Гражданское дело №2-1-184/2023
УИД 57RS0020-01-2023-000212-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2023 года пгт. Хотынец
Хотынецкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Е.И.,
при секретаре Симагиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хотынецкого районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к отделу поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области о понуждении к исполнению обязанности в сфере охраны окружающей среды,
установил:
Хотынецкая межрайонная прокурора Орловской области обратилась в суд с иском к отделу поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области о понуждении к исполнению обязанности в сфере охраны окружающей среды, мотивируя своя требования тем, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Распоряжением администрации Хотынецкого района от 19.11.2021 года №31-р утвержден реестр площадок для накопления ТКО в пгт. Хотынец. Проведенной проверкой установлено, что в пгт. Хотынец, в южном направлении, вблизи ----------, а также по координатам 53.116826, 35.385333, на участке неразграниченной собственности, имеются две несанкционированные стихийные свалки коммунальных и бытовых отходов, образованные в результате жизнедеятельности населения пгт. Хотынец Орловской области.
Указывает на то, что по результатам проверки межрайонной прокуратурой N-числа начальнику отдела поселковой работы администрации Хотынецкого района внесено представление, которое рассмотрено N-числа, однако, нарушения фактически не устранены. Согласно предоставленным сведениям отдела поселковой работы, на данном участке местности определено место для сжигания веток, сухой травы и растительности. Однако, отделом поселковой работы не учтена образовавшаяся на данном месте стихийная свалка бытовых отходов, а также вблизи указанной территории по координатам 53.116826, 35.385333, где жители поселка Хотынец размещают отходы жизнедеятельности.
Непринятие мер по санитарной очистке и уборке территории может повлечь загрязнение окружающей природной среды, рост обоснованных обращений граждан за защитой своих прав в межрайонную прокуратуру и органы местного самоуправления, а также создает угрозу санитарно – эпидемиологического благополучия, нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Считает, что причинами и условиями допущенных нарушений законодательства явились ненадлежащее исполнение должностными лицами отдела поселковой работы администрации Хотынецкого района своих должностных обязанностей, а также отсутствие необходимого контроля за работой подчиненных со стороны ответственных должностных лиц, что является недопустимым.
Просит суд обязать отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок отходов в южном направлении, вблизи ---------- пгт. Хотынец, а также по координатам 53.116826, 35.385333, на участке неразграниченной собственности.
В судебное заседание представитель истца- помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Павлова Е.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что поддерживает заявленные исковые требования в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – отдела поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области Рыжов А.Н. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что против удовлетворения исковых требований Хотынецкого межрайонного прокурора не возражает, иск признает.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих сельских поселений. Аналогичные нормы закреплены также в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в ч. 1 ст. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах, производства потребления».
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из положений п. 19 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» следует, что раздел «Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. «а» п. 3 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила), условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Судом установлено и представителем ответчика не оспаривается, что распоряжением администрации Хотынецкого района от 19.11.2021 №31-р утвержден реестр площадок для накопления ТКО в пгт. Хотынец.
Помощником Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Павловой Е.А. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что в пгт. Хотынец, в южном направлении, вблизи ----------, а также по координатам 53.116826, 35.385333, на участке неразграниченной собственности, имеются две несанкционированные стихийные свалки коммунальных и бытовых отходов, образованные в результате жизнедеятельности населения пгт. Хотынец Орловской области, о чем был составлен акт обследования с фототаблицами к нему <данные изъяты>
По результатам проверки межрайонной прокуратурой N-числа в адрес начальника отдела поселковой работы администрации Хотынецкого района было внесено представление <данные изъяты>
Согласно ответа отдела поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области от N-числа исх. №, представление прокурора рассмотрено. Согласно предоставленным сведениям, на данном участке местности определено место для сжигания веток, сухой травы и растительности. Однако, отделом поселковой работы не учтена образовавшаяся на данном месте стихийная свалка бытовых отходов, а также вблизи указанной территории по координатам 53.116826, 35.385333, где жители поселка Хотынец размещают отходы жизнедеятельности <данные изъяты>
Выявленные в ходе проверки нарушения фактически не устранены.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что непринятие мер по санитарной очистке и уборке территории может повлечь загрязнение окружающей природной среды, рост обоснованных обращений граждан за защитой своих прав в межрайонную прокуратуру и органы местного самоуправления, а также создает угрозу санитарно – эпидемиологического благополучия, нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено и стороной ответчика не оспаривается тот факт, что причинами и условиями допущенных нарушений законодательства явились ненадлежащее исполнение должностными лицами отдела поселковой работы администрации Хотынецкого района своих должностных обязанностей, а также отсутствие необходимого контроля за работой подчиненных со стороны ответственных должностных лиц, что является недопустимым.
С учетом изученных доказательств, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 39, части 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск и при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с частью 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем указано в его письменном заявлении.
Учитывая, что признание представителем ответчика иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, суд принимает признание иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области, подлежат удовлетворению.
При определении срока исполнения решения, суд учитывает обстоятельства дела, баланс интересов сторон, а также реальную возможность исполнения решения, особенности финансирования необходимых мероприятий.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу является разумным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 173, статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области удовлетворить.
Обязать отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области (<данные изъяты>) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок отходов в южном направлении, вблизи ---------- пгт. Хотынец, а также по координатам 53.116826, 35.385333, на участке неразграниченной собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.И. Миронова