Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2024 (2-1279/2023;) ~ М-1300/2023 от 25.12.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 января 2024 года    с. Исянгулово РБ

Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Елькиной Е.Д.

при ведении протокола помощником судьи Карагузиным А.З.,

с участием помощника прокурора Зианчуринского района РБ Ханнанова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-95/2024 по исковому заявлению прокурора Зианчуринского района Республики Башкортостан действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о возложении обязанностей по организации накопления бытовых отходов,

установил:

Прокурор Зианчуринского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР Зианчуринский район РБ о возложении обязанностей по организации накопления бытовых отходов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами в администрации МР Зианчуринского района.

Как выявлено в ходе проверки в нарушение вышеуказанных требований законодательства очистка канализационных сетей, дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, не осуществляется, очистные сооружения на территории муниципального района Зианчуринский район отсутствуют, Администрацией района действенные меры, направленные строительство очистных сооружений, не принимаются.

При этом только в с. Исянгулово проживает около 9 тыс. человек, расположено 57 многоквартирных домов, 92 организации различных формы собственности и 8 образовательных учреждений. Обслуживающим деятельность указанных учреждений предприятием, в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, ежедневно вывозится более 114 куб.м. жидких бытовых отходов, которые сливаются на рельеф местности загрязняя почву и оказывая негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, согласно сведениям Муниципального Унитарного Предприятия сельского поселения Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ «Жилищно-Коммунальная, Строительная Кампания» (далее – МУП ЖКСК), (ИНН 0222007342, ОГРН 1150280049204)сбор и транспортировка ЖБО по обслуживаемым многоквартирным домам, а также организациям, предприятиям, учреждениям, по заявкам физических лиц осуществляется на бывший полигон твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ, с кадастровым .....

Согласно сведениям, предоставленным администрацией сельского поселения Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ, следует, что на территории сельского поселения централизованная система водоотведения и канализации и очистные сооружения отсутствуют. Сбор ЖБО осуществляется в выгребных ямах, расположенных возле многоквартирных домов. Вывоз ЖБО осуществляет МУП ЖКСК на территорию бывшего полигона твердых бытовых отходов, с кадастровым .....

В ходе осмотра земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., площадью 3,66 га,категория земель - Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование – «Для размещения полигона твердых бытовых отходов села Исянгулово» установлено, что земельный участок используется населением для размещения отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (растительные и древесные отходы).

Вывоз жидких бытовых отходов за пределы муниципального района является нецелесообразным.

Таким образом, администрацией муниципального района Зианчуринский район меры по организации водоотведения не принимается, жидкие бытовые отходы сливаются в непредназначенные для этого места, что негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории района.

По факту указанных нарушений прокуратурой района в адрес Администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер, направленных на устранение нарушений, не принято.

В настоящем иске прокурор района просит возложить на Администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан обязанность по организации пунктов накопления бытовых отходов, предусмотренных пунктом 18 правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и определению порядка вывоза жидких бытовых отходов из жилых домов и организаций без централизованной системы водоотведения к этим пунктам бытовых отходов, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Зианчуринского района РБ Ханнанов И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика Администрации МР Зианчуринский район РБ, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации МР Исянгуловский с/с МР Зианчуринский район РБ, МУП «ЖКСК» в судебное заседание не явились, будучи извещенными судом надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Определить круг лиц, права которых могут быть нарушены в данном случае, определить невозможно.

Нормами статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ (далее – Закон №52-ФЗ)«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункта 2 статьи 22 Закона №52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Зианчуринского района РБ проведена проверка санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами в администрации МР Зианчуринского района.

Как выявлено в ходе проверки в нарушение вышеуказанных требований законодательства очистка канализационных сетей, дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, не осуществляется, очистные сооружения на территории муниципального района Зианчуринский район отсутствуют, Администрацией района действенные меры, направленные строительство очистных сооружений, не принимаются.

При этом только в с. Исянгулово проживает около 9 тыс. человек, расположено 57 многоквартирных домов, 92 организации различных формы собственности и 8 образовательных учреждений. Обслуживающим деятельность указанных учреждений предприятием, в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, ежедневно вывозится более 114 куб.м. жидких бытовых отходов, которые сливаются на рельеф местности загрязняя почву и оказывая негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, согласно сведениям Муниципального Унитарного Предприятия сельского поселения Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ «Жилищно-Коммунальная, Строительная Кампания» (далее – МУП ЖКСК), (ИНН 0222007342, ОГРН 1150280049204)сбор и транспортировка ЖБО по обслуживаемым многоквартирным домам, а также организациям, предприятиям, учреждениям, по заявкам физических лиц осуществляется на бывший полигон твердых бытовых отходов на территории сельского поселения Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ, с кадастровым №.....

Согласно сведениям, предоставленным администрацией сельского поселения Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ, следует, что на территории сельского поселения централизованная система водоотведения и канализации и очистные сооружения отсутствуют. Сбор ЖБО осуществляется в выгребных ямах, расположенных возле многоквартирных домов. Вывоз ЖБО осуществляет МУП ЖКСК на территорию бывшего полигона твердых бытовых отходов, с кадастровым .....

В ходе осмотра земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ...., площадью 3,66 га,категория земель - Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование – «Для размещения полигона твердых бытовых отходов села Исянгулово» установлено, что земельный участок используется населением для размещения отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам (растительные и древесные отходы).Вывоз жидких бытовых отходов за пределы муниципального района является нецелесообразным.

В силу статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).

В силу п.п. 17,18 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», (далее - Правила) утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.

Согласно п. 23 Правил удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 7 закона Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» обязанность по организации в границах муниципального района водоотведения возложена на органы местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 43.1 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Также в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона №7-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Частью 2 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, обеспечению, в том числе
с использованием централизованных систем водоотведения, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности
в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная
и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Исходя из положений ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона
от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
(далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения
на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем водоснабжения
и водоотведения поселений, городских округов, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ.

На основании требований п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Сточные воды централизованной системы водоотведения – принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод
(п. 23 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

В п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства очистка канализационных сетей, дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, не осуществляется, очистные сооружения на территории муниципального района Зианчуринский район отсутствуют, Администрацией района действенные меры, направленные строительство очистных сооружений, не принимаются.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Зианчуринского района РБ к Администрации МР Зианчуринский район РБ о возложении обязанностей по организации накопления бытовых отходов.

Руководствуясь ст.ст. 56,67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, -░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 № 3 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

2-95/2024 (2-1279/2023;) ~ М-1300/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зианчуринского района РБ
Ответчики
Администрация МР Зианчуринский район РБ
Другие
Администрация СП Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ
МУП СП Исянгуловский сельсовет МР Зианчуринский район РБ "Жилищно - Коммунальня, Строительная Кампания"
Суд
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Елькина Е.Д.
Дело на сайте суда
kugarchinsky--bkr.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
27.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
27.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее