Дело № 2-807/2024
43RS0003-01-2023-005741-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2024 года г.Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Л.,
при секретаре Широковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-807/2024 по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа №19" города Кирова о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Управления Роспотребнадзора по Кировской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Киров" о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование требований указано, что управлением в период с 08.04.2022г. по 21.04.2022г. была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа {Номер}» города Кирова (сокращенное наименование - МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова), расположенного по адресу: 610018. {Адрес}. В ходе проверки были выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от 27.04.2022г. {Номер}), в адрес МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Пункт 1 предписания был выполнен частично. В виду недостаточного финансирования не проведена внутренняя отделка в помещение для приготовления дезинфекционных растворов. По информации директора МБОУ ООШ {Номер} г. Кирова в адрес департамента образования администрации города Кирова направлено служебное письмо о выделении средств. По результатам рассмотрения обращения денежные средства выделены не были. Директором в адрес Управления было подготовлено ходатайство о предоставлении отсрочки по исполнению пункта 1 предписания до 01.10.2023г. {Дата} оценив представленные документы и полученную информацию от законного представителя МБОУ ООШ {Номер} города Кирова, должностным лицом Управление вынесено решение: считать не исполненным п. 1 предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата}; отказать в отсрочке исполнение пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата}. Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа {Номер}» города Кирова (МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова) в срок до 01.10.2024г.: обеспечить внутреннюю отделку в помещении для приготовления дезинфекционных растворов с целью обеспечения проведения качественной влажной уборки с дезинфекцией в соответствии с требованиями п.2.5.3 п.2.11.2., п.2.11.7. СП {Дата}-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", ст. 11 п.1 ст.28, п.3 ст. 39 Федерального закона от {Дата} № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»(л.д.4-6).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент образования администрации г.Кирова.
В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО3настаивает на удовлетворении требований.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа {Номер}" города Кирова директор ФИО4 в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что помещение для приготовления дезинфекционных растворов, является служебным и не предполагает нахождение в нем обучающихся. Состояние помещения никак не влияет на качество уборки учебных кабинетов и мест общего пользования школы. В 2024 году из бюджета МО «Город Киров» выделено школе на безотлагательные нужды по проведению работ по ремонту кровли 3277840 рублей, для системы электроснабжения и освещения-300000 рублей, на проведение работ по ремонту склада подготовлена локальная смета на сумму 317000 рублей.
Представитель третьего лица департамента образования администрации г.Кирова по доверенности ФИО5 возражает по иску по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица администрации г.Кирова ФИО6 возражает по иску, поддержав доводы возражений на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц,исследовав письменные материалы дела, и, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Кировской области (далее- Управление) в период с 08.04.2022г. по 21.04.2022г. была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа {Номер}» города Кирова (сокращенное наименование - МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова), расположенного по адресу: {Адрес}.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, в том числе: внутренняя отделка ряда помещений образовательной организации (стены, потолок) имеет дефекты и повреждения, а именно в кабинете {Номер} (на потолке краска местами отпала, имеются трещины), в кабинете {Номер} (на потолке имеются трещины), в кабинете {Номер} (на дверном проеме в помещении лаборантской краска отпала), в кабинете {Номер} на потолке имеются трещины, в кабинетах {Номер}. {Номер}, в гардеробе на потолке имеются трещины, в помещение для приготовления дезинфекционных растворов на стенах имеются трещины, местами отсутствует гигиеническое покрытие, что не обеспечивает проведение качественной ежедневной текущей и (генеральной) влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств в целях обеспечения эпидемической безопасности в отношении инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, что является нарушением ст.28. ст. 39 Федерального закона от {Дата} № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.5.3, п. 2.11.2, п. 2.11.7 СП {Дата}-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (устранены дефекты покрытия на дверном проеме наб. 24).
За вышеуказанные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от 27.04.2022г. {Номер}), в адрес МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата} (далее - предписание), в котором указан срок исполнения пункта 1 до 01.10.2023г.: привести внутреннюю отделку в помещениях образовательной организации: в кабинетах {Номер}, {Номер}, {Номер}, {Номер}, {Номер}, в гардеробе, в помещение для приготовления дезинфекционных растворов гигиеническим покрытием допускающими влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями п.1 ст.28, п.З ст. 39 Федерального закона от {Дата} № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.5.3, п. 2.11.2, п. 2.11.7 СП {Дата}-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Пункт 1 предписания был выполнен частично: проведена внутренняя отделка в помещениях образовательной организации: в кабинетах {Номер}, {Номер}, {Номер}, {Номер}, {Номер}. в гардеробе, что подтверждается информацией директора, актом выполненных работ от 20.08.2022г, дефектной ведомостью {Номер} от 01.08.2022г, фотоматериалами.
В виду недостаточного финансирования не проведена внутренняя отделка в помещение для приготовления дезинфекционных растворов.
