренным ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником исполнительного документа.
Согласно протоколу, на исполнении находится исполнительное производство № от 15.07.2011 об обязании АО «ЖЭУК «Заречная» в срок до 01 сентября 2011 года в многоквартирных жилых домах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности: устранить применение горючих материалов для окраски стен на путях эвакуации (поэтажные коридоры, лестничная клетка, холлы); устранить загромождение путей эвакуации (поэтажных коридоров) деревянными ящиками и другими горючими материалами; привести в исправное состояние противопожарные системы и установки, помещения оборудовать установками автоматической пожарной сигнализации; установить систему оповещения и управления эвакуацией; в помещениях пожарного поста организовать круглосуточное дежурство; диспетчерские пункты (пожарный пост) обеспечить телефонной связью и исправными электрическими фонарями; все пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектовать исправными рукавами и стволами; на зданиях разместить указатели размещения ближайших пожарных гидрантов; на этажах установить двери, предусмотренные проектом; на этажах двери в незадымляемую лестничную клетку остеклить неармированным стеклом; установить на дверях лестничной клетки устройства для самозакрывания (доводчики); в приквартирных коридорах электросветильники закрыть защитными колпаками: предусмотреть автоматическую противодымовую защиту лифтовых шахт; пути эвакуации оборудовать аварийным освещением; двери камер мусоросборников закрыть на замок; мусоросборные камеры защитить по всей площади спринклерными оросителями; помещения обеспечить первичными средствами пожаротушения; устранить в переходах в незадымляемую лестничную клетку по открытой воздушной зоне загромождения бытовым мусором; обеспечить возможность эксплуатации эвакуационных путей и выходов в незадымляемую лестничную клетку; обеспечить возможность свободного открывания двери изнутри без ключа в местах изменения объемно планировочных решений; ухудшающих условия безопасной эвакуации людей.
20 июня 2023 года должнику АО «ЖЭУК «Заречная» вручено от 20 июня 2023 года постановление о совершении должником обязательных действии, в соответствии с которым Общество обязано исполнить решение суда по исполнительному производству № от 24 июня 2011 года, а именно: <иные данные>.
04 июля 2023 года в 14 часов 00 минут должник АО «ЖЭУК «Заречная» обязано явиться в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу, <адрес> и предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда, а в случае неисполнения в установленный срок требовании исполнительного документа предоставить объяснения по факту неисполнения предъявленных требовании.
В нарушение ст.ст.6, 14, 64, 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», ч.2 ст.12 ФЗ «О судебных приставах» должник АО «ЖЭУК «Заречная» в установленный срок, 03 июля 2023 года, не исполнил требования, содержащиеся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 20 июня 2023 года, а именно: <иные данные>.
Решение Йошкар-Олинского городского суда РМЭ по делу № до настоящего времени не исполнено, исполнительное производство не является приостановленным судом, отсрочка в исполнении решения суда должнику не предоставлялась.
В судебное заседание законный представитель АО «ЖЭУК «Заречная», его защитник, представитель административного органа не явились, извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суду представлены письменные возражения защитника АО «ЖЭУК «Заречная» на протокол об административном правонарушении с дополнением.
Ст.помощник прокурора г.Йошкар-Олы Сушкова Г.А. суду пояснила, что должник во исполнение решения суда производит работы, соответствующие составленному им графику и плану с учетом объема работ и наличия денежных средств для исполнения. Привлечение к административной ответственности должника по исполнительному производству и назначение наказания в виде административного штрафа может повлечь негативные последствия для исполнения решения суда при отсутствии достаточных денежных средств у должника.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1 «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Частью 1 ст.12 ФЗ от 21.071997 №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст.6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
В соответствии с ч.2 ст.113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
Согласно ст.105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
06 апреля 2011 года выдан исполнительный лист об обязании ОАО «ЖЭУК «Заречная» в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
20 июня 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий со сроком исполнения этих действий до 03 июля 2023 года и 04 июля 2023 года в 14 часов 00 минут должник – АО «ЖЭУК «Заречная» обязан был явиться в службу судебных приставов и представить документы, подтверждающие исполнение решения суда.
Данным постановлением должник предупрежден об ответственности за невыполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Требования исполнительного документа должником – АО «ЖЭУК «Заречная» в установленный судебным приставом-исполнителем срок не были исполнены.
Этим же постановлением от 20 июня 2023 года, а так же извещением от 20 июня 2023 года АО «ЖЭУК «Заречная» в лице законного представителя - директора В.О.Е. было извещено о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ на 04 июля 2023 года в 14 часов 00 минут по адресу службы судебных приставов.
Однако, протокол об административном правонарушении в отношении АО «ЖЭУК «Заречная» по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ составлен в отсутствии законного представителя юридического лица 13 июля 2023 года.
При этом, материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении АО «ЖЭУК «Заречная» о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ на 13 июля 2023 года.
Извещение от 04 июля 2023 года защитника АО «ЖЭУК «Заречная» В.Е.М., действующей на основании доверенности от 12 августа 2022 года, о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ на 13 июля 2023 года, нельзя признать надлежащим.
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, либо защитник юридического лица, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
В возражениях на протокол об административном правонарушении защитником АО «ЖЭУК «Заречная» указано, что права юридического лица были нарушены, поскольку законный представитель не был извещен о составлении протокола.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных норм протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. (Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (вопрос № 18).
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вмененного административного правонарушения.
Несоблюдение указанных выше процессуальных требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку составления и вручения протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
На основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу норм права, закрепленных в КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Установленное существенное нарушение процессуальных требований названного Кодекса, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является неустранимым.
Таким образом, суд приходит к выводу от необходимости признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, что влечет прекращение производства по делу за отсутствием события правонарушения, на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Жилищно-эксплуатационная управляющая компания «Заречная» прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ермолаева М.Л.