Дело № 72-748/2022
УИД: 66RS0051-01-2022-000503-56
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2021 года жалобу законного представителя МП«Серовавтодор» Клименкова Р.В. на постановление главного государственного санитарного врача в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах от 07 февраля 2022 года №13-01/27 и решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 07 апреля 2022 года № 12-44/2022, вынесенные в отношении муниципального предприятия «Серовавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением должностного лица МП «Серовавтодор» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей за повторное нарушение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе директор МП «Серовавтодор» Клименков Р.В. просит отменить состоявшиеся по делу решения, считает, что судьей неверно применены нормы материального права, полагает их незаконными, поскольку санитарные нормы и правила, нарушение которых вменено, не могут распространяться на объект, введенный в эксплуатацию до принятия СанПиН, кроме того указывает на неверную квалификацию вмененного правонарушения, поскольку повторность в действиях юридического лица отсутствует, так как с постановлением о привлечении МП «Серовавтодор» по ч. 4 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо также не согласно, при этом постановление о назначении наказания им не обжаловалось.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не нахожу.
Частью 5 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за повторное в течение года несоблюдение требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) ст. 11 устанавливает обязательность соблюдения санитарных правил для юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 22 ФЗ № 52 предписано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В силу пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21 санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктами 236, 237, 238, 250, 251, 252, 253, 255 СанПиН № 2.1.3684-21 установлено, что объекты размещения отходов должны быть обеспечены системами водоснабжения и водоотведения. Для перехвата поверхностного стока с территории объекта размещения отходов хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается система канав и ливневая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система. Для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения. По всему периметру зоны захоронения хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 метров. Заполнение полигона должно осуществляться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, послойным чередованием ТКО и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата. Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов. На полигонах ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза. По периметру всей территории полигона ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров. Отвод дождевых и талых вод хозяйственной зоны территорий полигонов ТКО хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему полигон, должен осуществляться в пруды из двух секций.
22 июля 2021 года вступило в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах № 13-01/362 от 12 июля 2021 года, вынесенное в отношении МП«Серовавтодор» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, в ходе административного расследования, проводимого в отношении МП «Серовавтодор» на основании определения от 29 декабря 2021 года № 66-13-02/158 по факту обращения В, 26 января 2022 года в 10:00 на объекте «полигон (свалка) ТБО», расположенном по адресу: Свердловская область, г. Серов, обнаружено повторное в течение года несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, что выразилось в следующем:
- объект размещения отходов не обеспечен системами водоснабжения и водоотведения (отсутствует на объекте система хозяйственно-питьевого водоснабжения, для питьевых целей используется привозная вода, туалет для персонала – на выгребе);
- для перехвата поверхностного стока с территории объекта размещения отходов МП «Серовавтодор», являющимся хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объект захоронения отходов – полигон ТБО – не предусмотрена система канав и ливневая канализация, а для отвода фильтрата – дренажная система, для очистки поверхностного стока и дренажных вод не предусмотрены локальные очистные сооружения;
- по всему периметру зоны захоронения, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим объект захоронения отходов – полигон ТБО – не предусмотрен кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 метров, на момент осмотра имеется водоотводная канава только в части полигона;
- заполнение полигона осуществляется без послойного чередования дренажных труб;
- МП «Серовавтодор» не осуществляет сбор фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации либо сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, поскольку на полигоне очистные сооружения на момент осмотра отсутствуют;
- не предусмотрена система сбора и отвода биогаза по всему полигону;
- по периметру всей территории полигона не устроено ограждение либо осушительная траншея глубиной не менее 2 м либо вал высотой не менее 2 м;
- отвод дождевых и талых вод с хозяйственной зоны территории полигона не осуществляется в пруды из двух секций – на момент проведения осмотра пруд-испаритель состоит из одной секции, что является нарушением Пунктами 236, 237, 238, 250, 251, 252, 253, 255 СанПиН № 2.1.3684-21 и отражено в протоколе осмотра (л.д. 26-28).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, в том числе: решением Серовского исполкома от 03 сентября 1980 года № 455 «Об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию городской свалки» (л.д. 11), актом приемки в эксплуатацию объекта (л.д. 12-14), обращением В (л.д. 20-21), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 22-23), определением об истребовании дополнительных необходимых сведений по делу об административном правонарушении (л.д. 24), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 26-28), копией постановления в отношении МП «Серовавтодор» по ч. 4 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 12 июля 2021 года с отметкой о вступлении в законную силу 22 июля 2021 года (л.д. 38-41).
По данному факту в отношении МП «Серовавтодор» по ч. 5 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 30-31), отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено постановление о назначении административного наказания, которое соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 5-8, 33-36).
Оценив добытые доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о вине МП«Серовавтодор», верно квалифицировав его действия по ч. 5 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено МП «Сероававтодор» справедливое, в соответствии с санкцией указанного закона.
Судьей районного суда дана полная оценка всем обстоятельствам по делу, проанализированы все имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований для изменения назначенного наказания не выявлено.
Ссылка законного представителя МП «Серовавтодор» на несогласие с постановлением о назначении административного наказания, вынесенного в отношении юридического лица по ч. 4 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием для отмены указанного постановления, кроме того, из жалобы следует, что названное постановление не обжаловалось, вступило в законную силу, а несогласие с ним не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Доводы жалобы о нарушении судьей районного суда норм материального права основаны на неверном толковании норм права, при этом по сути доводы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для которой не установлено.
Вопреки доводам жалобы наличие санитарно-эпидемиологического заключения от 2015 года не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, поскольку выявленные в 2022 году нарушения относятся к текущей деятельности полигона.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения состоявшегося по делу решения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного санитарного врача в г.Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах от 07 февраля 2022 года №13-01/27 и решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 07 апреля 2022 года № 12-44/2022, вынесенные в отношении муниципального предприятия «Серовавтодор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В. Краснова