Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-896/2022 ~ М-1064/2022 от 19.12.2022

Дело № 2-896/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2022 года                                                                            п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Стуковой В.Д.,

с участием истца Епифанцева В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Епифанцева В.И. к администрации городского поселения «Чернышевское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> об установлении факта владения жилым помещением, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории <адрес> в 2021 году, о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации для выплат на приобретение жилого помещения, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

Епифанцев В.И. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом и земельный участок, на котором он расположен, оказались в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Чернышевское». В результате чего Епифанцев В.И. является пострадавшим от ЧС, у него пострадал жилой дом и земельный участок.

Администрацией городского поселения «Чернышевское» истцу отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности на поврежденное жилое помещение.

С данным решением администрации городского поселения «Чернышевское» истец не согласен, поскольку на момент чрезвычайной ситуации он был зарегистрирован и проживал в жилом доме по адресу: <адрес>, который был построен им на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ. На жилой дом индивидуального жилищного фонда был выдан технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ и подключена электроэнергия. Вместе с тем право собственности на жилой дом оформлено не было.

Просит установить факт владения Епифанцевым В.И. на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на момент чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; признать Епифанцева В.И. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; признать за Епифанцевым В.И. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году; обязать администрацию городского поселения «Чернышевское» включить Епифанцева В.И. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства Епифанцеву В.И. на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Истец Епифанцев В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что своевременно документы на дом не оформил. В результате чрезвычайной ситуации дом сильно пострадал, является аварийным, ремонту и восстановлению не подлежит. Иного жилья он не имеет.

Представитель ответчика - администрации городского поселения «Чернышевское» К.У.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве указав, что Епифанцеву В.И. отказано во включении в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций в связи с отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации правоустанавливающих документов, которые могли быть основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Решение данного дела оставляет на усмотрение суда.

Ответчик Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, мнения относительно заявленных исковых требований не высказал.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).

Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.

Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:

1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.

В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил.

Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении на территории муниципального района «Чернышевский район» режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», на территории муниципального района «Чернышевский район» с ДД.ММ.ГГГГ введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ № определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в пределах населенных пунктов Чернышевского района, в которые включен, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно заключению ООО Агентство «Оценка+» № степень повреждения объекта жилого одноквартирного дома по адресу: <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации из-за выхода грунтовых вод на территории Забайкальского края составляет 65%, установлена категория технического состояния объекта – аварийный. В результате выхода грунтовых вод и наледных явлений 2021 года объект относится к утраченным жилым помещениям.

Согласно акту обследования межведомственной комиссией помещения по адресу: <адрес> выявлены основания для признания помещения не пригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в декабре 2021 года на территории поселений Чернышевского района в связи с выходом грунтовых вод и образования наледных явлений.

Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотренных документов: заключения о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома расположенного по адресу: <адрес> №, и на основании акта межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.

Распоряжением главы городского поселения «Чернышевское» от ДД.ММ.ГГГГ №-р Епифанцеву В.И. отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, на основании подп.1 п.23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Епифанцев В.И. уведомлен об отказе во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, в связи с отсутствием на день введения режима чрезвычайной ситуации права собственности, а также документов, которые могли быть основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

При таких обстоятельствах установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации у истца отсутствовали документы, которые могли быть основанием для государственной регистрации права.

Жилой дом построен истцом в ДД.ММ.ГГГГ данный факт сторонами не оспаривался.

Как усматривается из материалов дела по адресу: <адрес> истец Епифанцев В.И. зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству на право собственности на землю № Епифанцеву В.И. на праве частной собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ), который предоставлен для жилого дома и приусадебного участка в ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом индивидуального жилищного фонда № по <адрес> выдан технический паспорт, согласно которому дом состоит из трех комнат, общая площадь помещения 48,5 кв.м.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, созданный на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо не создает угрозу жизни и здоровью.

В соответствии с ч.1 ст.218, 219 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

При таких обстоятельствах установлено, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации у истца отсутствовали документы, которые могли быть основанием для государственной регистрации права, однако истец Епифанцев В.И. открыто, непрерывно и добросовестно владел указанным жилым домом, исполняя обязанности собственника этого имущества и несения расходов по его содержанию, имел регистрацию в данном доме по месту жительства.

Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, судом не установлено.

Согласно выписки из ЕГРН сведений об объектах недвижимости у истца не имеется.

Отсутствие у истца на день введения режима чрезвычайной ситуации зарегистрированного права собственности и правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку государством гарантировано право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения при его повреждении гражданам РФ, жилое помещение которых повреждено по независящим от них обстоятельствам.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14.09.2021 №362 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-896/2022 ~ М-1064/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Епифанцев Владимир Иванович
Ответчики
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта забайкальского края
Администрация городского поселения Чернышевское""
Другие
Епифанцева Елена Николаевна
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальского края
Судья
Воротникова Надежда Игоревна
Дело на сайте суда
chernishevsk--cht.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2022Передача материалов судье
20.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2023Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее