№...
№...
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Печорский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Васевчик Е.П.
при секретаре Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре **.**.** апреля 2021 года дело по иску ФИО2 к Главе администрации СП «Озерный» взыскании компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Главе администрации СП «****» о взыскании компенсации в размере 600 000 руб., в обоснование требований указывая, что он и его семья зарегистрированы по месту проживания в ********** в **********, фактически дом снесен. При обращении в администрацию СП «Озерный» для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцу было отказано. В настоящее время истец содержится в исправительном учреждении, однако при освобождении ему установлен административный надзор, для соблюдения условий которого ему необходимо находится дома в ночное время суток, при нарушении установленного режима истец будет привлечен к ответственности. У истца имеется двое несовершеннолетних детей, чьи права так же нарушены незаконным отказом в постановке на учет и предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи истец на требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, указав, что компенсация 600 000 руб. необходима ему для приобретения другого жилого помещения взамен непригодного.
Ответчик Глава администрации СП «****» ФИО5, действующий на основании устава, исковые требования не признал по доводам.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация СП «****», в качестве третьего лица - администрация МР «Печора, ФИО9, ФИО10
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчика администрации СП «****», третьего лица администрации МР «Печора», третьих лиц ФИО9, ФИО10, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
По общему правилу, установленному статьей 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
Согласно пункту 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что с **.**.** по настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: **********.
Согласно сведений администрации СП «****» в жилом помещении расположенном по адресу: ********** по месту проживания зарегистрированы истец ФИО2 с **.**.**, ФИО9 (сожительница) с **.**.**, несовершеннолетние дети ФИО6 с **.**.**, ФИО7 с **.**.**
По информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ********** на жилое помещение по адресу: **********, не зарегистрировано прав личной собственности.
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по **********, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» за ФИО2 право собственности на иные объекты недвижимого имущества на территории ********** и ********** не зарегистрировано.
Спорное жилое помещение отсутствует в реестре муниципальной собственности МО МР «Печора».
На основании акта №... от **.**.** городской межведомственной комиссии жилое помещение по адресу: ********** признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
ФИО2 в администрации МР «Печора» на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда не состоял и не состоит, жилой ********** в ********** в ********** аварийным, подлежащим сносу и непригодным для проживания не признавался, обследование не проводилось.
По сведениям администрации СП «**** в декабре 2015 года ФИО2 обратился в администрацию МР «Печора» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, указанное обращение было перенаправлено в администрацию СП «Озерный» и рассмотрено.
Распоряжением администрации СП «****» от **.**.** ФИО2 было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, так как не представлены в полном объеме документы, подтверждающие право состоять на учете.
Указанное распоряжение не оспаривалось истцом, незаконным не признано.
**.**.** ФИО2 администрацией СП «****» разъяснено о необходимости предоставления сведений о доходах за последние 12 месяцев и о невозможности приобщения справки о пенсии заявителя, с разъяснением положений №...-РЗ от **.**.** «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда в **********».
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
То есть принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона Республики Коми от 10 ноября 2005 года N 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми», в целях признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданин представляет в орган местного самоуправления по месту своего жительства или месту пребывания запрос по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону с приложением документов, в том числе документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за последние двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи запроса (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 9 части 2 настоящей статьи).
В нарушение указанных требований ФИО2 в адрес администрации СП «****» указанные документы представлены не были.
Доводы истца о нарушении его прав действиями ответчика являются несостоятельными, поскольку действующее жилищное законодательство предусматривает порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, жилыми помещениями по договору социального найма. Данный порядок стороной ответчика не был нарушен.
В настоящее время истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, его жилищные права на предоставление жилого помещения в порядке очередности ответчиком не нарушены.
На основании постановления главы администрации ********** от **.**.** №... в связи с реорганизацией совхозов «****», «****» и «**** жилой фонд в ********** был передан безвозмездно жителям данного населенного пункта.
Согласно приложению к данному постановлению ********** Совхозе Кедровый Шор была передана ФИО8
**.**.** ФИО8 было выдано регистрационное удостоверение №... о регистрации права частной собственности на жилое помещение – ********** доме инв. №... по ********** «Кедровый шор».
Постановлением администрации Кедровошорского сельсовета МО «********** и подчиненная ему территория» №... от **.**.** с целью упорядочения адресного плана на территории Кедровошорского сельсовета были присвоены названия улицам согласно приложению, в т.ч. **********. Собственником ********** также значится ФИО8
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение, в котором истец зарегистрирован по месту жительства, находится в личной собственности ФИО8 и не является муниципальным.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права.
Представление доказательств является процессуальной обязанностью сторон (статья 56 ГПК РФ).
Истцом не представлено допустимых доказательств причинения нравственных и физических страданий действиями ответчика.
Истцом в администрацию СП «Озерный» не были представлены необходимые для постановки на учет нуждающихся документы, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для дела и влекущих гражданско-правовую ответственность ответчика, поскольку факт нарушения прав ответчика не доказан.
Исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на которых он настаивал в ходе судебного заседания (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Главе СП «****» о взыскании компенсации морального вреда в размере 600 000 рублей, - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.П. Васевчик
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.05.2021