По информации директора МБОУ «ООШ {Номер}» г. Кирова в адрес департамента образования администрации города Кирова направлено служебное письмо о выделении средств. По результатам рассмотрения обращения денежные средства выделены не были. Директором в адрес Управления было подготовлено ходатайство о предоставлении отсрочки по исполнению пункта 1 предписания до 01.10.2023г.
Решением по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, принятого но результатам контрольных (надзорных) мероприятий от {Дата} МБОУ ООШ {Номер} города Кирова предоставлена отсрочка исполнения пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата} до «01» октября 2023г.
{Дата} в Управление Роспотребнадзора по Кировской области от образовательного учреждения вновь поступило ходатайство о продлении исполнения пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата}. до 01.10.2024г.
Согласно информации МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова пункт 1 предписания не выполнен в полном объеме, а именно: по информации полученной от законного представителя МБОУ «ООШ {Номер}» г. Кирова, в виду недостаточного финансирования не проведена внутренняя отделка в помещение для приготовления дезинфекционных растворов.
Согласно информации МБОУ «ООШ {Номер}» г. Кирова - выполнение требований п. 1 вышеуказанного предписания в полном объеме возможно при выделении денежных ассигнований Учредителем. Приложены копии служебных писем в адрес департамента образования администрации города Кирова о выделении дополнительных ассигнований на устранение нарушений требований санитарного законодательства ({Номер} от {Дата}, {Номер} от {Дата}), так же к ходатайству приложен ответ из департамента образования г. Кирова (исх. {Номер}ДО от {Дата}) в котором указано, что денежные ассигнования на 2022 год распределены между образовательными организациями и выделение дополнительных сумм не представляется возможным. Предложения о выделения денежных средств на выполнение предписания, будут направлены в проект бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
В соответствии с ч. 1 ст. 93 Федерального закона от {Дата} № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.
Учитывая положения ч. 1 ст. 93 Федерального закона от {Дата} № 248-ФЗ. должностным лицом контрольного (надзорного) органа отсрочено исполнение предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата}, на срок до одного года (до {Дата}), о чем принято {Дата} соответствующее решение.
{Дата} оценив представленные документы и полученную информацию от законного представителя МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова, должностным лицом Управление вынесено решение: считать не исполненным п. 1 предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата}; отказать в отсрочке исполнение пункта 1 предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил {Номер} от {Дата}.
Управлением в адрес департамента образования администрации города Кирова направлена информация (исх. {Номер} от {Дата}) о невыполнении МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова, пункта 1 Предписания с предоставлением информации об этапах устранения нарушений с указанием их сроков выполнения.
Согласно письму департамента образования администрации города Кирова от (исх. {Номер}ДО от {Дата}) данная информация принята к сведению. При этом в данной информации не указаны конкретные сроки устранения нарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся.
В соответствии с Уставом МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова (утвержден 30.12.2014г. {Номер}-П) организация охраны здоровья учащихся в школе возлагается на школу (п. 1.19); школа обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, административной, финансово-экономической деятельности (п. 1.20); для реализации основных целей и задач в компетенцию школы входит, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников школы (п. 1.21).
Обеспечение требований санитарного законодательства является обязанностью общеобразовательного учреждения. Действующее законодательство не ставит выполнение указанных мероприятий юридическим лицом в зависимость от их финансовых возможностей. Указанные обстоятельства не оправдывают нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, несовершеннолетних граждан).
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, ст. 42. ст. 45). Данные положения Конституции РФ развиваются в ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, согласно которым граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от {Дата} № 52-ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» (далее-Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ) одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. {Номер} утверждены санитарные правила СП {Дата}-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом. СП {Дата}-20 являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности.
Согласно п. 2.5.3 СП {Дата}-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии п. 2.11.2 СП {Дата}-20 все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Согласно п. 2.11.7 СП {Дата}-20 во всех видах помещений не реже одного раза в месяц (в смену) проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Вместе с тем, указанные выше требования в МБОУ «ООШ {Номер}» города Кирова в полном объеме не соблюдаются.
Дефекты внутренней отделки спорного помещения не позволяют проводить качественную влажную уборку и дезинфекцию, снижают эффективность применения моющих и дезинфицирующих средств. Данная ситуация может привести к нарушениям санитарно-эпидемиологического режима и риску возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав несовершеннолетних.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в бюджет МО «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа {Номер}" города Кирова о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа {Номер}" города Кирова ({Номер}) в срок до {Дата} обеспечить внутреннюю отделку в помещении для приготовления дезинфекционных растворов с целью обеспечения проведения качественной влажной уборки с дезинфекциией в соответствии с требованиями п.2.5.3, п. 2.11.2, п. 2.11.7 СП {Дата}-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», ст. 11,п. 1 ст. 28,п.3 ст. 39 Федерального закона от {Дата} № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа {Номер}" города Кирова в бюджет МО «Город Киров» государственную пошлину 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Малова
Решение в окончательной форме изготовлено {Дата}.