УИД 28RS0008-01-2021-001859-74
Дело №2-1069/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мякота Ю.А. к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Мякота Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском к администрации Зейского района Амурской области и министерству социальной защиты населения Амурской области, в обоснование требований указав, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Амурской области в 2021 году она проживала в жилом помещении по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, <адрес>. В результате паводка была нарушена транспортная доступность. В производстве выплат из федерального бюджета по 10 тыс. рублей в связи с нарушением транспортной доступности ей было отказано по причине поданных сведений администрацией Ивановского сельсовета. Она работает в Магдагачинском районе, но на выходные приезжает по месту жительства, вместе с тем, администрация Зейского района Амурской области отказала во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с тем, что, несмотря на имеющуюся регистрацию по данному адресу, администрация Ивановского сельсовета не подтвердила факт её проживания на момент ЧС. Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, просит обратить решение к немедленному исполнению.
Определением суда от 10 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС России по Амурской области, администрация Ивановского сельсовета, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
Представитель ответчика администрации Зейского района Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что администрация Зейского района Амурской области с иском не согласна, считает, что комиссией по обследованию объектов, повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Зейского района, принято законное решение об отказе во включении Мякота Ю.А. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи нарушением условий жизнедеятельности, поскольку она зарегистрирована в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, <адрес> однако фактически по указанному адресу на момент возникновения ЧС по настоящее время не проживает.
Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом.
Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Амурской области, администрации Ивановского сельсовета, министерства лесного хозяйства Амурской области, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года введён региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Зейского района.
Распоряжением главы администрации Зейского района Амурской области от 18 июня 2021 года №264-р в связи с возникновением опасных природных явлений, на территории Зейского района с 18 июня 2021 года введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
В силу п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из указанных положений вышеприведённого закона следует, что Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила №1928).
Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Согласно п.4 Правил №1928 трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются, в том числе на:
- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (пп.«в» п.4 Правил);
- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека (пп.«г» п.4 Правил).
Пунктом 10 Правил №1928 предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пп.«в» и «г» п.4 Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами №1928, Правилами использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства Амурской области, утверждёнными постановлением правительства Амурской области от 15.04.2014 №241, распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области», правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 №416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Указанным постановлением правительства области постановлено: оказать пострадавшим гражданам за счёт средств резервного фонда правительства Амурской области в соответствии с Правилами №1928:
1) единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости -100 тыс. рублей на человека.
При этом пунктом 5.1. названного постановления установлено, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
1) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
2) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
а) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
б) утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека.
Как следует из материалов дела, 11 августа 2021 года истец подала в администрацию Зейского района Амурской области заявление об оказании ей единовременной материальной помощи в связи с тем, что жилое помещение по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул.<адрес> в котором она проживает и зарегистрирована, оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
Уведомлением главы администрации Зейского района Амурской области от 13 октября 2021 года истцу отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременно материальной помощи и финансовой помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности в связи с тем, что истец зарегистрирована в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул.<адрес>, однако согласно сведениям Ивановского сельсовета фактически по указанному адресу на момент возникновения ЧС до настоящего времени не проживает.
Согласно справке администрации Ивановского сельсовета от 09 ноября 2021 года Мякота Ю.А. зарегистрирована по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул.<адрес> фактически по вышеуказанному адресу на момент возникновения ЧС с 26 мая 2021 года по настоящее время не проживает.
Как следует из справки Ивановского сельсовета от 16 декабря 2021 года, в жилом помещении по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул<адрес> зарегистрированы и фактически проживают: ФИО10., <данные изъяты> года рождения, ФИО11., <данные изъяты> года рождения, ФИО12., <данные изъяты> года рождения, ФИО13., <данные изъяты> года рождения, ФИО7, <Дата обезличена> года рождения, Мякота Ю.А., <Дата обезличена> года рождения. Мякота Ю.А. в данном жилом помещении фактически проживала с апреля по май 2021 года.
Исследованными в судебном заседании доказательствами факт нарушения условий жизнедеятельности истца по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул<адрес> не подтверждён, заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области не представлено.
В соответствии с положениями ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, местом жительства является - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст.3 Закона №5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По общему правилу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В исковом заявлении истец указывает, что в результате паводка была нарушена транспортная доступность с селом Ивановка. Она работает в Магдагачинском районе и на выходные дни приезжает по месту жительства. Таким образом, исходя из доводов истца, она не имела ограничений жизнедеятельности в виде нарушения транспортной доступности.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности факта постоянного проживания истца по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул<адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 №94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области».
Наличие регистрации истца по вышеуказанному адресу не является основанием для безусловного предоставления мер социальной поддержки в период чрезвычайной ситуации, поскольку одним из условий предоставления вышеуказанных мер социальной поддержки, является факт постоянного проживания гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, отсутствие в деле заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности истца по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул<адрес> в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года на территории Амурской области, не подтверждение факта постоянного проживания истца по адресу: Амурская область, Зейский район, с.Ивановка, ул.<адрес> на момент возникновения режима чрезвычайной ситуации, свидетельствуют об отсутствии совокупности условий для признания истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и выплате ей единовременной материальной помощи и необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Мякота Ю.А. к министерству социальной защиты населения Амурской области, администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь отказать
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий С.Н. Куприянова