Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-637/2023 ~ М-431/2023 от 21.06.2023

         Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2023 года    <адрес>

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием представителей МР «<адрес>» ФИО6 и ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя истца ФИО4 по доверенности ФИО9 к администрации МР «<адрес>», Отделу опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» о признании за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> право на обеспечение жилым помещением, об обязании администрации МР «Каякентский райн»(отдел опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

установил:

Представитель истца ФИО4 по доверенности ФИО9 обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>», Отделу опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» с иском о признании за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> право на обеспечение жилым помещением, об обязании администрации МР «Каякентский райн»(отдел опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>.

    В обосновании своих требований указывает, что решением Каякентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был установлен факт утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте ввиду отсутствия родительского попечения со стороны родителей: матери - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, скончавшаяся ДД.ММ.ГГГГ, отца - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, скончавшийся ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 установлена попечительство, попечителем назначен ФИО3.

Ранее ФИО4 неоднократно обращался в Администарцию МР «<адрес>» с требованием признать за ним право на обеспечение жилым помещением и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, Ответчиком было отказано в реализации его конституционного права, ввиду чего свое право на обеспечение жилым помещением им до сих пор не реализовано.    

Просит суд признать за ФИО4 право на обеспечение жилым помещением и обязать администрацию МР «<адрес>» (Отдел опеки и попечительства по <адрес>) поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 8212 , СНИЛС 163-883-341 95, зарегистрированного по адресу: РД, район Каякентский, <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО4 и его представитель ФИО9 надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. Письменным заявлением просят дело рассмотреть без своего участия.

Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО6 исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с необоснованностью иска.

Представитель ответчика Отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО7. просила так же отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к следующему.

Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Положения абзаца третьего статьи 1 указанного Федерального закона закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Из материалов дела следует, что родителями истца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы администрации <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО4 было установлено попечительство по причине заболеваний родителей, отца ФИО2 являющийся инвали<адрес> группы и матери ФИО1 также являлась инвали<адрес> группы. Попечителем был назначен ФИО3.

Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-001 , выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была установлена инвалидность 2 группы бессрочно, нетрудоспособна.

Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-001 , выданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 была установлена инвалидность 2 группы бессрочно, нетрудоспособен.

Согласно свидетельству о смерти II-БД ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти II-БД ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению Каякентского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении истца ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения был установлен факт утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в администрацию МР «<адрес>» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемых по договору социального найма детям сиротам и детям оставшихся без родительского попечения.

Согласно ответу и.о. главы администрации МР «<адрес>» ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, имеющих право на обеспечение жилым помещением, так как включение в указанный список лиц старше 23 лет не представляется возможным.

Рассматривая вопрос о том, обладает ли истец как лицо, оставшееся без попечения родителей, но обратившийся с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, после достижения возраста 23 лет, правом на обеспечение его жильем, суд приходит к следующему.

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ ). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

В соответствии с п. 1-4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ) (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в п.п.2 п.2 ст.57 ЖК РФ.

Статьей 98.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно пункту 9 указанной статьи право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения содержатся также и в Законе Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), поставлено в зависимость от обеспеченности указанных лиц жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К числу таких причин в абз. 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, истец обратился с заявлением в администрацию МР «<адрес>» о включении его в список лиц из числа детей оставшихся без родительского попечения, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, только лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. когда ему было 35 полных лет.

Доказательств того, что у истца отсутствовали объективные причины для своевременной подачи заявления в компетентные органы о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в суд не представлено.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден Порядок обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

С учетом требований указанных нормативно-правовых актов, для постановки на учет ФИО4 необходимо было представить в администрацию МР «<адрес>» предусмотренные этими актами документы.

Из материалов дела, а именно заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что к заявлению предусмотренные вышеуказанным нормативно-правовым актом документы так же не были приложены.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований представителя истца ФИО4 по доверенности ФИО9. к Администрации МР «<адрес>», Отделу опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований представителя истца ФИО4 по доверенности ФИО9 к администрации МР «<адрес>», Отделу опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» о признании за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> право на обеспечение жилым помещением, об обязании администрации МР "«Каякентский райн» (отдел опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

    Судья:                З.И. Алибулатов

2-637/2023 ~ М-431/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алибулатов Зияудин Ибрагимович
Дело на странице суда
kajakentskiy--dag.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Подготовка дела (собеседование)
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
15.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее