К делу № 2-276/2023
УИД 23RS0046-01-2023-000008-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Славянск-на-Кубани 02 марта 2023 года
Славянский районный суд Краснодарского края в составе
судьи Антощук Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Губенко А.А.
с участием представителя истца – помощника Славянского межрайонного прокурора Русакова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славянской межрайонной прокуратуры к администрации Протокского сельского поселения об обязании устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения,
установил:
исполняющий обязанности Славянского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, предъявил в Славянский районный суд Краснодарского края иск администрации Протокского сельского поселения об обязании устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, в котором указал, что Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения. Проведенной в июне 2022 года проверкой, администрацией сельского поселения, паспорта на дороги местного значения Протокского сельского поселения не разработаны. В связи с выявленными нарушениями 20.06.2022 прокуратурой в адрес и.о. главы Протокского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого, требования прокурора удовлетворены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Прокуратурой в порядке контроля в декабре 2022 года вновь проведена проверка с целью установления факта устранения выявленных ранее нарушений. Согласно ответу главы администрации Протокского сельского поселения паспорта на дороги местного значения по настоящее время не разработаны. Непринятие администрацией Протокского сельского поселения Славянского района исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений указанных в представлениях, нарушает право неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании, поддержав исковые требования, и настаивая на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске, пояснила, что устранения нарушений подлежат непосредственно по адресу места нахождения ответчика.
Представитель ответчика, уведомленный о разбирательстве дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что в 2022 году у Администрации отсутствовала финансовая возможность разработать паспорта на дороги местного значения Протокского сельского поселения Славянского района в полном объеме. В целях устранения нарушения в сфере безопасности дорожного движения Администрацией 24 января 2023 года заключен муниципальный контракт № 5850 предметом, которого является выполнению работ по изготовлению проектов организации дорожного движения и технических паспортов дорог согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.07.2020 г. № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» и ГОСТ 33388- 2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации». Согласно п. 4.1 муниципального контракта № 5850 от 24 января 2023 года сроки выполнения работ: начало - с момента подписания Контракта; окончание - не позднее «31» августа 2023 года. С учетом того что Администрацией приняты меры по устранению нарушения в сфере безопасности дорожного движения и тем, что в исковом заявлении установлен объективный срок для исполнения решения суда Администрация не возражает против удовлетворения требований.
Суд, считая возможным на основании статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, пришел ко следующим выводам.
Судом установлено, сторонами не оспорено и следует из материалов дела, что Славянской межрайонной прокуратурой проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения.
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об - автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частныx автомобильных дорог.
Пунктами 6, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог
В соответствии с п.п. 4 п. 9 раздела IV классификации, указанного выше приказа, в прочие работы по содержанию входят: паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с п. 4.2.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие с 08.09.2016 приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст (далее - ГОСТ 33388-2015) паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе, технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог. На основании п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В силу п. 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая оставляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п. По данным текущего учета один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги.
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований. Пунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015 установлено, из каких разделов должен состоять технический паспорт автомобильной дороги, а пунктами 9.3-9.9 ГОСТа определены конкретные требования к каждому разделу паспорта.
Проведенной в июне 2022 года проверкой, что администрацией сельского поселения паспорта на дороги местного значения Протокского сельского поселения не разработаны.
В связи с выявленными нарушениями 20.06.2022 прокуратурой в адрес и.о. главы Протокского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого, требования прокурора удовлетворены, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой в порядке контроля в декабре 2022 года вновь проведена проверка с целью установления факта устранения выявленных ранее нарушений.
Согласно ответу главы администрации Протокского сельского поселения паспорта на дороги местного значения по настоящее время не разработаны.
Непринятие администрацией Протокского сельского поселения Славянского района исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений указанных в представлениях, нарушает право неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом установлено и ответчиком не оспорено, что вышеуказанные требования федерального законодательства администрацией Протокского сельского поселения не выполнены, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Протокского сельского поселения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему иску в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, путем проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения Протокского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия.
Судья -