Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-1/2023 (21-598/2022;) от 10.11.2022

Дело № 21-1/2023 (21-598/2022)

Судья Сливницына Н.АВ

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

9 января 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецова Сергея Викторовича на постановление государственного инспектора г. Шумерля и Шумерлинского района по пожарному надзору № 37 от 8 сентября 2022 года (далее – должностное лицо МЧС) и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника Большеалгашинского территориального отдела Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, Кузнецова Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),

установила:

постановлением должностного лица МЧС № 37 от 8 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года, Кузнецов С.В., на момент вменяемого административного правонарушения исполнявший обязанности начальника Большеалгашинского территориального отдела Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, Кузнецов С.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.

Проверив дело в полном объеме, мнение должностное лицо МЧС Виноградова Р.В., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Кузнецова С.В. и его защитника Кузнецовой Е.В., извещенных надлежащим образом, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кузнецова С.В. к административной ответственности).

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 19.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 19.12.1994 № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ установлены:

- полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов;

- полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Первичные меры пожарной безопасности перечислены в статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ постановлением Правительством Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пункту 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим (статья 30 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ).

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республик от 01.04.2022 № 127 с 15 апреля 2022 года на территории Чувашской Республики установлен особый противопожарный режим с 15 апреля 2022 г. до особого распоряжения о его отмене.

Как следует из постановления должностного лица МЧС № 37 от 8 сентября 2022 года, основанием для привлечения исполняющего обязанности начальника Большеалгашинского территориального отдела Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Кузнецова С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, послужил факт того, что на территории общего пользования, земельном участке, по адресу: <адрес> на расстоянии 50 м. от земельного участка с кадастровым номером по направлению на север, правообладателем которого является администрация Шумерлинского муницпального округа, в нарушение пункта 67 Правил не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы, в результате чего произошло распространение пожара, возникшего на указанном земельном участке в 11 часов 30 минут 27 июня 2022 года.

При рассмотрении жалобы Кузнецова С.В., судья районного суда согласился с законностью и обоснованностью постановления должностного лица МЧС № 37 от 8 сентября 2022 года.

Вместе с тем с вынесенными по делу актами согласиться нельзя в силу следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено в отношении исполняющего обязанности начальника Большеалгашинского территориального отдела Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики Кузнецова С.В.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории – в пределах административных границ следующих населенных пунктов: село Большие Алгаши, поселок Дубовка поселок Кабановой, поселок Подборное, выселок Ахмасиха, а также организация мероприятий по уборке и благоустройству на указанной подведомственной территории относятся к функциям Большеалгашинского территориального отдела Управления по благоустройству и развитию территории администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики (далее- Большеалгашинский территориальный отдел), что следует из пунктов 1.1, 3.1.12, 3.1.4 Положения от 8 апреля 2022 года № 243 (л.д. 43-44).

Согласно подпунктам 4, 26 пункта 3.5 должностной инструкции начальник Большеалгашинского территориального отдела обязан обеспечивать первичные меры пожарной безопасности на подведомственной территории, организовывать мероприятия по уборке и благоустройству территорий населенных пунктов (л.д. 20, 21).

Следовательно, по настоящему делу подлежит установление вины Кузнецова С.В. в неисполнении или ненадлежащем исполнением им своих служебных обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в пределах границ населенного пункта п. Дубовка.

Кузнецов С.В. при производстве по делу последовательно утверждал, что вмененные нарушения имели место за пределами населенного пункта п. Дубовка, где уборка сухой растительности и покос травы служебными обязанностями начальника Большеалгашинского территориального отдела не охватывается.

Должностное лицо МЧС и судья районного суда пришли к выводу, что допущенное нарушение имело место в границах населенного пункта п. Дубовка –территории, подведомственной Большеалгашинскому территориальному отделу, и тем самым Кузнецовым С.В. не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, и он как должностное лицо органа местного самоуправления является субъектом вмененного правонарушения.

Вместе с тем с данным выводом согласиться нельзя в силу следующего.

Из содержащихся в протоколе осмотра места происшествия от 27 июня 2022 года, план –схемы места пожара, плана места пожара, фототаблицы и данных публичной кадастровой карты следует, что горение сухой травянистой растительности, уборка которой не была произведена и где покос травы не производился, произошло в географических координатах <данные изъяты>, <данные изъяты> не в поселке Дубовка, а за пределами границ указанного населенного пункта, на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничена.

О пожаре на земельном участке, граничащем с населенным пунктом п. Дубовка, то есть вне границ населенного пункта, следует и из содержания писем администрации Шумерлинского муниципального округа от 29 декабря 2022 года № 03/03-5412, от 30 декабря 2022 года, № 09/9-5434.

При этом указание в этих письмах о том, что указанная территория общего пользования относится к территориальной подведомственности Большеалгашинского территориального отдела, суд второй инстанции отвергает, поскольку это не следует из Положения от 8 апреля 2022 года № 243 и должностной инструкции начальника указанного отдела, при этом доказательства о том, что органами местного самоуправления Шумерлинского муниципального округа приняты нормативные акты, возлагающие на Кузнецова С.В. обеспечение первичных мер пожарной безопасности и (или) организацию мероприятий по уборке благоустройству территорий за пределами границ населенного пункта п. Дубовка, к числу которых следует отнести уборку сухой травянистой растительности и покос травы, отсутствуют и в материалы дела не представлены.

Таким образом, Кузнецов С.В. субъектом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, не является, в его действиях состав указанного административного правонарушения отсутствует.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах постановление должностного лица МЧС № 37 от 8 сентября 2022 года и решение судьи районного суда от 26 октября 2022 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях Кузнецова С.В. состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора г. Шумерля и Шумерлинского района по пожарному надзору № 37 от 8 сентября 2022 года и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 26 октября 2022 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности начальника Большеалгашинского территориального отдела Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, Кузнецова Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья А.В. Голубев

21-1/2023 (21-598/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Кузнецов Сергей Викторович
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Статьи

ст. 20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
10.11.2022Материалы переданы в производство судье
06.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Судебное заседание
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023Дело оформлено
12.01.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее