Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-661/2023 ~ М-155/2023 от 01.02.2023

                                 Дело № 2-661/2023022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                                                   21 марта 2023 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И., при секретаре Дейбус А.А., с участием представителя истца Петренко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО г. Салехард к Ичеву А.В. о возложении обязанности принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, осуществить мероприятия по утилизации строительного бытового мусора,

установил:

муниципальное образование г. Салехард в лице Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард обратилось в суд с иском к Ичеву А.В. о возложении обязанности принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, осуществить мероприятия по утилизации строительного бытового мусора.

В обоснование иска указано, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Салехард, ул. Лесная, земельный участок , на котором локализованы твердые отходы производства и потребления (строительный мусор), что зафиксировано актами обследования земельного участка от 15.11.2022, 12.01.2023. Действиями ответчика нарушаются требования ЗК РФ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также подвергается отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, их право на обитание в здоровой сбалансированной окружающей среде. В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Истец просит обязать ответчика вывезти твердые бытовые отходы (строительный и бытовой мусор, отходы потребления), локализованные на указанном земельном участке на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО). Установить ответчику трехмесячный срок для вывоза твердых бытовых отходов (строительного мусора), по истечении которого предоставить Администрации муниципального образования города Салехард право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов (строительный и бытовой мусор, отходы потребления), локализованных на принадлежащих ответчику земельных участках на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Представитель истца на судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик Ичев А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Устава муниципального образования город Салехард, муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года №26-ЗАО «О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард» является городским округом с административным центром город Салехард.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции РФ).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 42 ЗК РФ среди обязанностей собственника земельного участка названы использование участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов.

В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Частью 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Из определения охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 1 указанного закона следует, что органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности.

Одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Природоохранные полномочия органов местного самоуправления - это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды.

Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно части 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Создание несанкционированной свалки на территории города Салехарда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходя из положений пунктов 3.1, 4, 5.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Согласно выписки из ЕГРН, Ичев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Зеленая, земельный участок .

В ходе осуществления муниципального контроля выявлен факт локализации на указанном участке бытовых отходов (строительный и бытовой мусор, отходы потребления), о чем составлен акт от 15.11.2022 с фототаблицей.

16.11.2022 в адрес Ичева А.В. направлена претензия об освобождении земельного участка от имущества, в которой указано, что Ичеву А.В. необходимо в тридцатидневный срок с момента получения претензии произвести зачистку земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Лесная, земельный участок , от отходов производства и потребления.

Отходы локализованы на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Ичеву А.В., а потому подлежат ликвидации ответчиком.

Таким образом, обязанность устранить нарушения федерального законодательства путем очистки земельного участка от локализованного на нем бытового мусора и приведения территории в надлежащее состояние лежит на Ичеве А.В., как на собственнике земельного участка, и ответчик должен организовать охрану и защиту указанного земельного участка, в том числе от негативного воздействия и загрязнения отходами производства и потребления, организовать ликвидацию отходов путем их вывоза на специализированный объект размещения отходов.

Непринятие мер по утилизации отходов на указанном земельном участке приводит к ухудшению качества земель, экологической обстановки, что нарушает интересы истца, как неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения суд принимает во внимание существо требования, требования разумности и справедливости и определяет указанный срок 3 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

В силу части 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В связи с чем, учитывая ходатайство истца, в случае не исполнения ответчиком решения суда по истечении предоставленного трехмесячного срока, предоставить истцу право совершить действия по вывозу твердых бытовых отходов на специализированный объект размещения отходов со взысканием с ответчика необходимых расходов.

В связи с тем, что при подаче иска в силу ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в размере 300 рублей 00 в бюджет муниципального образования город Салехард.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард к Ичеву А.В. - удовлетворить.

Обязать Ичева А.В. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Салехард, ул. Лесная, земельный участок , от локализованных на нем твердых отходов производства и потребления (строительный мусор) путем вывоза на специализированный объект размещения отходов.

По истечении установленного трехмесячного срока для исполнения решения суда предоставить Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард право совершить действия по вывозу твердых отходов производства и потребления (строительный мусор), локализованных на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: г. Салехард, ул. Лесная, земельный участок , на специализированный объект размещения отходов (полигон ТБО), за счет Ичева А.В. со взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с Ичева А.В. в доход бюджета муниципального образования город Салехард государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в Салехардский городской суд Ямало - Ненецкого автономного округа, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                        М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме вынесено 24 марта 2023 года.

2-661/2023 ~ М-155/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамет строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард
Ответчики
Ичев Александр Викторович
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на странице суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
01.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2023Передача материалов судье
02.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
24.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
27.08.2023Дело оформлено
27.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее