Дело № 2-3365/2023
Р Е Ш Е Н ИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Федерального судьи Суденко О.В.,
при секретаре Гвоздовской А.С.,
02 августа 2023 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском гражданское дело по исковому заявлению Гончаровой <...>, действующей в интересах несовершеннолетнего <...> к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Гончарова Н.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Гончарова А.А. обратилась в суд с иском, уточенным в ходе рассмотрения дела, к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение.
В обоснование, указав, что в настоящее время она совместно с ребенком принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Согласно постановлению администрации городского округа г. Волжский номер очередности по общему списку ФИО13, по списку граждан признанных в установленном порядке малоимущими ФИО14. Ее ребенок Гончаров А.А. является ребенком-инвалидом и нуждается в жилом помещении, обеспечивающем его проживание и развитие надлежащим образом. Просит суд обязать администрацию городского округа г. Волжский предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Истец в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.
Представитель истца Алабужев А.И. в судебном заявлении исковые требования и уточнения к ним поддержал, просил удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области и управления муниципальным имуществом администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области Арисова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, документы о наличии заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, истцом не представлены, в связи, с чем право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу части ФИО15 статьи ФИО16 ЖК Российской Федерации у истца не возникло. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей ФИО17 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этой же статьей Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создания условий для осуществления права на жилище.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу ФИО18 марта ФИО19 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно части ФИО20 статьи ФИО21 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт ФИО22 части ФИО23 статьи ФИО24, часть ФИО25 статьи ФИО26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ФИО27 ноября ФИО28 г. № ФИО29-ФЗ (статья ФИО30). До ФИО31 января ФИО32 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С ФИО33 января ФИО34 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье ФИО35 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ФИО36 ноября ФИО37 г. № ФИО38-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ФИО39 января ФИО40 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи ФИО41 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условия, вставшие на учет после ФИО42 января ФИО43 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть третья).
Согласно преамбуле Федерального закона от ФИО44 ноября ФИО45 года № ФИО46-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей ФИО47 Федерального закона от ФИО48 ноября ФИО49 года № ФИО50-ФЗ определено понятие социальной защиты инвалидов для целей реализации закона, включающее в себя систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Как следует из норм Федерального закона от ФИО51 ноября ФИО52 года № ФИО53-ФЗ, к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, и мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после ФИО54 января ФИО55 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъектов Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть ФИО56 статьи ФИО57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть ФИО58 статьи ФИО59 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье ФИО60 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть ФИО61).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть ФИО62 статьи ФИО63 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей ФИО64 (часть ФИО65) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт ФИО66 части ФИО67 статьи ФИО68 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом ФИО69 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (утв. постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской обл. от ФИО70 № ФИО71) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Среди прочих, заявитель самостоятельно представляет документ, выданный медицинской организацией, с указанием кода заболевания, включенного в Перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-ФИО72), - при наличии в составе семьи гражданина больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Результатом предоставления муниципальной услуги является решение администрации о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и выдача уведомления о принятии на учет либо решение администрации об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. ФИО73 регламента).
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации городского округа г. Волжский от ФИО74 октября ФИО75 года за № ФИО76 Гончарова Н.А. и ее несовершеннолетний ребенок Гончаров А.А. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при администрации городского округа г. Волжский, с составом семьи ФИО77 человека. Номер очередности по единому общему списку ФИО78 по списку граждан признанных в установленном порядке малоимущими ФИО79.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный по адресу: Волгоградская область г. <...>,ФИО80, основанием для регистрации права - постановление администрации городского округа г. Волжский от ФИО81 года.
Иных зарегистрированных прав на недвижимое имущество на имя истца и ее несовершеннолетнего ребенка в настоящее время отсутствуют.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истцов в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства.
Частью ФИО82 статьи ФИО83 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом ФИО84 части ФИО85 статьи ФИО86 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из выписки из медицинской карты Гончарова А.А. следует, что он является «ребенком-инвалидом» по заболеванию <...>
Как следует из сообщения Волжского филиала ГБУЗ «ВОКПБ №ФИО87» ГончаровА.А. <...>
Министерства здравоохранения Российской Федерации N ФИО88-н от ФИО89, <...>
Согласно справки ГБУЗ «ГДП № ФИО90» Гончаров А.А. в соответствии с приказом МЗ РФ от ФИО91 № ФИО92 нуждается в организации индивидуального обучения на дому по основным общеобразовательным программам и освобождении от уроков физической культуры.
Документы о наличии заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, действующий на момент возникновения спорных правоотношений истцом не представлены, в связи с чем, право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу части ФИО93 статьи ФИО94 ЖК Российской Федерации у нее не возникло.
Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном п.ФИО95 ч. ФИО96 ст. ФИО97 ЖК РФ перечне, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Гончаровой Н.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.ФИО98 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Гончаровой <...> (паспорт ФИО99), действующей в интересах несовершеннолетнего <...> в удовлетворении требований к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (инн ФИО100) о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено <...> года
Судья: подпись
Подлинник документа хранится
в Волжском городском суде
в гражданском деле № 2-3365/2023
УИД: 34RS0011-01-2023-004082-15