Дело № 2-136/2024
УИД 29RS0017-01-2023-001927-79
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Каргополь 16 января 2024 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Галкиной М.С.,
при секретаре Русановой С.Л.,
с участием помощника прокурора Каргопольского района Пономаревой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Каргопольское» о возложении обязанности поставить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
прокурор Каргопольского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Каргопольское» (далее – ПО «Каргопольское») о возложении обязанности поставить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района при обобщении состояния законности в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия выявлены нарушения закона в деятельности потребительского общества «Каргопольское». Согласно информации Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) 16 февраля 2023 г. руководителю ПО «Каргопольское» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно о необходимости принять меры по постановке на государственный учет объекта НВОС (по производству мяса, мясопродуктов). До настоящего времени объект негативного воздействия по производству мяса и мясопродуктов на государственный учет не поставлен, заявка от ПО «Каргопольское» на постановку объекта НВОС в Управление не поступала. В ходе проверки было установлено, что ПО «Каргопольское» с 01 сентября 2023 г. эксплуатируются следующие части зданий, по производству мяса и мясопродуктов: кафе «Шелковня», площадью 70 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина, д. 9; консервный цех, площадью 304 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, пер. Дорожный, д. 4, корп. 4. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398. В нарушение требований п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ достоверные и соответствующие законодательству заявки о постановке зданий на учет как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ПО «Каргопольское» в уполномоченный орган Росприроднадзора, позволяющие внести и актуализировать сведения о которых в государственном реестре, не направлены. Вопреки нормам закона программа производственного экологического контроля у ПО «Каргопольское» применительно к кафе «Шелковня», площадью 70 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина, д. 9, и консервный цех, площадью 304 кв.м., расположенного по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, пер. Дорожный, д. 4, корп. 4, отсутствует, производственный экологический контроль фактически не осуществляется.
Неисполнение ПО «Каргопольское» требований федерального законодательства приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей Каргопольского района и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ. Просит суд возложить обязанность на потребительское общество «Каргопольское» поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно: кафе «Шелковня», площадью 70 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина, д. 9, консервный цех, площадью 304 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, пер. Дорожный, д. 4, корп. 4 в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в тот же срок разработать применительно к данным объектам программу производственного экологического контроля.
В судебном заседании прокурор Каргопольского района требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ПО «Каргопольское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений относительно исковых требований не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Заслушав истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (п. 2 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. При этом обязательность такой оценки при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности является одним из основных принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Целью такого учета является получение достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определение областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также планирование осуществления государственного экологического надзора (п. 2 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ).
Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, а объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Судом установлено, что прокуратурой района при обобщении состояния законности в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия выявлены нарушения закона в деятельности потребительского общества «Каргопольское».
Установлено, что ПО «Каргопольское» с 01 сентября 2023 г. эксплуатируются следующие части зданий, по производству мяса и мясопродуктов:
- кафе «Шелковня», площадью 70 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина, д. 9,
- консервный цех, площадью 304 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, пер. Дорожный, д. 4, корп. 4.
В нарушение требований п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ достоверные и соответствующие законодательству заявки о постановке зданий на учет как объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ПО «Каргопольское» в уполномоченный орган Росприроднадзора, позволяющие внести и актуализировать сведения о которых в государственном реестре, не направлены.
Вопреки приведенным нормам, программа производственного экологического контроля у ПО «Каргопольское» применительно к кафе «Шелковня», площадью 70 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина, д. 9; и консервный цех, площадью 304 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, пер. Дорожный, д. 4, корп. 4, отсутствует, производственный экологический контроль фактически не осуществляется.
Таким образом, неисполнение ПО «Каргопольское» требований федерального законодательства приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей Каргопольского района и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией РФ.
Разрешая данный спор, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения законодательства подлежат устранению, в связи с чем на Потребительское общество «Каргопольское» необходимо возложить обязанность поставить на государственный учет объекты, указанные в исковом заявлении и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а также разработать применительно к данным объектам программу производственного экологического контроля.
С ответчика Потребительское общество «Каргопольское» также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Каргопольского района в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Каргопольское» о возложении обязанности поставить на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Возложить обязанность на потребительское общество «Каргопольское» поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно:
- кафе «Шелковня», площадью 70 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, ул. Гагарина, д. 9,
- консервный цех, площадью 304 кв.м., расположенное по адресу: Архангельская область, г. Каргополь, пер. Дорожный, д. 4, корп. 4;
в установленном законом порядке не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в тот же срок разработать применительно к данным объектам программу производственного экологического контроля.
Взыскать с Потребительского общества «Каргопольское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Галкина
Мотивированное решение составлено 18 января 2024 г.