Дело № 2-244/2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2014 года пос. Рамешки
Рамешковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Волковой Т.М.,
при секретаре Шероновой Е.И.,
с участием помощника прокурора Рамешковского района Савельева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области
установил:
Прокурор Рамешковского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на земельные участки кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения земельного законодательства органами местного самоуправления Рамешковского района.
В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории сельского поселения Ильгощи имеется три кладбища (адрес)
Данные кладбища на балансе администрации сельского поселения не состоят, в реестре муниципальной собственности не числятся, правоустанавливающая и землеустроительная документация на земельные участки отсутствует.
Согласно ст. 14 ч. 1 п. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 25 ч. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.07.2011 № 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ.
В силу ст. 35 п. 1, 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем их выделения. В нарушение указанных норм администрация сельского поселения не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельные участки, занятые кладбищами не оформлены в муниципальную собственность.
Согласно ст. 209, ст. 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации,
ст. 51 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Согласно ст. 17 п. 3, п. 4 Федерального закона Российской Федерации
от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ч. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет.
Участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии права у муниципального образования распоряжаться данными земельным участком.
Бездействие администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства, является незаконным.
Согласно ст. 19 ч. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного Кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В настоящее время администрацией сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области межевание земельных участков, занятых кладбищами, не проведено, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, не возможно оформление права собственности на них, так как земельные участки не сформированы.
Согласно ст. 79 ч. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ст. 2 ч. 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно ст. 8 ч. 1 п. 2 Земельного Кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию установлены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.05.2010 № 168 «Об описании ходатайства о переводе находящемся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов», в частности в ходатайстве необходимо указывать кадастровый номер земельного участка, категорию земельного участка, его площадь и местоположение, обоснование перевода земельного участка в другую категорию. К ходатайству прилагаются документы, в частности: выписка из государственного кадастра недвижимости, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, акт выбора земельного участка.
Согласно ст. 7 ч. 1 п. 2, ч. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в другую категорию не допускается.
Согласно ст. 3 ч. 4 п. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Согласно ст. 5 ч. 1, ч. 2 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, администрацией сельского поселения не принято мер по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность: не проведено межевание земельных участков, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в случае, если в ходе межевания будет установлено, что он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, предстоит изменить категорию земельного участка,
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения обязанности в натуре.
Согласно п. 2 ст. 206 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для оформления права собственности на земельные участки, занятые кладбищами, необходимо провести межевание, постановку на кадастровый учет, при необходимости перевести его из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что требует значительного времени и затраты бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, представляется возможным предоставить ответчику срок для выполнения действий, направленных на оформление земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность в установленном порядке с приложением всех необходимых документов- до (дата)
Просят признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, в срок до (дата)
Помощник прокурора Савельев К.А. в судебном заседании исковые требования о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, в срок до (дата) поддержал.
Представитель ответчика - сельского поселения Ильгощи в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица администрация Рамешковского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Выслушав объяснения помощника прокурора Савельева К.А., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При проведении прокуратурой проверки было установлено, что на территории сельского поселения Ильгощи имеется три кладбища, расположенных в (адрес). Данные обстоятельства подтверждаются информацией администрации сельского поселения Ильгощи.
Межевание земельных участков, занятых кладбищами, не проводилось, на кадастровом учете они не состоят. Указанные земельные участки в муниципальную собственность сельского поселения Ильгощи не оформлены ....
Согласно ст. 14 ч. 1 п. 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 9 Устава сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 1.3), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений (п. 1.21) ....
Согласно ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 16 п. 4, п. 5 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами к собственности муниципальных образований.
Соответственно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям ст. 50 ч.2 п. 3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 209, ст. 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации,
ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Таким образом, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Следовательно, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствие оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Согласно ст. 14 ч. 1 п. 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст. 17 п. 3, п. 4 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации № 84 от 28.06.2011, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ч. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствие оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участков лицом, обладающим такими полномочиями.
Согласно ст. 19 ч. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу ст. 11 ч. 2 Земельного Кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В настоящее время администрацией сельского поселение Ильгощи работа по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность не начата, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем не возможно оформление права собственности на них, так как земельные участки не сформированы.
В соответствии со ст. 79 ч. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 2 ч. 1 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно ст. 8 ч. 1 п. 2 Земельного Кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию установлены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 168 от 17.05.2010 «Об описании ходатайства о переводе находящемся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов», в частности в ходатайстве необходимо указывать кадастровый номер земельного участка, категорию земельного участка, его площадь и местоположение, обоснование перевода земельного участка в другую категорию. К ходатайству прилагаются документы, в частности: выписка из государственного кадастра недвижимости, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, акт выбора земельного участка.
Статьей 7 ч. 1 п. 2, ч. 2 Федерального закона Российской Федерации
№ 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в другую категорию не допускается.
В соответствии со ст. 3 ч. 4 п. 2 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
В силу ст. 5 ч. 1, ч. 2 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения Ильгощи не принято мер по оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность: не проведено межевание земельных участков, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в случае, если в ходе межевания будет установлено, что он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, предстоит изменить категорию земельного участка, затем обратиться в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, оформить и зарегистрировать свое право в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, суд приходит к вывод о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ильгощи по организации на территории сельского поселения Ильгощи мест захоронений в соответствии с Земельного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации
№ 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле».
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения обязанности в натуре.
Согласно п. 2 ст. 206 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для оформления права собственности на земельные участки, занятые кладбищами, необходимо провести межевание, постановку на кадастровый учет, при необходимости перевести его из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что требует значительного времени и затраты бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, суд находит возможным предоставить ответчику срок для выполнения действий, направленных на оформление земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность в установленном порядке с приложением всех необходимых документов- до 31.12.2014.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206,
258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Рамешковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению земельных участков, занятых кладбищами, в муниципальную собственность и возложении обязанности оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, на земельные участки кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области по организации на территории муниципального образования мест захоронения, соответствующего требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области в срок до (дата) оформить правоустанавливающие документы, соответствующие нормам земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства на земельные участки кладбищ, расположенные на территории сельского поселения Ильгощи Рамешковского района Тверской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий подпись Т.М. Волкова
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.