Дело № 2-2573/2023
УИД: 59RS0004-01-2023-002080-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Цыбине Н.Д.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Поливода Ю.И.,
представителя третьего лица Департамента имущественных отношений администрации города Перми Глухаревой А.А., на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации Мотовилихинского района г. Перми Колчанова Н.А., на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми к администрации города Перми о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных автомобильных дорог, находящихся в городе Перми: проезда от ул. Лядовской до жилого дома по ул. Лядовская, 98А и до ул. Лядовская ориентировочной протяженностью 446 м; дороги по ул. Морской ориентировочной протяженностью 218 м.; проезда от ул. Ким к жилому дому по ул. Ким, 60Б ориентировочной протяженностью 80 м.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что администрация Мотовилихинского района г. Перми направляла в Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми документацию о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность вышеуказанных бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры, бесхозяйность которых подтверждается выписками Росреестра, ТУ Росимущество по Пермскому краю, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Департамента имущественных отношений администрации города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о принадлежности участков дорожной сети. Департаментом дорог и благоустройства администрации г. Перми указано на целесообразность принятия в муниципальную собственность указанных выше участков УДС. После принятия решения о целесообразности, территориальный орган в соответствии с п. 3.2.5 Регламента в течение 90 дней с даты получения положительного заключения, предусмотренного пунктом 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН), на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, а также получение технического паспорта на него. Однако указанные выше мероприятия администрацией Мотовилихинского района в отношении перечисленных выше автодорог в установленные сроки не проведены, финансирование на указанные мероприятия администрацией района запрашивалось письмом от 27.04.2022, но, по сведениям Администрации Мотовилихинского района г. Перми, официального ответа о выделении финансирования не поступало. Бездействие Администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по инвентаризации, постановке на кадастровый учет и учет в качестве бесхозяйных автомобильных дорог, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Участниками дорожного движения при передвижении по указанным автодорогам улиц является неопределенный круг лиц, указанные объекты используются для обеспечения доступности к местам проживания граждан, объектам социальной инфраструктуры. Отсутствие содержания и ремонта автодорог, обеспечения их сохранности влечет приведение их в ненормативное состояние, снижает уровень безопасности.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, просит в удовлетворении иска отказать, по доводам письменного отзыва на иск, полагает, что администрация г. Перми является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, просит в удовлетворении иска отказать по доводам письменного отзыва на иск.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в суде поддержала доводы письменных пояснений на иск, пояснила, что спорные объекты в реестре муниципальной собственности не учитываются. Документы, предусмотренные регламентом, в Департамент не поступали, как и документы о целесообразности.
Представитель третьего лица Администрации Мотовилихинского района г. Перми в суде пояснил, что администрация свои обязанности выполнила в полном объёме в соответствии с п. 130 регламента. В настоящее время принятие дорог невозможно в связи с отсутствием дополнительного финансирования. Считает, что надлежащим ответчиком является Департамент дорог и благоустройства, поскольку является ответственным за исполнение мероприятий по финансированию.
Выслушав представителя истца, представителей третьих лиц, оценив доводы искового заявления, доводы возражений ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Согласно п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст.225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (части 2 - 4 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 11 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В силу части 9 статьи 6 того же Федерального закона они относятся к собственности городского округа.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст. 11 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 к вопросам местного значения Пермского городского округа относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Пермского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3.2.7.25 положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7, в пределах административных границ Территориальный орган проводит работу по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, сетей ливневой канализации, сетей наружного освещения в пределах границ района (поселка Новые Ляды), определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
Порядок взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми при выявлении бесхозяйных объектов, расположенных на территории города Перми, подготовки документов для приобретения выявленных объектов в собственность муниципального образования «город Пермь» установлен Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в собственность муниципального образования город Пермь, утвержденного постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 (далее – Регламент).
На основании п. 3.1 Регламента выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество.
В соответчики с п. 3.2.2 Регламента, территориальный орган в течение 3 рабочих дней со дня непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект.
Пунктом 3.2.4 Регламента установлено, что после поступления документов, указанных в пунктах 3.2.1.1, 3.2.1.2 Регламента, в случае поступления (выявления) отказа собственника от права собственности на недвижимое имущество, или указанных в пункте 3.2.3 настоящего Регламента, в случае непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, с учетом целевого назначения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, по отраслевому принципу территориальный орган направляет в функциональный орган указанные документы для получения одного из заключений, предусмотренных пунктом 3.3.1 Регламента, с приложением акта осмотра технического состояния объекта, подготовленного в соответствии с пунктом 3.2.2 Регламента.
Согласно п. 3.3.1 Регламента функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, ранее бесхозяйного объекта в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 3.2.4 настоящего Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и Департамент одно из заключений: о наличии оснований для приобретения недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Пермь.; об отсутствии оснований для приобретения недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Пермь.
В соответствии с п. 3.2.5 территориальный орган течение 90 дней со дня получения заключения, предусмотренного абзацем вторым пункта 3.3.1 настоящего Регламента, обеспечивает постановку бесхозяйного объекта на государственный кадастровый учет (в случае если сведения о недвижимом имуществе отсутствуют в ЕГРН), на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного, а также получение технического паспорта на него.
