Судья Савинкина Е.В. Дело № 12-208/2020 (№ 5-895/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу Старцева Владислава Евгеньевича на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Старцева В.Е.,
установил:
9 мая 2020 года полицейским ОР ППС ОМВД России по г. Ухте в отношении Старцева В.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым 9 мая 2020 года в 02 часа 55 минут Старцев В.Е., проживающий по адресу: <Адрес обезличен>, в нарушение требований пункта 20 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Главы Республики Коми от 03.04.2020 № 24), изданного во исполнение Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», без причины и острой необходимости выхода из места проживания, покинул место жительство и находился у дома <Адрес обезличен>.
Дело передано в Ухтинский городской суд Республики Коми для рассмотрения по подведомственности.
По результатам рассмотрения дела 14 мая 2020 года судьёй городского суда вынесено постановление, которым Старцев В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Старцев В.Е. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся по делу судебное постановление отменить, освободив от административной ответственности, ссылаясь на неверное установление судом обстоятельств правонарушения, не информирование его о введении режима самоизоляции и об ответственности за его нарушение, а также нарушение норм процессуального права, выразившееся в необеспечении защитником при составлении протокола об административном правонарушении, не извещении о дате и времени рассмотрения дела.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание Верховного суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие, явку которых обязательной не признаю.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Республике Коми принят Указ Главы Республики Коми от 15 марта 2020 г. N 116 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Главы Республики Коми от 30 апреля 2020 г. N 36), пунктом 20 которого предусмотрено, что с 00.00 часов 31 марта 2020 г. до 24.00 часов 11 мая 2020 г. гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Республики Коми, не покидать места проживания (пребывания), за исключением следующих случаев: обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", настоящим Указом, на основании пропуска, выдаваемого по форме и в порядке, установленном Администрацией Главы Республики Коми; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Республики Коми, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в абзаце третьем настоящего пункта (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки); следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Из анализа приведенных норм следует, что административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за совершение физическим лицом действий, выразившихся в нарушении пункта 20 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 г. N 16 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Главы Республики Коми от 30 апреля 2020 г. N 36), устанавливающего обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении на территории Республики Коми режима повышенной готовности.
Как усматривается из материалов дела, 09 мая 2020 года в 02 час. 55 мин. Старцев В.Е., проживающий по адресу: <Адрес обезличен> покинул место проживания по причине, не относящейся к случаям, перечисленным в качестве исключений в указанной выше норме, и находился у дома <Адрес обезличен>
Это действие не содержит деяния, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.05.202; рапортами сотрудников ОР ППСП ОМВД России по г. Ухте Агафонова А.В., Васильева Н.Н. от 09.05.2020; протоколом о доставлении Старцева В.Е. от 09.05.2020; письменным объяснением Старцева В.Е. от 09.05.2020, и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая Старцева В.Е. к административной ответственности по части 1 статьи статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд нижестоящей инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в его действиях события и состава вмененного правонарушения.
Вывод суда о наличии в деянии Старцева В.Е. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод заявителя о том, что в описательной части постановления судом неверно указано место его жительства, а именно: «ул. Строителей» вместо «ул. Печорская», не опровергает объективно установленный судом факт нарушения Старцевым В.Е. ограничений, установленных пунктом 20 Указа Главы Республики Коми от 15 марта 2020 г. N 16 "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Главы Республики Коми от 30 апреля 2020 г. N 36), и не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности.
Действия Старцева В.Е. квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вопреки утверждению заявителя, судом первой инстанции были приняты надлежащие меры по его извещению о времени и месте судебного заседания, а именно Старцев В.Е. извещался посредством СМС-сообщения.
То обстоятельство, что СМС-сообщение не было доставлено Старцеву В.Е., не может свидетельствовать о нарушении судьей части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку согласно имеющемуся в деле отчету об извещении с помощью СМС-сообщения (л.д. 16), СМС-сообщение было направлено по номеру телефона, указанному Старцевым В.Е. в протоколе об административном правонарушении, где он выразил согласие на уведомление его судом о месте и времени судебного заседания таким способом, дав обязательство ежедневно просматривать СМС-уведомления от Ухтинского городского суда Республики Коми; факт отправки СМС-сообщения зафиксирован.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает наказание для граждан в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ предписывает при назначении административного наказания физическому лицу учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ допускает устанавливать предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела следует, что Старцев В.Е., <Дата обезличена> года рождения, не работает, каких-либо доходов не имеет, административное правонарушение совершил впервые, свою вину признал полностью и в содеянном раскаялся.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о наличии совокупности обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, позволяющих назначить Старцеву В.Е. наказание в виде предупреждения, предусмотренное санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем считаю необходимым изменить постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми в части назначенного наказания в виде административного штрафа, заменив его на предупреждение, полагая, что такое наказание отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Старцева В.Е. изменить, заменить назначенный административный штраф в размере 1000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу Старцева В.Е. - без удовлетворения.
Судья- Н.Ю. Санжаровская