Дело №2-366/2024
УИД 61RS0025-01-2024-000488-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Багаевская Ростовской области 02 мая 2024 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
при секретаре Золотарёвой К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Багаевского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Арпачинской средней общеобразовательной школе об обязании провести осмотр здания, установить замки безопасности на оконные блоки,
установил:
Истец обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Арпачинской средней общеобразовательной школе, об обязании провести осмотр здания, установить замки безопасности на оконные блоки, указывая в обоснование иска следующее.
Прокуратурой Багаевского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности в МБОУ Арпачинской СОШ.
По результатам проверки установлено, что в нарушение п. 8.2 «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (далее-Свод Правил), ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ текущие и сезонные осмотры, в том числе оконных блоков на предмет выявления неисправностей, их своевременного устранения и поддержания оконных блоков в надлежащем состоянии должностными лицами школы не проводятся.
Более того, в нарушение п. 3 и 15 ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 п. 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ во взаимосвязи с пп. «а, б» пункта 17 Требований выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению охраны здоровья обучающихся во время пребывания в зданиях образовательного учреждения, в виде отсутствия замков безопасности на окнах, предотвращающих травматизм и возможность выпадения детей из окон, а также неправомерное проникновение в образовательное учреждение посторонних лиц.
Таким образом, МБОУ Арпачинская СОШ реализует образовательные программы в зданиях, не соответствующих требованиям законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности. Образовательной организацией не обеспечены безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с требованиями законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности.
Имеющиеся нарушения требований норм законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности, не позволяют обеспечить безопасность в чрезвычайных ситуаций на территории образовательных организаций, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательные организации.
По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района директору МБОУ Арпачинской СОШ 21.03.2024 внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона не устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Истец просит суд: обязать МБОУ Арпачинскую СОШ (ИНН: 6103005308, ОГРН: 1026100705630) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с п. 8.2 «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» провести сезонный осмотр здания по адресу: Багаевский район, х. Арпачин, ул. Советская, 56.
Обязать МБОУ Арпачинскую СОШ (ИНН: 6103005308, ОГРН: 1026100705630) в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей путем установки замков безопасности на распашную створку оконных блоков зданий по адресу: <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора М.А. Филонова исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик МБОУ Арпачинская СОШ извещен о судебном заседании надлежащим образом. До начала судебного заседания ответчик в лице директора Арпачинской СОШ, ФИО9., направили заявление о признании иска, положения ст.ст. 35,39,173 ГПК РФ понятны. Представитель ответчика ФИО10 просила рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Третье лицо- Отдел образования администрации Багаевского района Ростовской области извещен о судебном заседании надлежащим образом. До начала судебного заседания третье лицо в лице представителя по доверенности, ФИО11. направили ходатайство о признании иска и рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных участников процесса по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, ознакомившись с материалами дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пунктов 3 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии - с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны здоровья. Частью 7 статьи 28 этого же Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников организации.
Согласно пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся в числе прочего включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подпункту «а, б» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 введен в действие ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 23166-99), требования которого являются обязательными.
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями законодательства (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
По результатам проверки установлено, что в нарушение п. 8.2 «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» (далее-Свод Правил), ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ текущие и сезонные осмотры, в том числе оконных блоков на предмет выявления неисправностей, их своевременного устранения и поддержания оконных блоков в надлежащем состоянии должностными лицами школы не проводятся.
Более того, в нарушение п. 3 и 15 ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, пункта 5.1.8 ГОСТ 23166-99 п. 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ во взаимосвязи с пп. «а, б» пункта 17 Требований выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению охраны здоровья обучающихся во время пребывания в зданиях образовательного учреждения, в виде отсутствия замков безопасности на окнах, предотвращающих травматизм и возможность выпадения детей из окон, а также неправомерное проникновение в образовательное учреждение посторонних лиц.
Таким образом, МБОУ Арпачинская СОШ реализует образовательные программы в зданиях, не соответствующих требованиям законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности. Образовательной организацией не обеспечены безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с требованиями законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности.
Имеющиеся нарушения требований норм законодательства о муниципальной собственности и охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности, не позволяют обеспечить безопасность в чрезвычайных ситуаций на территории образовательных организаций, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних воспитанников, учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательные организации.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
В соответствии с частью 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание ответной стороной исковых требований принимается судом в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, так как признание иска не нарушает законных прав и охраняемых интересов иных лиц.
Поскольку ответчиком исковые требования признаны в полном объеме и судом принимается признание иска, то суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.
Судом не установлено каких-либо оснований для отказа в принятии признания иска ответчиком, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что признание иска может быть принято.
В соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Багаевского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ - удовлетворить.
Обязать МБОУ Арпачинскую СОШ (ИНН: 6103005308, ОГРН: 1026100705630) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с п. 8.2 «СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» провести сезонный осмотр здания по адресу: <адрес>
Обязать МБОУ Арпачинскую СОШ (ИНН: 6103005308, ОГРН: 1026100705630) в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья детей путем установки замков безопасности на распашную створку оконных блоков зданий по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 07.05.2024 года.
Судья М.Г. Величко