Администрацией Мотовилихинского района г. Перми на основании актов осмотра от 12.04.2021, 07.12.2021, 08.02.2022 проезд от ул. Лядовской до жилого дома по ул. Лядовская, 98А и до ул. Лядовская ориентировочной протяженностью 446 м покрытие грунт/асфальт; дорога по ул. Морской ориентировочной протяженностью 218 м. покрытие асфальт/грунт; проезд от ул. Ким к жилому дому по ул. Ким, 60Б ориентировочной протяженностью 80 м покрытие асфальт обнаружены объекты, имеющие признаки бесхозяйного недвижимого имущества.
По сведениям из реестра муниципального имущества города Перми, представленным Департаментом имущественных отношений администрации города Перми в адрес администрации Мотовилихинского района г. Перми от 14.04.2021, 14.12.2021, 22.12.2022, в реестре муниципального имущества города Перми вышеуказанные объекты не значатся.
На основании информации, представленной Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, от 19.04.2021, 14.12.2021, 26.12.2022 проезд от ул. Лядовской до жилого дома по ул. Лядовская, 98А и до ул. Лядовская ориентировочной протяженностью 446 м; дорога по ул. Морской ориентировочной протяженностью 218 м; проезд от ул. Ким к жилому дому по ул. Ким, 60Б ориентировочной протяженностью 80 м в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются.
Согласно информации, предоставленной ТУ Росимущество по Пермскому краю, от 20.04.2021, 17.12.2021, 02.03.2022, 22.12.2022 сведения по спорным объектам в реестре федерального имущества с указанием идентифицирующих данных отсутствуют.
В соответствии с ответами МКУ «Пермблагоустройство» от 15.04.2021, 09.12.2021, 16.02.2022 сведения о принадлежности вышеуказанных участков дорожной сети в реестре МКУ «Пермблагоустройство» отсутствуют.
На основании уведомлений из Росреестра по ПК от 27.12.2022, информация об объектах дорожной уличной сети в ЕГРН отсутствуют.
Администрацией Мотовилихинского района направлены письма в Департамент дорог и благоустройства г. Перми для получения заключения о наличии оснований для приобретения в собственность муниципального образования город Пермь: проезда ул. Лядовская до жилого дома по ул. Лядовская, 98А и до ул. Лядовская ориентировочно протяженностью от 446 м от 22.12.2021; дороги по ул. Морской ориентировочной протяженностью 218 м от 28.04.2021; проезда от ул. Ким к жилому дому по ул. Ким, 60Б ориентировочной протяженностью 80 м от 09.03.2022.
Департамент дорог и благоустройства г. Перми 06.05.2021, 13.01.2022, 13.04.2022 направил в администрацию Мотовилихинского района г. Перми заключения о наличии оснований для приобретения вышеуказанных объектов в собственность муниципального образования город Пермь.
11.11.2022 главой администрации Мотовилихинского района г. Перми в адрес администрации города Перми направлено письмо о предоставлении дополнительного финансирования на проведение работ по приему бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность г. Перми.
Согласно ответу Департамента дорог и благоустройства г. Перми от 09.01.2023 в дополнительном финансировании на 2023 год отказано.
Совокупностью представленных в дело доказательств подтверждается, что проезд от ул. Лядовской до жилого дома по ул. Лядовская, 98А и до ул. Лядовская ориентировочной протяженностью 446 м; дорога по ул. Морской ориентировочной протяженностью 218 м; проезд от ул. Ким к жилому дому по ул. Ким, 60Б ориентировочной протяженностью 80 м, относятся к улично-дорожной сети и по ним осуществляется свободное движение транспортных средств, находится на территории муниципального образования «город Пермь», то есть они отвечают признакам дороги общего пользования местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Поскольку право собственности на спорное недвижимое имущество, расположенное на территории г. Перми в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, данные объекты в реестре муниципальной, государственной, федеральной собственности не значатся, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, следовательно, данное имущество имеет признаки бесхозяйного.
В силу положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ, имеются основания для возложения на администрацию города Перми произвести действия для постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на выявленные объекты недвижимого имущества, как бесхозяйного.
Довод администрации г. Перми о том, что надлежащим ответчиком по делу будет администрация Мотовилихинского района г. Перми, т.к. является территориальным органом, на который возложена обязанность совершать действия, предусмотренные ч.3 ст. 225 ГПК РФ, суд находит несостоятельным.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (п. 5 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931).
Таким образом, учитывая, что спорные проезды и дорога являются объектами местного значения, расположенными в границах населенного пункта «город Пермь», используются неограниченным кругом лиц, единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного является орган местного самоуправления, в данном случае – администрация г. Перми, следовательно, именно ответчик обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц. В результате допущенного бездействия нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░:
- ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░, 98░ ░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 446 ░;
- ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 218 ░;
- ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░. ░░░, 60░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 80 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.06.2023